Маршрут первой кругосветной экспедиции. Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского: описание, маршрут экспедиции. Основные события биографии. Экспедиции

  • Дата: 17.06.2022

После победных войн со Швецией и Османской империей к началу XIX века Россия закрепила за собой статус одной из ведущих мировых держав. Но мировая держава не может существовать без сильного флота, поэтому его развитию уделялось отдельное внимание. Например, русских офицеров отправляли набираться опыта на флоты зарубежных стран. Кратко о кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского вы узнаете в процессе прочтения статьи.

Подготовка

Идея Юрия Лисянского и Ивана Крузенштерна принадлежала последнему. Обдумывать ее он начал сразу по возвращению в Россию в 1799 году. Окончательный вариант был представлен в начале 1802 года и довольно быстро одобрен морским министром и министром коммерции. Уже 7 августа Крузенштерн был назначен командиром экспедиции. Заместителем стал его старый друг, знакомый еще со времен учебы в Морском корпусе, капитан-лейтенант Лисянский. Большая часть расходов кругосветного путешествия Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского были оплачены Российско-американской компанией. Купцы имели свой интерес, они надеялись на открытие нового перспективного морского маршрута, по которому можно было доставлять товары в Китай и русские поселения в Америке.

Приготовления к первому кругосветному плаванию Крузенштерна и Лисянского велись быстро, но тщательно. Корабли было решено не строить самим, а купить за рубежом. В Англии за семнадцать тысяч фунтов стерлингов были приобретены два трехмачтовых шлюпа, получивших название «Надежда» и «Нева». Первым командовал сам Крузенштерн, а вторым - Лисянский. Там же были закуплены необходимые навигационные приборы и прочее снаряжение для долгого плавания. Экипажи были набраны исключительно из русских матросов-добровольцев, несмотря на то, что Крузенштерну советовали пригласить опытных иностранных моряков. Это было необычное решение, ведь опыта дальних океанских походов у русских кораблей и экипажей не было. Кроме того, в состав экспедиции вошли несколько ученых, а также посол Резанов, который получил задание наладить связи с Японией.

Европа и Атлантический океан

26 июля (7 августа по новому стилю) 1803 года корабли экспедиции вышли из Кронштадта. Русских мореплавателей, отправляющихся в первое свое кругосветное путешествие, торжественно провожали местные жители и команды кораблей, стоящих на рейде. Через десять дней экспедиция дошла до Копенгагена, где в обсерватории были откорректированы хронометры. 26 сентября «Надежда» и «Нева» остановились в Англии, в Фалмуте, где задержались до 5 октября, чтобы проконопатить корпуса. Следующая остановка была сделана на Канарских островах, где запаслись провизией и пресной водой. После этого отправились к берегам Южной Америки.

26 ноября русскими кораблями был впервые пересечен экватор. Это событие отметили торжественным подъемом Андреевского флага и салютом из орудий. В декабре экспедиция подошла к острову Святой Екатерины у берегов Бразилии и остановилась там. «Нева» нуждалась в замене мачты, и ремонт затянулся до конца января. За это время участники экспедиции ознакомились с природой тропической страны. Многое вызывало удивление, ведь в южных тропических широтах январь является самым жарким месяцем, и перед путешественниками предстало все разнообразие животного и растительного мира. Было составлено детальное описание острова, внесены поправки и исправления в карту побережья, собраны десятки образцов различных видов тропических растений.

Тихий океан

Наконец, ремонт был закончен, поэтому первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского продолжилось. 20 февраля 1804 года корабли обогнули мыс Горн и продолжили свой путь уже по Тихому океану. Тут не обошлось без происшествий: из-за сильного ветра, дождей и тумана корабли потеряли друг друга из виду. Но командование экспедицией предусмотрело подобную возможность, опираясь на рассказы английских моряков о «неистовых пятидесятых» и «ревущих сороковых» широтах. В случае подобного развития событий было решено встретиться на острове Пасхи. «Нева» подошла к острову и, подождав там три дня, отправилась к где и встретилась с «Надеждой» возле острова Нукагива.

Выяснилось, что, потеряв из Лисянского, Крузенштерн направился на север, чтобы обследовать тамошнюю часть океана, но так и не нашел новой суши. Сам остров был детально описан, была собрана коллекция неизвестных науке растений, а Лисянский составил краткий словарь туземного языка. После этого корабли покинули Нукагиву, в мае вторично пересекли экватор и взяли курс на Гавайские острова, где разделились. «Надежда» отправилась на Камчатку, а «Нева» - к северо-западным берегам Америки.

Граф Федор Толстой

На пути к Камчатке на одном из островов экспедиция рассталась с одним из членов экипажа, Федором Толстым. Он был известнейшим представителем русского дворянства тех годов, причем славу свою получил за эксцентричное и провокационное поведение. Не изменил своему характеру он и в путешествии. В конце концов, Крузенштерну надоели выходки Толстого, поэтому он высадил его на берег. Оттуда Толстой добрался до Алеутских островов и Аляски, после чего вернулся обратно на Камчатку и через Дальний Восток, Сибирь и Урал прибыл в Петербург.

Камчатка

В начале июля «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский. К этому времени отношения между Крузенштерном и послом Резановым накалились до предела. Конфликт между ними возник еще в начале путешествия и был обусловлен тем, что, хотя Крузенштерн являлся командиром корабля, формально начальником экспедиции считался Резанов, причем о его статусе стало известно только после отбытия из Кронштадта.

Такое двоевластие просто не могло не сказаться во время первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского на дисциплине экипажа. Дело почти дошло до бунта, и посол был вынужден до прибытия в Петропавловск-Камчатский проводить все время в каюте. Сойдя на берег, он сразу же подал жалобу губернатору на действия Крузенштерна и экипажа. Впрочем, все разрешилось благополучно, и «Надежда» вышла в море и отправилась к берегам Японии.

Япония

26 сентября 1804 года корабль прибыл в порт Нагасаки. Но местные власти оказали русским морякам довольно холодный, даже враждебный прием. Сначала от них потребовали сдать пушки и вообще все огнестрельное оружие, только после этого кораблю было позволено зайти в бухту. «Надежда» простояла в гавани полгода, все это время морякам не разрешалось даже сойти на берег. В конце концов, послу сообщили, что император не может принять его. Более того, русским кораблям впредь запрещалось показываться вблизи японских берегов. Попытка установить дипломатические отношения закончилась провалом. Впрочем, это неудивительно, ведь Япония в тот период строго придерживалась политики изоляции и не собиралась от нее отказываться. Корабль вернулся в Петропавловск-Камчатский, где Резанова освободили от дальнейшего участия в плавании.

Впрочем, плавание в Японию не было напрасным. Европейцам был плохо известен тот регион, карты пестрели неточностями и ошибками. Крузенштерн составил описание западной береговой линии Японских островов, внес некоторые поправки в карты.

В июле 1805 года «Надежда» совершила еще одно плавание, на этот раз к берегам Сахалина. Пройдя с юга на север острова и попытавшись обогнуть его, экспедиция столкнулась с туманами и мелководьем. Крузенштерн ошибочно решил, что Сахалин - это полуостров, соединенный с материком перешейком, и повернул обратно на Камчатку. Пополнив запас провизии, совершив необходимый ремонт и загрузившись пушниной, шлюп в конце сентября отправился в Китай. По пути с карт были убраны несколько несуществующих островов, а сама «Надежда» несколько раз попадала в шторм. Поздней осенью корабль наконец бросил якорь в Макао и стал ждать прибытия Лисянского.

Путешествие «Невы»

После разделения на Гавайских островах «Нева» отправилась к побережью Северной Америки. Там экспедиция в первую очередь занялась гидрографическим описанием побережья. Кроме того, осенью 1804 года Лисянский вынужден был прервать научные исследования на острове Кадьяк и оказать помощь русским поселенцам в Америке, которые подверглись нападению туземцев. Разрешив проблемы поселенцев и выполнив необходимые астрономические наблюдения в тех местах, корабль вернулся на Кадьяк. Кроме гидрографических и астрономических наблюдений, осуществлялось наблюдение за погодой, а также была составлена карта Кадьякского архипелага.

После зимовки в 1805 году исследования побережья продолжились. Летом «Нева» бросила якорь в поселении Ново-Архангельске. Здесь экспедиция провела около двух месяцев, исследуя этот район. Проводилась разведка берегов и вылазки вглубь островов, было составлено их детальное описание. В частности, Лисянский поднялся на гору Эчком, которая являлась потухшим вулканом. Были сделаны наблюдения о растительности, смене температуры с высотой, собраны образцы вулканических пород. Лисянский обнаружил горячие источники на острове Баранова, вода которых имела лечебные свойства. Им же было собрано множество сведений о жизни индейцев и коллекция их бытовых предметов.

После завершения всех необходимых исследований «Нева» приняла груз пушнины, принадлежавшей Российско-американской компании, и 1 сентября отправилась к берегам Китая. Перед отплытием было заготовлено несколько десятков ведер дикого щавеля, который являлся проверенным средством от цинги. И действительно, случаев заболевания в дальнейшем пути не было.

Лисянский надеялся обнаружить неисследованную сушу и прокладывал маршрут через те участки океана, по которым до этого суда не ходили. Но эти поиски чуть не обернулись неприятностями: ночью 3 октября «Нева» села на мель. Как оказалось утром, это спасло корабль от столкновения с маленьким островом, находящимся в центре мели. Острову дали имя Лисянского. Он был необитаемым и весьма низким, в темноте тропической ночи его очень просто не заметить, а столкновение с каменистым берегом окончится гибелью корабля. «Нева» успешно снялась с мели и продолжила путь.

Тем не менее плавание Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского затягивалось, корабль не успевал к намеченному сроку, и Лисянский решил сместиться на юг, чтобы паруса наполнил попутный ветер. Возле Филиппин «Неву» сильно потрепал тайфун, пришлось даже выбросить за борт часть груза. Наконец, в середине ноября мореплаватели встретили первый китайский корабль. 21 ноября 1805 года «Нева» прибыла в Макао, где ее уже ожидала «Надежда».

Китай

По прибытии в Макао Крузенштерн известил губернатора о цели визита и убедил его разрешить «Надежде» остаться в порту до прибытия «Невы», даже несмотря на то, что военным кораблям там стоять запрещалось. Но уговорить местные власти на заход обоих суден ему сразу не удалось. Поэтому, когда «Нева» подошла к Макао, он перешел на нее и вместе с Лисянским отправился в порт.

С продажей мехов возникли определенные трудности, так как китайские купцы ждали разрешения правительства на то, чтобы вступить в торговые отношения с русскими. Наконец, при помощи местного английского торгового представительства удалось сбыть груз. Закупив китайские товары (чай, шелк, фарфор) и завершив торговые дела, экспедиция готовились к отправке, но тут вновь вмешались китайские чиновники, запретив кораблям покидать порт до получения разрешения. Спустя месяц разрешение наконец было получено, и 28 января 1806 года русские мореплаватели отправились в путь.

Возвращение

Во время плавания через Полинезию, Индийский и Атлантический океан каких-либо географических открытий сделано не было, так как этот маршрут был широко известен и давно исследован. Впрочем, несколько интересных событий все же случилось. До берегов Африки корабли шли вместе, но, проходя мимо попали в туман и 3 апреля потеряли друг друга из виду. По договоренностям на такой случай предполагалось вновь встретиться на острове Святой Елены. По прибытии туда Крузенштерн получил известие, что Россия и Франция находятся в состоянии войны. Это заставило его изменить дальнейший маршрут экспедиции кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и «Надежда» пошла вдали от европейских берегов, обогнув Британские острова.

Лисянский же решил возвращаться самостоятельно, не заходя на остров Святой Елены. Бросив якорь в Портсмуте и узнав о войне, он все же продолжил плавание через Ла-Манш. Так или иначе, оба корабля успешно завершили первое кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского. «Нева» вернулась в Кронштадт 22 июля, а «Надежда» пришла 7 августа 1806 года.

Значение

Первое русское кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского открыло новую страницу географических исследований. Экспедицией были открыты новые острова и стерты с карт несуществующие, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, установлена широта и долгота многих точек на карте. Обновленные карты малоизученных мест земного шара упростили дальнейшие экспедиции. После первого кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского было получено множество сведений о населении дальних земель, о его обычаях, культуре и быте. Собранный этнографический материал был передан Академии наук и послужил ценным источником информации. Во время путешествия также были составлены чукотский и айнский словари.

Исследования температуры воды в океанах, ее солености, течений, приливов и отливов не прекращались за все время путешествия, в дальнейшем полученные сведения станут одной из основ океанографии. Наблюдения за погодой в разных уголках земного шара впоследствии будут иметь значение для становления такой науки, как климатология. Ценность исследований и наблюдений русской экспедиции в том, что они проводились систематически, с помощью самых современных приборов, подобный подход на тот момент был новаторским.

Сведения, полученные в кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского (описание было представлено вашему вниманию в статье), были опубликованы в книгах Крузенштерна и Лисянского. К сочинениям прилагались атласы с новейшими картами и иллюстрациями природы и городов дальних стран. Данные труды, содержавшие множество сведений о малоисследованных землях, вызвали сильный интерес в Европе, вскоре были переведены на западноевропейские языки и изданы за рубежом.

Экспедиция стала первым русским кругосветным путешествием, матросами и офицерами впервые был приобретен опыт дальних плаваний, тем самым сформировалась основа для дальнейших географических открытий под русским флагом. В частности, в экипаж «Надежды» входили Фадей Беллинсгаузен - будущий и Отто Коцебу, совершивший в дальнейшем еще одно кругосветное путешествие, но уже в качестве командира экспедиции.























1 из 22

Презентация на тему: Экспедиции

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Айвазовский И.К. “Кораблекрушение” Период, с середины XV века до середины XVII века, ознаменовавшийся крупнейшими географическими открытиями, сделанными европейскими путешественниками, принято называть ЭПОХОЙ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ. Великие географические открытия шли по 3 направлениям: Южным путем - вокруг Африки; Западным - через Атлантический океан; Северным водным - вдоль северных окраин Евразии и Северной Америки, сухопутным - через Северную Азию. В эпоху ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ география стала одной из наиболее важных для человечества наук. Она обогатилась обширными сведениями об устройстве поверхности Земли, собрала много данных о природе и населении почти всей суши, получила новые представления о природе Мирового океана. В то время ГЕОГРАФИЯ выполняла в основном функцию ЗЕМЛЕОПИСАНИЯ, отвечала на вопросы: ЧТО? ГДЕ? Географические сочинения, карты и описания того времени выполняли в основном роль справочников. Эпоха Великих географических открытий

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Айвазовский И.К. “Море. Лунная ночь” 1878 Во второй половине XVII и в XVIII веках путешественники продолжали поиски новых морских проходов вокруг метериков, новых земель в океанах, исследовали неизвестные науке внутренние части континентов. В этот период впервые организуются НАУЧНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ, цель которых, наряду с открытиями, - исследование, объяснение причин географических явлений и процессов, особенностей природы отдельных территорий. Задачи землеописания постепенно заменялись исследовательскими задачами. Научные экспедиции

№ слайда 5

Описание слайда:

Великая Северная экспедиция Историческое плавание Федота Попова и Семена Дежнева в 1648 г. завершило открытие русскими побережья Северного Ледовитого океана от Белого моря до Чукотки. После этой экспедиции на картах должен был появиться пролив, соединяющий два океана: Ледовитый и Тихий. Однако в его существование поверили далеко не все, включая и первых лиц Российского государства. Слишком много явных и скрытых противоречий содержалось в челобитных и донесениях, составленных не очень грамотными и недостаточно искушенными в географических премудростях российскими первопроходцами XVI-XVII вв.. Их “байки” считались вымыслами, легендами. Даже сам император ПЕТР ВЕЛИКИЙ не до конца представлял себе истинные размеры и границы собственных владений на севере и востоке гигантской державы. Вот почему за несколько месяцев до своей кончины он повелел снарядить специальную экспедицию, которая была призвана ответить на “вечный” вопрос:

№ слайда 6

Описание слайда:

Великая Северная экспедиция Корабль Петра I. Ботик Петра I - дедушка русского флота. “ГДЕ ОНАЯ ЗЕМЛЯ СОШЛАСЬ С АМЕРИКОЙ?” И в январе 1725 года передовой отряд экспедиции, которую стали называть Первой Камчатской, отправился в дорогу, “самую дальнюю и трудную и прежде никогда не бывалую”. Экспедицией руководил капитан первого ранга российского флота Витус Беринг (1681 - 1741).

№ слайда 7

Описание слайда:

Великая Северная экспедиция Великая северная экспедиция - одна из крупнейших русских экспедиций (1733-1743), проект которой разрабатывался Сенатом совместно с Адмиралтейств-коллегией в Петербургской академии наук, в ней участвовало несколько тысяч человек. По существу, она объединила несколько экспедиций, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири - от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Это название “Великая Северная” точно ее характеризует, потому что более грандиозного географического предприятия до нее не было. (читайте книгу Б.Г.Островского) Петербургская академия наук.

№ слайда 8

Описание слайда:

Великая Северная экспедиция А началось все с петровского указа, постановившего перед Камчатской экспедицией Витуса Беринга выяснить, “… сошлись ли Америка с Азию… и все на карту исправно поставить”. Была составлена карта западного побережья полуострова и 16 Курильских островов, но на вопрос о существовании пролива между Азией и Америкой ответа не было. Тогда Сенат учредил новую камчатскую экспедицию. “Оная экспедиция самая дальная и трудная и никогда прежде небывалая, что в такие неизвестные места отправляются”, говорилось в Указе Сената. Цель северных отрядов этой экспедиции состояла в описании берегов Северного Ледовитого океана от устья Северной Двины до Чукотского моря и проверке возможности плавания вдоль берегов Сибири. Могила Витуса Беринга на Командорских островах.

№ слайда 9

Описание слайда:

Великая Северная экспедиция Важнейшие маршруты Великой Северной экспедиции 1734-1742 гг. ПЛАВАНИЯ: С.Муравьев и М.Павлов 1734 год С.Малыгин и А.Скуратов 1736-1737 гг. Дмитрий Овцын 1734, 1735, 1736-1737 гг. Федор Минин 1738, 1739, 1740 гг. Василий Прончищев 1735-1736 гг. Харитон Лаптев и Семен Челюскин 1739-1742 гг. П.Ласиниус и Дмитрий Лаптев 1735-1739 гг. СУХОПУТНЫЕ МАРШРУТЫ: Семен Челюскин, Харитон Лаптев, Никифор Чекин 1740-1742 гг. Дмитрий Лаптев 1741-1742 гг. Плавание В.И.Беринга и А.И.Чирикова привело к открытию части прибрежых районов Северо-Западной Америки, прилегающих к ним островов, части Алеутских островов и островов Беринга. От Камчатки до отряд М.Шпанберга и В.Вальтона доплыл до Японии и нанес на карту Курильские острова. В состав экспедиции входил и Академический отряд, целью которого было исследование внутренних районов Сибири и Камчатки. Опубликованные сводные карты экспедиции впервые давали правдоподобные очертания Северной Азии, части берегов Северо-Западной Америки, Курильских, части Алеутских и других островов Тихого океана.

№ слайда 10

Описание слайда:

Великая Северная экспедиция Ледокол Василий Прончищев “Челюскин” во льдах. Вставить хороший четкий фрагмент ССВ части России Великая Северная экспедиция - самая крупная исследовательская экспедиция в истории человечества. Морские и сухопутные отряды этой экспедиции исследовали и положили на карту северные и северо-восточные берега Евразии, достигли северо-западных берегов Северной Америки, открыли ряд островов у берегов Аляски. В результате деятельности русских мореплавателей и землепроходцев в ходе Великой Северной экспедиции владения Российской империи распространились на три Части Света: Европу, Азию и Америку.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) незадолго до смерти, в 1763 году, произнес пророческие слова: “Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном”. Самые “умные очи” России XVIII столетия разглядели в природе много такого, что оказалось недоступно другим. За что ни брался Ломоносов, он всегда опережал свое время. М.В.Ломоносов не совершил ни одного путешествия в неизведанные страны. И все же по праву считается одним из основоположников российской географии. В XVIII веке в России было совершено много поистине великих географических открытий. Чтобы нанести на карту исследованные области, в 1739 году при Академии наук был учрежден Географический департамент, трудами которого шесть лет спустя был издан “Атлас Российский”. Это стало важным событием в истории не только российской, но и мировой географии. Изучив и обобщив труды Великой Северной экспедиции, великий русский ученый М.В.Ломоносов в 60-е годы XVIIIвека разработал проект “проходу Сибирским океаном в восточную Индию”. В одной из своих од он писал: Колумбы русские, презрев угрюмый рок, Меж льдами новый путь отворят на восток, И наша достигнет в Америку держава.

№ слайда 13

Описание слайда:

Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич одним из первых понял, насколько важно отыскать и освоить Северный морской путь. Это оживило бы экономику Севера и Сибири, превратило страну в великуюморскую державу. Вклад Ломоносова в грядущее освоение Северного морского пути на современных картах отмечен названным его именем подводным хребтом, который поднимается со дна Северного Ледовитого океана. Примерно в этом месте, в центре Арктического бассейна, Ломоносов предполагал существование группы островов, изменяющих направления морских течений. Когда в апреле 1760 года Шведская Академия наук избрала М.В.Ломоносова своим Почетным членом, он вместе с благодарственным письмом отослал в Швецию работу “Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях”. В ней впервые были описаны и классифицированы полярные льды; объяснено, что плавающие “ледяные горы” (айсберги) происходят из ледников, спускающихся в море; приводятся сведения о приливах в северных морях. Ученый даже пытается оценить массу льда в различных частях совсем неисследованного тогда Северного Ледовитого океана.

№ слайда 14

Описание слайда:

Михаил Васильевич Ломоносов Ломоносов первым в России стал изучать верхние слои атмосферы. Он предвидел, что наступит время, когда с помощью различных приборов смогут предсказывать погоду: тогда “не будут зной, ни дождь опасен в поле”, а корабли будут “плавать по морю безбедно и спокойно”. В работе “О слоях земных” Ломоносов одним из первых высказал мысль об изменении климата нашей планеты в процессе ее развития. Изменения климата он связывал с астрономическими причинами - колебаниями наклона полярной оси и плоскости орбиты Земли. Ломоносову принадлежат такие слова о роли географической науки в жизни общества: “Что безопаснее плавающим море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседсво разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показует ГЕОГРАФИЯ”.

№ слайда 15

Описание слайда:

“РУССКИЙ КОЛУМБ” Григорий Иванович Шелехов Григорий Иванович Шелехов (1747 - 1795) уроженец города Рыльска Курской области. Мореплаватель, первым из русских купцов осознал необходимость создания крупных, экономически сильных компаний, которые могли бы открывать новые земли. Под его руководством была совершена экспедиция к берегам Аляски, о чем поведал Шелехов в своих “Странствиях из Охотска к Американским берегам”. Залив Шелехова

№ слайда 16

Описание слайда:

Джеймс Кук знаменитый английский мореплаватель (1728 - 1779) Большой вклад в развитие географии внесли экспедиции известного английского мореплавателя Джеймса Кука, имя которого стоит в одном ряду с Х.Колумбом и Ф.Магелланом. Три плавания совершил Дж. Кук в неизвестные тогда области Тихого океана, открыл восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею и ряд других островов. Исследовал он и приполярные и полярные области Земли, прошел через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан. Корабли Дж. Кука достигли и Южного полярного круга, но льды и туманы не позволили мореплавателю проникнуть дальше на юг.

№ слайда 17

Описание слайда:

XVIII - XIX - начало XX вв. Важнейший этап накопления знаний о Земле Многочисленные экспедиции XVIII - XIX и начала XX века обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты. Имена путешественников данной эпохи: Годы путешествий: Вклад ученых и путешественников в развитие знаний о Земле: Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский 1803 -1806 гг. Первая русская кругосветная экспедиция. Описание путешествия были изложены Крузенштерном И.Ф. В 3-х томном труде “Путешествие вокруг света в 1803 - 1806 гг. На кораблях “Надежда” и “Нева””. К описанию приложен атлас из 104 карт и рисунков; составлен атлас карт южных морей; проведены различные океанологические наблюдения, собраны данные об атмосфере, приливах и отливах Мирового океана.

№ слайда 18

Описание слайда:

Путешественники Имена путешественников данной эпохи: Годы путешествий: Вклад ученых и путешественников в развитие знаний о Земле: Василий Михайлович Головнин 1817 - 1819 гг. Совершил 2-е русское кругосветное путешествие, которое описал в книге “Путешествие вокруг света на шлюпе “Камчатка””. Его именем назван: залив в Беринговом море, пролив между островами в цепочке Курильских островов, гора и мыс на Новой Земле, вулкан на острове Кунашир. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев 1819 -1821 гг. Первая русская антарктическая экспедиция. Итог экспедиции заключался в том, что она доказала существование Южного материка - Антарктиды, описала характер ее берегов в ряде пунктов и определила границы. Экспедиция открыла много островов, внесла поправку в открытие Кука. Своими работами она положила начало изучению южной полярной области. Каждый день, несмотря на сложные метеорологические условия, велись научные наблюдения. По географическим результатам русская антарктическая экспедиция была величайшей в XIX веке.

№ слайда 19

Описание слайда:

Путешественники Имена путешественников данной эпохи: Годы путешествий: Вклад ученых и путешественников в развитие знаний о Земле: Александр Гумбольдт (немецкий естествоиспытатель, географ-теоретик, путешественник) XIX век “Вторым Колумбом” его прозвали за 30-томный труд “Путешествие по тропическим областям Нового Света”, в которм он изложил результаты своей 5-летней экспедиции в Америку. Его именем названы горные хребты в Центральной Азии и Северной Америке, гора на острове Новая Каледония, река, озеро, несколько населенных пунктов в Северной Америке, гора Гумбольдта у залива Гумбольдта, ледник в Гренландии, горы в Австралии, Новой Гвинеи и Новой Зеландии. Давид Ливингстон (английский путешественник) Исследователь Центральной и Южной Африки Давид Ливингстон всю жизнь посвятил изучению этого континента. Ни до него, ни после никто не сделал на этом континенте так много географических открытий.

№ слайда 20

Описание слайда:

Путешественники Имена путешественников данной эпохи: Годы путешествий: Вклад ученых и путешественников в развитие знаний о Земле: Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский 1856 - 1857 гг. Впервые посетил и нанес на карту эту огромную, неизвестную науке горную систему Средней Азии, которая до него оставалась “белым пятном”. В результате проведенного исследования он опроверг ошибочные взгляды А.Гумбольдта и доказал, что горы Тянь-Шань не вулканического происхождения, установил их вертикальные природные пояса, определил высоту снеговой линии, составил схему орографии… Почти полстолетия Петр Петрович возглавлял РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО. По его инициативе, при его поддержке, под его руководством проводились широкие исследования и создавались труды по географическому описанию России, был составлен 5-томный “Географическо-статистический словарь Российской империи”, в котором содержались имеющиеся сведения о реках6 озерах, морях, горных хребтах, городах, населенных пунктах, уездах, губерниях …

№ слайда 21

Описание слайда:

Путешественники Имена путешественников данной эпохи: Годы путешествий: Вклад ученых и путешественников в развитие знаний о Земле: Николай Михайлович Пржевальский 1870 - 1873 1876 - 1877 1879 - 1880 1883 - 1885 Первый европейский исследователь внутренних районов Центральной Азии. Он исследовал труднодоступные районы Монголии, Китая и Тибета, прошел по бескрайним монгольским степям, пересек пустыни Гоби, Алашань, Такла-Макан, плато Ордос и северные окраины высокогорного Тибета; исследовал верховья рек Хуанхэ, Янцзы и Тарим, озера Центральной Азии; открыл неизвестные доселе горные хребты в системах Наньшаня и Куньлуня… Его путешествия принесли мировую славу русской географической науке. По решению Российской Академии наук в его честь была выбита ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ с надписью “Первому исследователю Центральной Азии”. Николай Николаевич Миклухо-Маклай Жители Новой Гвинеи называли его “Человеком с Луны”. Многолетние исследования этого русского ученого и путешественника обогатили науку ценнейшими этнографическими сведениями о коренном населении островов Тихого океана, где ученый провел много лет. Открытие, обессмертившее его имя, это “открытие” им человека “среди первобытных людей”.

№ слайда 22

Описание слайда:

Продолжение следует….. (смотрите ЧАСТЬ 5) Новейшие открытия XX века. Многочисленные экспедиции XVIII - XIX и начала XX веков обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты. Так география от накопления традиционно справочного материала перешла к созданию комплексных описаний стран и отдельных иерриторий. Возникли первые теории о строении атмосферы, жвижении воздушных масс, учение о происхождении рельефа суши и его развитии под влиянием внутренних и внешних сил. Географы выдвинули идею единства и целостности всей природы Земли. Путешественники

Уверен, что многие люди знают о первом кругосветном путешествии под руководством Фернанда Магеллана. Это историческое событие сыграло ключевую роль в процессе открытия новых земель и территорий, но эта экспедиция была осуществлена испанцами, а мне хотелось бы рассказать о наших соотечественниках, которые смогли совершить подобный подвиг.

Общие сведения о путешествии

Русские решились на кругосветное путешествие значительно позже, чем испанцы во главе с Фернандом Магелланом. Это событие датируется 1803 годом, а продолжительность его составила столько же, как и у первой экспедиции - 3 года. Но если у испанцев был Магеллан, то кто были командующими у русских? Это были два человека, а именно: Юрий Лисянский и Иван Крузенштерн, которые командовали экипажами своих кораблей «Нева» и «Надежда». Далее я бы хотел сказать о значении этой экспедиции для России в общем. Она повлияла и на поднятие уровня русского флота, и, конечно же, принесла множество пользы в исследования мировых вод. Теперь хочу перейти, собственно, к маршруту, по которому двигалась экспедиция.


Описание путешествия русскими вокруг света

Начало путешествия ознаменовалось личным осмотром Александра I кораблей, которые стали домом для мореплавателей на следующие 3 года. Помимо этого, я могу выделить:

Теперь, что касается маршрута путешествия. Свое начало оно берет в Кронштадте, а первой остановкой был датский город Копенгаген, после которого экспедиция направилась в Британию, а дальше посетила Канарские острова и Испанию. После небольшой паузы они направились в Бразилию, посетили Остров Пасхи и Гавайские острова. Следующим адресатом был российский Петропавловск-Камчатский и Япония, потом Аляска, Китай и даже Макао, который расположен в Португалии. После посещения острова Святой Елены, Азорских островов и Портсмута в Великобритании, путешественники вернулись в Кронштадт.

Открытия Джеймса Кука

Джеймс Кук (рожд. 27 октября (7 ноября) 1728 года– смерть 14 февраля 1779 года) - английский военный моряк, путешественник-исследователь, картограф и первооткрыватель, член Королевского общества и капитан Королевских ВМС. Возглавил три кругосветные экспедиции по исследованию Мирового океана.

Основные события биографии. Экспедиции

1759 - 1760 — Исследовал и нанес на карту берега Канадской реки Св. Лаврентия.

1763 - 1766 — Нанес на карту берега Ньюфаундленда.

1768 - 1771 — Первая тихоокеанская экспедиция: исследовал Таити и острова Сообщества. Нанес на карту берега Новой Зеландии и восточной Австралии.

1772 - 1775 — Второе кругосветное путешествие: исследовал Таити и Новую Зеландию, посетил Маркизские о-ва, Новую Каледонию Новые Гебриды и другие о-ва Полинезии и Макранезии. Впервые в истории пересек Южный полярный круг. Исследовал Южную Георгию и Южные Сандвичевы.

1776 - 1780 — Третье кругосветное путешествие: поиск Северо-Западного прохода со стороны западного побережья Северо-Американского континента. Возвращение к Новой Зеландии и Таити. Посетил Гавайские о-ва.

Исследовал западное побережье Америки от Орегона до Поинт Барроу, Аляска.

1779 — В 1779 г. был убит в стычке с гавайцами.


Каково бы ни было мнение публики о моем плавании, я должен с чувством истинного удовлетворения, не требуя никаких иных наград, кроме признания, что я выполнил свой долг, закончить… отчет следующим образом: факты подтверждают, что мы доказали возможность сохранения здоровья многочисленного экипажа в долгом плавании, в разных климатических условиях, при неустанных трудах.

Джеймс Кук. «Путешествие к Южному полюсу и вокруг света»

Один из самых выдающихся деятелей в истории открытий. Человек века Просвещения, Джеймс Кук был не только открывателем и завоевателем новых земель, который добывает славу и богатство или открывает новые пути торговле. Благодаря своим плаваниям он стал авторитетным в решении научных вопросов.

Вальтер Кремер. «300 путешественников»

Джеймс Кук — один из виднейших английских мореплавателей. Был руководителем трех кругосветных экспедиций. Открыл множество островов в Тихом океане, Большой Барьерный риф и восточное побережье Австралии, выяснил островное расположение Новой Зеландии. Делал попытки отыскать Южный материк – Антарктиду. Его имя носят залив возле полуострова Кенай на Аляске, группа островов в Полинезии, пролив между обоими островами Новой Зеландии и др.

Детские годы

1728 год, 27 октября — в бедной семье йоркширского батрака в деревушке Мартон родился девятый по счету ребенок, впоследствии снискавший славу национального героя Англии и укрепивший ее влияние в Тихоокеанском регионе.

Жизнь его была нелегкой, полной неустанного труда и упорства в достижении цели. Уже в возрасте семи лет мальчик стал работать на Эйри-Гольмской ферме, принадлежавшей помещику Томасу Скоттоу. Он-то и помог способному ребенку получить начальное образование, определив Джеймса в школу на собственные средства.

Спустя несколько лет Кук в приморском поселке Стей поступил на службу к бакалейно-галантерейному торговцу Вильяму Сандерсу, который в последствии утверждал, что даже в юные годы будущий путешественник отличался зрелостью суждений и тонким расчетом. Возможно, именно здесь, увидав впервые море, Кук почувствовал свое истинное призвание, так как спустя полтора года, намного раньше истечения срока 4-х летнего договора, записался учеником на парусный корабль «Свободная любовь», перевозивший каменный уголь. Любовь к «угольщикам» сохранилась у Кука до конца жизни. Он считал эти суда наиболее пригодными для многолетних плаваний в неизведанных водах.

Первые успехи

1752 год — умный и властный Кук стал помощником капитана на корабле «Дружба». На этой должности и застало его начало Семилетней войны, когда его корабль находился в Лондонском порту. После некоторых колебаний молодой человек записался добровольцем в английский военный флот, желая, как он сказал сам, «испытать свое счастье на этом пути». И оно его не подвело. Уже спустя 3 года, в 1759 году, Кук получил первый офицерский чин и отплыл в Канаду на корабле «Меркурий», направленном для ведения военных действий на р. Святого Лаврентия. Там он смог отличиться, выполнив с риском для жизни промеры в фарватере реки и составив точную карту.

По окончании войны Кук сосредоточился на совершенствовании своего образования. Упорно, без чьей-то помощи он освоил геометрию и астрономию, да так, что глубиной познаний поражал коллег, учившихся в дорогих специальных школах. Сам он оценивал свою «ученость» более скромно.

Дальнейшая карьера Джеймса Кука благодаря его беспримерному трудолюбию, уму и проницательности непрерывно шла вверх. 1762 год, сентябрь — участвуя в военных действиях против французов на Ньюфаундленде, он произвел подробную опись бухты Пласентия и топографическую съемку ее берегов, обследовал условия навигации между островом Ньюфаундленд и полуостровом Лабрадор. Результатом его трудов стали восемь точных карт этих мест.

Тихоокеанская экспедиция

1768 год — Британским адмиралтейством была организована тихоокеанская экспедиция для наблюдения на Таити за прохождением планеты Венеры через диск Солнца. Кроме официальной, преследовались и другие цели: препятствовать захвату новых земель иными державами, возобновить создание в регионе опорных пунктов и баз для установления здесь британского контроля. Немаловажное значение придавалось открытию новых богатых земель, развитию торговли «колониальными товарами», в том числе и рабами. Наиболее подходящей кандидатурой в качестве главы экспедиции оказался не имеющий еще широкой известности, но прекрасно зарекомендовавший себя в профессиональных кругах Джеймс Кук.

Лейтенант лично выбрал на Темзе барк (трехмачтовое судно «Индевор» – «Попытка»), который 30 июня 1768 года покинул устье Темзы, с командой состоящей из 84 человека, а в январе 1769 года, миновав Мадейру, Канарские о-ва, о-ва Зеленого Мыса, уже обогнул мыс Горн и вышел в Тихий океан. Так началась тихоокеанская эпопея Джеймса Кука, обессмертившая его имя и превратившая его в человека-легенду.

13 апреля экспедиция достигла Таити, где 3 июня при отличных погодных условиях были произведены астрономические наблюдения за Венерой. Отсюда Кук повернул на запад и заново открыл острова Общества, названные так в честь Лондонского научного общества; потом он обогнул Новую Зеландию, выяснив, что это двойной остров, чем опровергнул мнение Тасмана, который считал ее частью легендарного Южного материка.

Следующими открытиями были обнаружение неизвестного ранее восточного побережья Австралии, Большого Барьерного рифа, повторное открытие Торресова пролива. В конце концов корабли Кука обогнули мыс Доброй Надежды и в 1771 году возвратились в Англию, завершив плавание, продолжавшееся 2 года и 9,5 месяца. Были составлены точные карты всех обследованных территорий. Таити и близлежащие острова были объявлены владениями английской короны.

Второе кругосветное путешествие

Еще больший резонанс имело второе кругосветное путешествие, которое продолжалось с 1772 по 1775 г. О Куке начали говорить как о новом Колумбе, Васко да Гаме, Магеллане.

Задача экспедиции связывалась с поисками Южного материка, который вот уже в течении нескольких столетий безуспешно разыскивали мореплаватели разных стран. Адмиралтейство, находясь под большим впечатлением от успехов Кука, выделило два корабля для разрешения этой сложной задачи.

На протяжении почти трех лет находились в плавании «Резолюшн» и «Эдвенчер» – новые корабли Джеймса Кука. Выйдя 13 июня 1772 года из Плимута, он первым из кругосветных путешественников обследовал всю до того неизвестную часть Тихого океана между 60° и 70° ю. ш., при этом дважды пересек Южный полярный круг и достиг 70°10? ю. ш. Обнаружив огромные айсберги и ледяные поля, Кук пришел к убеждению, что «риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях, настолько велик, что… ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне» и что земли, которые «могут находиться на Юге, никогда не будут исследованы».

Кук ошибался, а его ошибка – до такой степени был велик авторитет капитана – на несколько десятилетий затормозила поиски Антарктиды. Во втором плавании Кук открыл о-в Южная Георгия, Южные Сэндвичевы острова, Новую Каледонию, Новые Гебриды, о. Норфолк; он также продолжал исследования и измерительные работы.

Третье кругосветное путешествие

Реконструкция «Индевора»

Год Кук отдыхал, получив длительный отпуск, а 12 июля 1776 года отправился в третье и последнее путешествие. На кораблях «Резолюшн» и «Дискавери» он, теперь уже в звании капитана, отплыл на поиски торгового пути из Тихого океана в Атлантический вокруг Северной Америки – давно разыскиваемого северо-западного прохода.

В этой экспедиции была заново открыта группа Гавайских островов, названных в честь тогдашнего главы Адмиралтейства Сэндвичевыми, положено на карту все еще абсолютно неизвестное северо-западное побережье Америки, вплоть до Аляски, выяснено расположение Азии и Америки относительно друг друга. В поисках северо-западного прохода путешественники достигли 70°41? с. ш. у мыса Ледяного, где путь кораблям был прегражден паковыми льдами. Экспедиция повернула на юг, и в ноябре 1778 года экипаж снова высадился на Гавайских островах.

Смерть Джеймса Кука

Там и произошла известная всему миру трагедия. У гавайцев существовало древнее предание о боге О-Роно, который должен возвратится на Гавайи на плавучем острове. Жрец О-Роно объявил Кука богом. Почести, воздаваемые островитянами, были неприятны мореплавателю. Однако, считая, что это сделает пребывание команды на Гавайях более безопасным, он не стал разубеждать туземцев.

А в их среде началась сложная борьба интересов жрецов и воинов. Божественное происхождение капитана поставили под сомнение. Возникло желание проверить его. Воровство в лагере экспедиции привело к стычкам с туземцами. Обстановка накалилась, и в одном из столкновений, 14 февраля 1779 года, Джеймса Кука убили ударом копья в затылок. Труп гавайцы забрали с собой, а на следующий день жрецы – друзья капитана – с плачем привезли куски тела, доставшиеся им при дележе. Уступив требованиям матросов, капитан Клерк, заменивший Кука, разрешил расправиться с гавайцами. Матросы безжалостно убивали всех, попадавшихся им на пути, сжигали селения. Туземцы запросили мира и вернули части тела, которые команда с большими почестями предала морю.

Вклад внесенный в историю географических открытий

Деятельность Кука расценивалась современниками и исследователями более позднего времени неоднозначно. Как у любой талантливой и яркой личности, у него были свои поклонники и недруги. Во втором плавании в качестве ученых-естествоиспытателей принимали участие отец и сын – Иоганн и Георг Форстеры. Убеждения старшего из них, находившегося под сильным влиянием идей Руссо о «естественном» человеке, сделали его серьезным оппонентом Кука в оценке многих ситуаций путешествия, в особенности связанных с взаимоотношениями европейцев и туземцев. Форстер беспощадно критично относился к действиям Кука и часто идеализировал жителей островов.

Серьезные разногласия между ученым и капитаном возникли сразу по возвращении из плавания. Оба Форстера категорически отказались придерживаться официозного плана записок о путешествии, намеченного Адмиралтейством. Наконец Иоганну пришлось дать обязательство не публиковать собственное описание путешествия. Но он передал свои записки Георгу, который их обработал и все-же издал на три месяца ранее выхода в свет записок Кука. А в 1778 году Форстер-старший опубликовал свои «Наблюдения, сделанные во время кругосветного путешествия».

Обе книги Форстеров стали любопытным комментарием к запискам их бывшего начальника и заставили современников несколько по-другому посмотреть на «доблестное» и «милосердное» поведение англичан во время экспедиции. В то же время, рисуя идиллические картины райского благоденствия на островах южных морей, оба натуралиста погрешили против истины. Потому во всем, что касается быта, религии и культуры туземцев, записки Кука, человека ясного и холодного ума, более точны, хотя труды Форстеров на протяжении долгого времени служили своего рода энциклопедией стран южных морей и имели огромную популярность.

Спор же между капитаном и учеными не решен и по сей день. И сейчас ни одно серьезное издание о Джеймсе Куке не обходится без цитат или ссылок на Форстеров. Тем не менее Кук был и остается ярчайшей звездой в созвездии открывателей Земли; он доставил современникам множество точных, объективных наблюдений за природой, обычаями и нравами жителей территорий, которые посещал.

Убедиться в этом несложно: на русском языке изданы все три книги Дж. Кука: «Первое кругосветное плавание капитана Джеймса Кука. Плавание на «Индеворе» в 1768–1771 гг.» (М., 1960), «Второе кругосветное плавание Джеймса Кука. Плавание к Южному полюсу и вокруг света в 1772–1775 гг.», (М., 1964), «Третье плавание капитана Джеймса Кука. Плавание в Тихом океане в 1776–1780 гг.» (М., 1971). Несмотря на отдаленность написанного от нашего времени, книги читаются с живым интересом и несут в себе множество сведений, в том числе о личностях самого капитана и людях которые его окружали.

Предлагаемое сочинение есть опыт свода русских и иностранных известий о крымской экспедиции, извлеченных из различных источников, каких как: официальных донесений; частных сведений; периодических изданий; брошюр и словесных показаний. Оно представляет, (сколько можно было при описании современных событий), изображение действий, несравненно более беспристрастное и верное, нежели те, которые, до этого времени, помещались в иностранных книгах брошюрах. Автор, излагая действия, старался, не только исследовать их причины, но и высказать особенности новейшего способа ведения войны. Описание славной обороны Севастополя составляет значительную часть предлагаемого сочинения. Для дополнения его картины, следовало бы изложить не одни военные подвиги, но и все подвиги самоотвержения, которыми ознаменовалась эта незабвенная оборона. - Истории принадлежит, на ряду с именами героев проливавших кровь за Царя и родину, назвать имена и служителей алтаря, подававших в предсмертный час утешение и надежду страдальцам,- и слабых женщин, мужественно переносивших лишения и презиравших опасности, для подания помощи защитникам Севастополя, и доблестных врачей, оспаривавших у смерти обреченных жертв. История воздаст должную дань всем этим подвигам самоотвержения, а мы, современники их, сохраним о них память.
Содержание

ГЛАВА I. Высадка союзников.
Причины и цель Крымской экспедиции. - Состав союзных войск и приготовления их к высадке в Крым.- Выбор пункта для высадки. - Состав русских войск, находившихся в Крыму. - Высадка союзников. - Затруднения противодействовать высадкам.- Средства к тому. - Сосредоточение русских войск на Алме.- Описание позиций на Алме. Причины, побудившие нас принять сражение
ГЛАВА II. Сражение на Алме
Расположение русских войск на позиции. - Авангардное дело 7-го сентября. - Сражение на Алме. - Выгоды, доставляемые пехотой искусством в меткой стрельбе. - Движение русского корпуса через Инкерманский мост, к югу от Севастополя, а неприятельской армии к Каче и Бельбеку. - Первоначальные меры для обороны Севастополя. - Фланговое движение войск обеих сторон. - Занятие Англичанами Балаклавы и расположение союзников между Черной и мысом Херсонес. - Описание пространства к югу от Севастополя. - О необходимости инженерных работ.- Расположение неприятельских войск при начале осады Севастополя. - Положение их. - Важность хозяйственной части в военном деле
ГЛАВА III. Сражение при Кадыкиой
Начало осады Севастополя. - Открытие траншей. - Вооружение батарей 1-ой параллели. - Первое бомбардирование. - Смерть Корнилова. - Прибытие наших подкреплений. - Ошибочное расположение английских войск. -
Дело при Кадыкиой и его результаты. - Большая вылазка 14-го октября. - Успех осадных работ. - Сооружение 2-ой параллели
ГЛАВА IV. Инкерманское сражение
Причины, побудившие нас к сражению. - План действий и диспозиция к бою. - Сражение при Инкермане. - Буря 2-го ноября. - Прекращение осадных работ. - Положение дел в политическом отношении. - Расположение русских войск при наступлении зимы. - Вылазки. - Оборонительные работы; понятие об этих работах
ГЛАВА V. Зимовка 1854 - 1855 г.
Бедствия союзников и в особенности Англичан. - Недостатки хозяйственной части в английской армии. - Набор иностранных войск. - Возобновление осадных работ в начале февраля 1855 года и размещение союзных войск. - Заложение Селенгинского люнета и дело в ночи с 12-го на 13-е Февраля. - Заложение Волынского редута.- Принятие начальства над войсками в Крыму генерал- адъютантом Остен-Сакеном. - Заложение Камчатского люнета и дело в ночи с 5-го на 6-е марта. - Принятие начальства над войсками генерал-адъютантом князем Горчаковыми - Вылазки в ночи с 10-го на 11-е марта. - Бомбардирование Севастополя с 28-го марта по 4-е апреля.- Построение нами ложементов и сооружение Французами 3-й параллели перед 4-м и 5-м бастионами. - Минные работы у 4-го бастиона.- Успех прочих осадных работ. - Действия под Евпаторией
ГЛАВА VI. Штурм 6-го июня
Назначение главнокомандующим Французскими войсками Пелисье.- Силы и состав армий обеих сторон.- Контр- аппрошные работы впереди 5-го и 6-го бастионов и дела 10-го и 11-го мая. - Действия в долине реки Черной.- Экспедиция в Азовское море. - Дальний ход осадных работ.- Взятие союзниками наших передовых укреплений, 26-го мая.- Штурм 6-го июня. - Причины его неудачи
ГЛАВА VII. Последний штурм Севастополя
Прибытие подкреплений к армиям обеих сторон. - Успех осадных работ. - Смерть Нахимова. - Дело на Черной.- Понятие об устроении параллелей против Корниловского и 2-го бастионов. - Бомбардирование Севастополя в августе. - Близость неприятельских работ к нашим укреплениям. - Предположение очистить южную сторону Севастополя. - Усиление канонады и бомбардирования.- Приготовления к штурму.- Диспозиция к штурму и состав штурмовых колонн. - Состояние наших укреплений. - Расположение войск, оборонявших Севастополь. - Штурм 27-го августа. - Очищение южной стороны Севастополя. - Средства, употребленные союзниками при осаде Севастополя