Синдром моторной афазии Брока: причины, симптомы, диагностика и лечение. Что нужно знать о моторной афазии Моторные нарушения речи у детей

  • Дата: 19.02.2023

Клинические признаки отражают нарушения нескольких уровней речи, в том числе семантического, фонологического, синтаксического и, в некоторой степени, артикуляционного уровней, а также нарушения просодии и артикуляции речи.

Расстройства семантического уровня проявляются в трудностях подбора и произнесения слов и вербальной парафазии. Они сочетаются с фонологическими нарушениями, представленными литеральной парафазией.

Синтаксические нарушения проявляются в моторном аграмматизме с преобладанием в экспрессивной речи имен существительных.

Моторная диспросодия проявляется в запинающейся затрудненной экспрессивной речи, которая характеризуется искажением ритмико-мелодической структуры и снижением активности производства речи.

Нарушения артикуляции менее выражены для одиночных фонем, но часто наблюдаются в последовательностях артикуляционных движений при произнесении слов. В почти всех случаях умеренной афазии Брока присутствует моторный аграмматизм. Нарушения моторного аспекта производства речи сопровождаются трудностями понимания речи, которые обычно не такие тяжелые, как при афазии Вернике, и расстройствами чтения и особенно письма.

В основе этих многоуровневых нарушений в большинстве случаев лежат довольно обширные поражения, затрагивающие несколько соседних речевых зон в корковых и подкорковых структурах доминирующего по речи левого полушария мозга.

Нарушения экспрессивной речи. Трудности подбора слов и уменьшение речевой продукции. Нарушения на семантическом уровне. При афазии Брока нарушается способность подбирать одинаковые по смыслу слова на семантическом уровне. У пациента с тяжелой афазией Брока почти полностью утрачивается способность к подбору слов, что проявляется в значительном ограничении речевой продукции в сочетании с нарушениями артикуляции звуков и особенно их последовательностей. Наиболее тяжелые нарушения речи проявляются в ограничении речевой продукции тремя или четырьмя стереотипными сериями слов или слогов, например «па-па-па», «ма-ма-ма», «а-ту-ту», «да-да-да». Стереотипную серию слогов «тан-тан-тан» произносил пациент Леборн, в первом из двух известных случаев, описанных Брока в 1861 году. Это явление получило название вербального стереотипа, или «эмболофазии». Пациент с «эмболофазией» часто пытается говорить, используя для выражения положительных или отрицательных эмоций различные интонации одного и того же слова или слога. Иногда слово может быть нестереотипным, но представляет собой эхолалическое повторение последнего слова вопроса, например: «У вас что-то болит?». - «Болит... Болит...». «В чем у вас основная проблема?». - «Проблема... Проблема...».

В некоторых случаях, обычно на острой стадии инсульта, афазия Брока начинается с мутизма, который проявляется в афонии - полной потере голоса. Пациент не издает ни звука и очень редко делает попытки что-либо произнести. Иногда пациент шевелит губами и языком или открывает и закрывает рот, но не может высунуть язык изо рта, и он двигается во рту медленно и слабо, однако, способность к глотанию остается сохранной, что указывает на нарушения исключительно системы производства речи, скорее, на наличие динамического нарушения инициирования речи, чем на первичный парез речевой мускулатуры. Поэтому вокализация часто происходит во время непреднамеренного кашля или стона при осмотре горла, когда пациента просят сказать «А... а... а...» и его внимание сосре-

доточено на осмотре, а не на вокализации. Этот мутизм, или афония, обычно продолжается 2-3 дня после начала инсульта, и в дальнейшем вокализация возвращается, но во многих случаях возникает тяжелая афазия Брока с типичными признаками «эмболофазии». У пациентов с афазией Вернике на острой стадии инсульта признаков афонии и мутизма не наблюдается. У пациентов с тяжелой афазией Вернике на острой стадии инсульта обычно наблюдается непрерывный беглый поток неразличимых звуков.

У пациентов с умеренной афазией Брока конвенциональная разговорная речь становится возможной, но отмечаются значительные трудности подбора слов, которые проявляются в уменьшении речевой продукции, которая обедняется, упрощается и, возможно, сдерживается за счет отсутствия анозогнозии, или сохранного инсайта нарушений речи. Трудности подбора слов при афазии Вернике отличаются от аналогичного симптома при афазии Брока тем, что пациенту трудно найти слово, соответствующее нужному значению, но речевая продукция у этих пациентов значительно увеличивается за счет чрезмерного количества неправильных слов, или вербальной парафазии, которая меньше сдерживается инсайтом, поскольку у пациентов с афазией Вернике часто наблюдается тяжелая анозогнозия речевого расстройства. При афазии Вернике артикуляция отдельных фонем и их последовательностей обычно сохранна.

У пациентов с афазией Брока предложения состоят в основном из высокочастотных слов, обычно не более двух-трех, а часто только одного слова. Относительная сохранность высокочастотных слов и предложений особенно очевидна при автоматической речи. Пациент со значительным уменьшением речевой продукции обычно испытывает лишь легкие трудности в произнесении последовательности дней недели (понедельник, вторник...), месяцев (январь, февраль...) и особенно простых цифр (один, два...) или в повторении правильных слов при исполнении популярной песни или чтении знакомой молитвы.

Нарушения называния предметов. Нарушения семантического уровня. Понятие «нарушение подбора слов» обычно относится к разговорной речи. Другие типы трудностей подбора слов могут наблюдаться, когда пациенту нужно подобрать названия отдельных объектов или действий, предъявленных в зрительной, слуховой или тактильной модальности. Для обозначения нарушений называния предметов используются понятия «аномия», «аномическая афазия» и «амнестическая афазия». В последних работах чаще всего используется термин «аномия».

Клиническая диагностика называния предметов состоит в том, что экспериментатор указывает на объекты, окружающие пациента, например на «подушку», «пол», «окно», и на части тела, например «локоть», «колено», «брови», «ресницы», и просит пациента назвать каждый из указанных объектов. Для диагностики способности называния были разработаны специальные тесты из 80-100 изображений предметов и действий, включенные в тестовые батареи по афазии. Количество предметов, которые испытуемый не может назвать, позволяет примерно оценить степень тяжести нарушения.

Подсказка первых букв названия обычно помогает пациенту назвать объект, поэтому возможно, что извлечение слова из словаря в лексическом модуле можно облегчить с помощью списка слов, основанного на их фонологических свойствах.

Аномия обычно наблюдается у пациентов с афазией Брока и другими типами передней афазии, но еще чаще встречается у пациентов с задней афазией, особенно транскортикальной сенсорной афазией. Подсказки, ориентирующиеся на фонемические свойства слов хранящегося в памяти словаря, обычно меньше помогают в назывании объектов при передней афазии, чем при задней афазии. Пациентам с афазией Брока часто требуется подсказка, состоящая из двух или трех первых слогов трех- или четырехсложного слова. При задней афазии подсказка одной или двух фонем часто приводит к правильному называнию.

За последние несколько десятков лет нарушения называния объектов изучались по отношению к различным переменным (см. обзор в McCarthy & Warrington, 1990). Было показано, что может нарушаться называние низкочастотных слов, специфических категорий, таких как части тела, цвета, буквы, формы, числа, предметы, действия (Goodglass et al., 1966), имен собственных (Semenza, Zettin, 1988), что указывает на нарушения указателей, обеспечивающих поиск слова в хранящемся в памяти словаре. Модально-специфические нарушения называния представлены оптической афазией (Freund, 1889; Beuavois, 1982) и тактильной афазией (Raymond, Eager, 1906; Beuavois et al., 1978).

Литеральная и вербальная парафазия. Нарушения семантического и фонологического уровней. Найдя нужное слово, соответствующее своему значению на семантическом уровне, пациент с афазией Брока часто испытывает трудности на фонологическом уровне при выстраивании правильной последовательности фонем в этом слове и переводе их в соответствующую артикуляционную последовательность. Он или она может пропускать артикулему или заменять ее неправильной артикулемой, демонстрируя так называемую литеральную парафазию. Заменяемые артикулемы часто похожи по артикуляции, например «п» вместо «б», «с» вместо «з», «д» вместо «т», «м» вместо «н». Иногда наблюдается пропуск артикулем или слогов в слове, так что «окошко» звучит как «кошка». Следует подчеркнуть, что число замен артикулем в конвенциональной речи часто не соответствует тяжести нарушений формального фонологического анализа у пациента, что указывает на роль нарушений перевода фонологически правильного слова в соответствующую артикуляционную последовательность (Miceli et al., 1980).

Литеральная и вербальная парафазия при афазии Брока характеризуются относительной стабильностью заменяемых артикулем и слов, так называемой стандартной парафазией, которая может быть связана со снижением активности переработки речи на фонологическом уровне. Она отличается от лабильной парафазии при афазии Вернике, когда активность переработки речи заметно возрастает и меньше ограничивается. Пациент со стандартной парафазией постоянно заменяет «в» на «ф», «з» на «ж», «табель» на «кабель», «здание» на «дом» и т. д. При лабильной парафазии подмены непостоянны, и пациент может заменять «в» на «ф», затем «в» на «с», «в» на «б» и т. д.

Пациент с умеренной и тяжелой афазией Брока иногда пытается избежать трудностей, связанных с поиском подходящего слова или последовательности артикулем, путем персеверации артикулемы, слога или слова. Пациент в разговорной речи постоянно произносит «бе-бе-бе», «а-а-а» или одно и то же слово.

В целом, как показано в следующих разделах, фонологические нарушения при афазии Брока могут быть вторичными при первичных нарушениях последовательности артикуляционных паттернов, которые черпаются из хранящегося в памяти словаря и далее переводятся в более общие или детальные описания на уровне движений органов речи. Эти нарушения могут носить нелингвистический и постоянный характер, вызывая стандартную литеральную парафазию, пропуск фонем, персеверации, а также ошибки перехода к соответствующим фонемам на фонологическом уровне.

Нарушения подбора слов могут проявляться на семантическом уровне как вербальная парафазия, которая характеризуется подменой правильного слова другим словом, но, по сравнению с литеральной парафазией, вербальная парафазия встречается довольно редко. Заменяющее слово обычно относится к тому же семантическому полю, что и заменяемое, например, слово «свет» может использоваться вместо слова «лампа», «мойка» - вместо «раковина», «доска» - вместо «стол». Иногда выбор заменяющего слова кажется случайным, но обычно между словами можно отыскать главным образом семантическую связь.

Моторный аграмматизм, или «телеграфный стиль». Аграмматизм при афазии Брока характеризуется значительным укорачиванием предложений. Предложение обычно состоит из одного или двух существительных или одного существительного и одного глагола, а короткие функциональные слова, такие как артикли, союзы и вспомогательные глаголы, часто пропускаются. Если в предложение включаются глаголы, они обычно не спрягаются. Это преобладание повествовательной речи, часто без склонений и спряжений существительных и глаголов и пропуском коротких функциональных слов, получило название «телеграфный стиль». Телеграмма обычно составляется в расчете на то, что ее получателю хорошо известна тема сообщения и, чтобы его понять, необходимы только некоторые ключевые слова, в основном существительные и несколько глаголов в повествовательной форме, без склонений и спряжений. Такой стиль позволяет уменьшить количество слов в телеграмме и, соответственно, ее стоимость. У пациентов с афазией Брока такое уменьшение вызвано нарушениями подбора слов, прежде всего, коротких функциональных слов.

Расстройства артикуляции. Нарушения на уровне произнесения отдельных звуков. Такие нарушения обычно наблюдаются у пациентов с тяжелой афазией Брока. При тяжелой афазии артикуляция может быть практически полностью утрачена, и пациенты не могут произнести звуки разговорной речи, которые их просят повторить. Он или она открывает рот, двигает губами и языком, но в ответ на любой вопрос произносит только стандартное «эмболофазическое» слово или слоги «да-да-да» или «па-па-па», «та-та-та», «ма-ма-ма». В менее тяжелых случаях афазии Брока спонтанная речь возможна, но гласные и согласные звуки часто искажаются, и выпадают некоторые их отличительные свойства. Одно из наиболее часто нарушаемых свойств - это звонкость согласных: пациент вместо «б» произносит искаженный звук, напоминающий «п», «з» заменяется на «с», «ч» - на «ш». Показано, что у пациентов с передней афазией серьезно нарушается произношение двух фонетических свойств - звонкости и носового характера согласных (Blumstein et al., 1977; Gandour, Dardarananda, 1984; Blumstein, 1995). Эти нару-

шения считаются результатом нелингвистического расстройства определенных действий, связанных с согласованием движений органов речи во времени, а не с артикуляционным исполнением фонетических свойств (Blumstein, 1995).

У некоторых пациентов нарушения произношения становятся главным проявлением афазии и, следовательно, для них используется термин «артикуляционная афазия». Нарушение произношения характеризуется тем, что необходимая фонема подбирается правильно, но при произнесении искажается, деформируется, а при литеральной парафазии заменяется на другую, часто похожую по артикуляции, но без деформации, которая наблюдается у пациентов с нарушениями произношения отдельных звуков. Нарушения произношения могут наблюдаться при афазии Брока, а при афазии Вернике обычно отсутствуют или очень незначительны (Blumstein, 1995).

Моторная диспросодия. Запинающаяся, диспросодическая речь является одним из наиболее выраженных признаков афазии Брока. Для нее характерно искажение ритмическо-мелодической структуры речи. Нарушается либо свободное течение речи, либо ее мелодический строй; речь характеризуется затрудненностью, напряженностью, продолжительными паузами, остановками между словами или в середине слова, когда пациент напряженно старается подобрать следующее слово в предложении или начать новое предложение. Интонация резко меняется от понижения к повышению и обратно к понижению, так что нормальный мелодический строй перехода от низкого к высокому тону искажается.

Нарушения движений органов речи. Оральная апраксия. Оральная апраксия характеризуется неспособностью совершить по просьбе экспериментатора те или иные сложные движения лица и языка или повторить его движения. В то же время, при оральной апраксии не наблюдается паралича или слабости движений мышц щек, лица или языка, хотя пациент не может по вербальной команде или путем подражания показать, как «задувают спичку», «потягивают жидкость через соломинку», «кашляют», «облизывают губы», «свистят», «фыркают», «цокают языком». В реальной жизненной ситуации эти же движения могут производиться непреднамеренно.

Оральная апраксия обычно наблюдается почти у всех пациентов с афазией Брока и, возможно, усугубляет нарушения на уровне артикуляции. У большинства пациентов с афазией Вернике оральный праксис сохранен.

Расстройства повторения, чтения и письма. Нарушения на фонологическом уровне. Фонетическое описание слова, основанное на его акустических свойствах, переводится в модально неспецифическое фонологическое описание, строящееся на последовательности фонем. Описание конкретной фонемы в этой последовательности отличается от фонетического описания, поскольку зависит от предыдущей и следующей фонемы в последовательности. Оно также может основываться на сочетании более простых свойств определенных фонем в последовательности в более сложные новые свойства, описывающие целое слово, что особенно касается высокочастотных слов, которые используются в переработке конвенциональной лексической информации.

Нарушения повторения. Наличие фонологических нарушений у пациента с афазией Брока можно подозревать, если у него обнаруживаются трудности по-

вторения слов. Многочисленные литеральные парафазические ошибки или пропускание фонем отмечаются даже при повторении одно-двухсложных слов, таких как «кот», «стол», «стул», «окно». Число ошибок увеличивается, когда пациента просят повторить длинное многосложное слово, такое как «индустриализация», бессмысленное слово, например «зелрун», «дансез», или неправильные слова. Чтобы минимизировать роль артикуляционного компонента в нарушениях повторения, пациента просят поднять руку, если два предъявленных на слух слова одинаковы («стол-стол»), и не поднимать руку, если они разные («стол-пол»). У пациентов с афазией Брока можно заметить некоторое улучшение понимания слов при выполнении этого теста.

У пациентов с тяжелой или умеренной афазией Брока, а также афазией Вернике обычно нарушается формальный фонологический анализ (правописание). Пациент не может подсчитать количество фонем и слогов в слове, особенно если оно состоит из трех, четырех и более слогов. Пациент также допускает множество ошибок, если его спрашивают, есть или нет в слове определенной буквы. Пациента просят поднять руку, если, например, в предъявленном на слух слове есть буква «б», и не поднимать руку, если буквы «б» нет («мебель», «стул», «хлеб», «кот»).

Расстройства чтения и письма. Эти расстройства представляют собой еще один симптом афазии Брока и Вернике, который подтверждает роль модально неспецифических нарушений на фонологическом уровне у пациентов.

При тяжелой афазии Брока чтение представляется невозможным, но пациент может быть способен к «глобальному чтению», правильно подбирая карточки с названием и изображением объекта, если выбор ограничен карточками с названиями и изображениями трех или четырех объектов. Что касается так называемых идеограмм, или слов, хорошо знакомых пациенту, например «США», «Вашингтон», глобальное чтение также может быть сохранно.

Письмо также серьезно нарушено. Пациент обычно в состоянии написать только очень хорошо знакомые слова, например собственное имя или фамилию, или медленно скопировать буквы, слоги и короткие слова, но часто пропускает буквы, демонстрируя многочисленные литеральные паралексии, которые отражают нарушения фонологического анализа. В некоторых случаях копия выглядит как «жалкое подобие» объекта и выполняется очень медленно. При умеренной афазии Брока пациент справляется с чтением гораздо лучше, чем с разговорной речью. Пациент способен прочитать серии из двух или трех слов, но литеральная паралексия и пропускание фонем значительно выражены, особенно в более длинных словах и предложениях. Расстройства письма под диктовку и спонтанного письма выражены сильнее, чем расстройства чтения. Большинство пациентов может написать под диктовку лишь некоторые фонемы, слоги и короткие высокочастотные слова. Это указывает на роль нарушений фонологического анализа в переводе последовательностей фонем в графемы и слова письменной речи. Копирование обычно сохранно, хотя некоторые пациенты могут медленно изобразить лишь «жалкое подобие» предъявленного слова.

Следует подчеркнуть, что при повторении слов, чтении и письме под диктовку информация может перерабатываться на семантическом уровне, минуя фонологический уровень. В таком случае зрительный или слуховой паттерн целостного

слова используется для извлечения слова из хранящегося в памяти словаря с помощью семантического указателя для дальнейшей переработки этого слова на уровне органов речи. Семантический указатель слов может частично использоваться и в процессе спонтанного письма. Нарушения этого указателя при сохранности фонологического указателя могут приводить к развитию нарушений повторения слов, чтения и письма.

Нарушения понимания речи. Понимание разговорной речи. Понимание конвенциональной беседы на знакомую тему у пациентов с умеренной и даже тяжелой афазией Брока обычно адекватно, но у пациентов с афазией Вернике нарушается. В ранних исследованиях афазия Брока и Вернике назывались соответственно моторной и сенсорной афазией.

Диагностика понимания разговорной речи обычно включает в себя вопросы о семье, работе и состоянии здоровья пациента. Однако нарушения понимания неконвенциональной речи можно выявить, когда пациент с афазией Брока пытается понять содержание телефонного разговора, радиопередачи или беседы других людей.

Нарушение понимания слов. Отчуждение смысла слова. Нарушения на семантическом уровне. Пациент испытывает трудности при определении значения слова, хотя его фонологическое и, прежде всего, акустическое распознание может быть сохранно. Пациент способен повторить просьбу, демонстрируя сохранность фонологического и фонетического образа слова, но может испытывать трудности при указании на правильный объект по команде. Это можно назвать отчуждением смысла слов (Лурия, 1962; Тонконогий, 1973).

Для изучения семантического аспекта конвенционального понимания слов пациента просят повторить простую команду, а затем исполнить ее - указать на объект или на часть своего тела, например, «Покажите стол, окно, дверь, лампу, локоть, колено, глаз, нос». Пациенты с афазией Брока выполняют этот тест без ошибок или с минимальными затруднениями, а у пациентов с афазией Вернике обнаруживается умеренное или тяжелое отчуждение значения слова.

Для исследования неконвенционального понимания слов пациента просят повторно указать на одни и те же три объекта или части тела, предъявленные в случайном порядке, например, «ухо», «нос», «ухо», «нос», «глаз», «ухо», «глаз». Этот тест называется «тест ухо-глаз-нос с одним компонентом». Поскольку в конвенциональных условиях субъект ожидает называния разных объектов, вероятность повторения одного и того же объекта низкая, и испытуемый не ожидает его, благодаря чему понимание затрудняется. Этот тест выявляет отчуждение значения слова не только у пациентов с афазией Вернике, но и у пациентов с афазией Брока. Это тест особенно трудно выполнить, когда пациента просят показать на «ухо, а потом на глаз», на «нос, а потом на ухо» и т. д. Этот тест называется «ухо-глазное с двумя компонентами». Отчуждение значения слова также можно наблюдать, когда вероятность появления следующего слова изменяется путем переключения на другое семантическое поле, например, от предметов, находящихся в комнате, к частям тела.

Отчуждение смысла слова, по сути, является обратной стороной нарушений называния предметов. Пациент с аномией неспособен подобрать правильное ело-

во, соответствующее значению предъявленного объекта. При отчуждении значения слова пациент не может по команде найти правильный объект, идентичный значению слова. Это явление подробно описано далее в разделе «Афазия Вернике».

Нарушения на уровне неречевого слухового восприятия. У пациентов с афазией Брока нарушения на этом уровне обычно отсутствуют, а у пациентов с афазией Вернике проявляются в легкой или умеренной степени, особенно в экспериментальных исследованиях дифференциации высоты тонов.

Сопутствующие неврологические признаки. В большинстве случаев афазии Брока наблюдается тяжелая или умеренная правосторонняя гемиплегия или ге-мипарез. Пациент передвигается медленно с дуговыми движениями конечностей и другими типичными признаками спастических гемипаретических движений. У большинства пациентов обнаруживается правосторонняя гемигипэстезия на укол и некоторые нарушения восприятия места нанесения укола. Дефекты зрительного поля у пациентов с афазией Брока обычно отсутствуют.

Ежедневно острое нарушение мозгового кровообращения поражает сотни людей. Такое заболевание как инсульт является актуальной проблемой здравоохранения в большинстве развитых стран мира, так как заболеваемость, инвалидность и даже смертность от осложнений, связанных с нарушением мозгового кровотока занимает лидирующие позиции в сравнении с другими патологиями. Афазия – одно из самых частых осложнений, развивающихся после ишемического поражения центральной нервной системы больного. Конечно инсульт не единственная причина развития моторной афазии, однако одна из самых распространённых.

Что такое моторная афазия?

Афазия – расстройство когнитивной сферы человека, связанное с выраженным нарушением речевой функции или восприятия услышанной речи больным. Важно отметить, что афазия является заболеванием, при котором нарушается или пропадает уже сформированная речевая функция. При афазии происходит частичная или абсолютная потеря способности к синтезу собственной речи или её восприятию, причём важно отметить, что при афазии не происходит органического поражения гортани и голосовой щели. Нарушение речи связано с локальным поражением корковых структур головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. Помимо нарушения речевой функции у больных также встречаются парафазии, синдром логореи, персеверации, аграфия и алексия, а также речевые эмболы. Заболевание характеризуется значительным сокращением словарного запаса и соответственно лексикона пострадавшего человека, соответственно больной также теряет способность к правильной и осознанной письменности и чтению.

Все вышеперечисленные дисфункциональные проявления афазии в конечном итоге приводят к социальной дезадаптации больного, нарушению личностных качеств и характеристик, а также к социальной замкнутости. Всё это влечёт за собой развитие и прогрессию не только неврологических расстройств, но и психических. Афазия считается сложной патологией смешанного характера. Сферой изучения, диагностики и лечения афазии занимаются такие специалисты, как неврологи, логопеды, психологи и психиатры, а также врачи-реабилитологи. В Клиническом Институте Мозга на базе неврологического центра работает целое отделение, занимающееся данными вопросами, все сотрудники разных специальностей постоянно взаимодействуют друг с другом, что делает диагностику и лечение больных с диагнозом моторная афазия намного более эффективной.

Физиологические аспекты моторной афазии

Центральная нервная система человека устроена наисложнейшим образом, благодаря тонкому взаимодействию всех корковых и подкорковых структур головного мозга происходит формирование всех основных функций высшей нервной деятельности. Чтобы понять какие нарушения влечёт за собой развитие афазии необходимо знать небольшой минимум физиологических аспектов функционирования зон головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи.

Моторная афазия Брока и зона Вернике

Основную роль в анализе и синтезе речи играют две зоны в коре больши полушарий головного мозга:

  1. Речевая зона названная в честь исследователя, её открывшего – Вернике;
  2. Центр Брока отвечающий за моторную функцию речи.

Обе зоны отвечают за восприятие и обработку поступающей в головной мозг речевой и визуальной информации с дальнейшей её обработкой и интерпретацией, а также синтетической речевой деятельностью. Зона Брока находится в области задней нижней части третьей лобной извилины левого полушария.

  • Зона Брока отвечает за моторную организацию речевой функции и связана с фонологическим и синтаксическим преобразованием поступающей информации. Таким образом зона Брока является кинетико-моторным вербальным анализатором, воспринимающим мышечную информацию.
  • Зона или область Вернике – область коры головного мозга, отвечающая за восприятие письменной и устной речи. Данная зона находится в области задней части верхней височной извилины на стороне доминантного полушария. Данная зона отвечает за синтаксис и интонационные характеристики речи.

Причины

Афазия – органическое поражение головного мозга, это означает, что в его причинах лежат серьёзные нарушения метаболической активности. Существует много причин, способных оказать патологическое действие на нейроны головного мозга, к самым распространённым из них можно отнести:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт;
  • Черепно-мозговая травма;
  • Онкологическое поражение ткани головного мозга;
  • Инфекционные заболевания, такие как энцефалит или менингит;
  • Болезнь Альцгеймера или Пика;
  • Оперативные вмешательства на головном мозге.

Все вышеперечисленные причины могут приводить к повреждению нейронов, участвующих в образовании речевой функции.

Также важно отметить и предрасполагающие факторы, которые значительно повышают риск формирования вышеперечисленных заболеваний. К таким факторам относятся:

  • Дисметаболические нарушения;
  • Дислипидемия и атеросклероз церебральных сосудов;
  • Артериальная гипертензия;
  • Ревматизм.

Последствие инсульта

Чаще всего моторная афазия развивается после перенесённого инсульта. При этом ишемическое повреждение с последующим некрозом происходит в зоне Брока, которая отвечает за моторную функцию речи. Причём чаще всего поражение данной зоны происходит в результате тромбоза ветвей средней мозговой артерии. На втором месте после нарушения мозгового кровообращения находится поражение зоны Брока онкологического характера.

Классификация

Для удобства применения в практической медицине существует специальная классификация афазий, основанная на систематизации проявляемых нарушений в соответствии с утраченной функцией и поражённым участком головного мозга.

Различают следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная афазия, проявляется при поражении зоны Брока, при этом у больного появляются артикуляционные дефекты речи или апраксия;
  • Афферентная моторная афазия, развивается с поражением постцентраьной борозды. Основным нарушением при данной форме является кинетическое нарушение речи или выраженное затруднение речевой функции, связанной с формированием конкретных звуков;
  • Акустико-гностическая, при поражении зоны Вернике. Характеризуется утратой фонематического слуха. Человек с данной формой перестаёт адекватно воспринимать речь собеседника;
  • Акустико-мнестическая, при данной форме также поражается зона Вернике, а проявлением становится нарушение зрительного представления о предмете и потеря слуховой памяти;
  • Амнестико-семантическая, при поражении задневисочных отелов головного мозга. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, простая речь не страдает;
  • Динамическая, проявляется при поражении задних участков лобных долей. Проявляется нарушением программы высказывания, что приводит как к нарушению восприятия речи, так и нарушению её формирования.

Симптомы и признаки

Центр Брока считается моторным или речедвигательным, что при его поражении вызывает появление характерных функциональных нарушений в речепродукции. Моторная афазия проявляется нарушением моторной функции речи, причём пострадавший человек мысленно не испытывает проблем в формировании речи, однако при произнесении испытывает крайне выраженное затруднение.

Моторная афазия характеризуется:

  1. Распадом грамматического строя речи или по-другому агремматизм. Происходит путаница в падежах, временах, также пациенту сложно произносить артикли и предлоги. Происходит формирование речевых стериотипов;
  2. Аномией – трудность в подборе нужных слов, при этом речь значительно замедляется, так как больной пытается найти синонимы к предыдущему слову.
  3. Нарушение артикуляции – путаница звуков, нарушение их порядка.

Уже при общении с пациентом можно с уверенностью выставить диагноз моторной афазии опираясь на наличие вышеописанных симптомов.

Диагностика

План диагностического обследования пациента с моторной афазией практически ничем не отличается от обследования пациента пострадавшего от острого нарушения мозгового кровоснабжения или с повреждением головного мозга. Обязательными исследованиями являются:

  • Томографические методы исследования, в особенности магнитно-резонансная томография, которая позволяет хорошо отобразить органические повреждения мягких тканей, в особенности головного мозга. Позволяет подтвердить наличие или отсутствие очагов распада нервной ткани или опухолевого процесса;
  • Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи на предмет выявления атеросклеротического поражения сосудов;
  • Рентгенокнтрастное исследование церебральных сосудов или ангиография – применяется при топической диагностики ишемических повреждений головного мозга.

Обязательно проведение стандартных лабораторных исследований, таких как: общий анализ мочи и крови, биохимический анализ крови.

На базе Клинического Института Мозга имеется высокофункциональное передовое диагностическое отделение, а также клинический лабораторный комплекс, оснащённый современным оборудованием. Высококвалифицированный персонал клиники позволяет проводить быструю и точную диагностику для формирования последующей лечебной схемы в самые короткие временные сроки.

Дифференциальная и топическая диагностика

Проводится для уточнения локализации поражений головного мозга, а также уточнения формы афазии. Проведение дифференциальной диагностики необходимо для правильного формирования дальнейшей эффективной лечебной тактики. При общении с пациентом удаётся выяснить какие именно симптомы характерные для конкретного вида афазии превалируют, что и позволяет определиться с клиническим диагнозом.

Лечебная тактика

Сразу стоит сказать, что радикального лечения при любом виде афазии на данный момент не предусмотрено. Даже самые передовые лечебные и реабилитационные схемы не позволяют полностью скорректировать органические повреждения головного мозга, повлекшие за собой функциональную дезорганизацию работы когнитивной сферы пострадавшего.

Основное лечение направлено на устранение заболевания, повлекшего за собой развитие повреждение зоны Брока и анатомически прилежащих мозговых структур. Основа лечения – предотвращение трофических нарушений для минимизации зоны органического повреждения нервной ткани головного мозга. Для этого применяется комплексная фармакологическая терапия, которая заключается в курсовом применении препаратов с нейропротективным действием, ноотропов, а также метаболических препаратов, улучшающих нейроциркуляторную деятельность.

Помимо медикаментозного лечения обязательно проводится под контролем лабораторных показателей крови.

Реабилитация

Обязательным лечебно-восстановительным звеном является реабилитация. Для частичного восстановления утраченной речевой функции и социальной адаптации пациента проводится курсовая реабилитация. Для больных с моторной афазией реабилитация заключается в применении специальных речевых упражнений, которые направлены на формирование новых речевых навыков. Также в период реабилитации и в дальнейшем важно периодическое посещение больным психотерапевта, так как моторная афазия является социально-зависимым заболеванием.

Прогноз

Во многом прогноз при моторной афазии зависит от степени тяжести поражения головного мозга и соответственно клинических проявлений заболевания. Прогноз при формировании у больного моторной афазии условно-благоприятный. Несмотря на то, что заболевание до конца не излечивается, оно не является жизнеугрожающим, а при своевременной лечебной коррекции метаболических нарушений и проведении полноценной реабилитации, пострадавший вполне может адаптироваться к проявлениям заболевания.

Навигация

Расстройство речимоторного типа характеризуется частичной или полной утратой пациентом способности к правильному говорению. При этом понимание обращенной к нему речи сохраняется, пострадавший способен сам замечать свои ошибки. Болезнь может протекать по нескольким сценариям: афферентное расстройство, афазия Брока, сенсомоторное нарушение. У каждого из состояний свои особенности и характеристики, что влияет на принципы лечения. Чаще всего расстройство становится последствием острого или хронического нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговой травмы. Оно не ограничено проблемами с артикуляций и может быть представлено различными степенями тяжести.

Чаще всего расстройство становится последствием острого или хронического нарушения мозгового кровообращения.

Основные типы моторной афазии и их описание

В зависимости от локализации и площади очага поражения ЦНС афазия моторная может протекать по одной из трех основных форм – афферентной, эфферентной, сенсомоторной. Отдельно врачи выделяют динамический и грубый типы речевого расстройства. Первый отличается прерывистым и монотонным способом выдачи информации пациентом. Больной говорит невнятно и медленно, но способен повторять за логопедом отдельные слоги или слова. Грубая моторная афазия характеризуется яркими нарушениями речи, как результатом преходящего осложнения тотальной патологии. Больной выражается обрывками слов, звуками, интонационным мычанием.

Афферентная афазия

Под афферентной моторной афазией подразумевается такой тип речевого расстройства, при котором проблемы возникают из-за сбоя регуляции речедвигательного аппарата. Уже сформированная речь у человека страдает из-за поражения постцентральной извилины, ее артикуляционной зоны. В результате ограничения связи между рядом отделов области у больного нарушается двигательный артикуляционный навык, приводящий к частичному или полному отсутствию речи. Дополнительно отмечаются сбои со стороны фонематического слуха, снижается качество понимания услышанного.

Течение афферентной моторной афазии может происходить по одному из двух вариантов. При первом наблюдается расстройство

реакций,отвечающих за обеспечение движений, необходимых для артикуляции. Отмечается нарушение

целенаправленности действий при попытке использовать артикуляционные органы. В тяжелых ситуациях продуцирование речи становится совсем невозможным. Второй вариант известен под названием «проводниковой афазии». При нем у пострадавшего страдают произвольные типы речи, но сохраняется способность использовать в своем разговоре ситуативные клише.

Эфферентная афазия

Этот тип речевого расстройства имеет еще одно название – афазия Брока. Оно обусловлено расположением очага проблемы в одноименном центре нижней лобной извилины левого полушария головного мозга. Признаки эфферентной моторной афазии возникают при поражении премоторной зоны коры органа ЦНС. Это приводит к нарушению двигательного звена речи и вызывает дефекты, вариативность которых зависит от показателя изменения структуры тканей.

Афазия Брока в зависимости от степени тяжести может быть:

  • легкая – речь развернутая, но с наличием штампов и клише. Может проскакивать проговаривание слов по слогам. Больше всего сложностей возникает при назывании предметов, повторении слов или фраз за логопедом. Возможность ведения диалога сохраняется, но разговор однообразен, базируется на стереотипах;
  • средней тяжести – спонтанные высказывания делают очевидными трудности с построением предложений. Речь рваная, имеет характеристики телеграфного стиля. Попытки назвать предмет или повторить сказанное врачом приводят к навязчивому произношению одних и тех же слогов или слов. При ведении диалога пациент может отвечать собеседнику его же фразами или вопросами;
  • тяжелая – спонтанная речь отсутствует. Если пострадавший пытается что-то произнести самостоятельно, он просто повторяет какие-то слоги. Клиническая картина дополняется сложностями понимания слов, обращенных к больному.

Тип эфферентной формы влияет на подход к лечению патологии. В частности, он сказывается на подборе логопедических методик и приемов, необходимых для восстановления речевой функции.

Сенсорно-моторная афазия

Наиболее тяжелое и опасное речевое расстройство, при котором сложности с произнесением слов дополняются проблемами понимания речи окружающих и своей собственной. Контакт человека с окружающим миром нарушается. Он не понимает людей, не может членораздельно говорить. Степень выраженности признаков, характерных для состояния, зависит от площади и типа поражения коры головного мозга, возраста, а также общего состояния пациента. В большинстве ситуаций клиническая картина дополняется неврологическими симптомами, указывающими на характер основного заболевания.

Причины развития патологии

В основе развития патологии лежит изменение структуры определенных отделов головного мозга под влиянием дегенеративных, воспалительных, некротических и других процессов.

Провоцирующим фактором может стать органическое поражение тканей, соматическая болезнь, физическое или химическое внешнее воздействие.

Успех лечения моторной афазии зависит от правильности постановки основного диагноза и устранения очага проблемы в головном мозге.

Частые причины речевого расстройства:

  • острое или хроническое нарушение мозгового кровообращения (ишемический или геморрагический инсульт, транзиторные ишемические атаки);
  • травмы головы – нарушение речи может быть отсроченным осложнением черепно-мозговой травмы;
  • абсцессы в черепной коробке, которые становятся источником воспаления, отека, давления на кору головного мозга;
  • воспалительные и инфекционные заболевания ЦНС;
  • раковые опухоли ид доброкачественные новообразования в черепной коробке, головном мозге;
  • патологии, которые сопровождаются дегенерацией нервной ткани (болезнь Пика, Альцгеймера);
  • перенесенные нейрохирургические операции.

Риски развития моторной афазии особенно высоки для лиц с семейным анамнезом, усугубленным перечисленными состояниями. Вероятность появления очагов поражения в головном мозге растет при хронической гипертонии, атеросклерозе сосудов головного мозга, ревматизме, сахарном диабете, пороках сердца. Злоупотребление медикаментами, курение, употребление алкоголя или наркотиков также создают благоприятные для развития патологий условия.

Клиническая картина расстройства

Независимо от того, страдает человек от афферентной моторной афазии или другой формы нарушения речи, у него будет проявляться ряд общих признаков. Они могут иметь разную степень выраженности в зависимости от особенностей ситуации. Комбинации проявлений различны, что иногда осложняет процесс постановки диагноза.

Для состояния характерны такие симптомы:

  • перестановки слогов и звуков в составе слов;
  • пропуск звуков в устной речи и букв на письме;
  • использование в разговоре слов, которые не подходят по смыслу. Трудности с составлением предложений из-за невозможности подобрать адекватное слово;
  • повествование преимущественно основывается на использовании однотипных глаголов, без подключения других частей речи. Это делает его монотонным, невыразительным, бессвязным и малоинформативным;
  • пациент часто делает продолжительные паузы;
  • эмоциональная окраска рассказа сильно смазана или отсутствует;
  • при осознании больным своего недуга он становится молчаливым;
  • недуг может проявляться сильно выраженным заиканием, проблемами с запоминанием названий предметов;
  • чтение и письмо сопровождаются ошибками, пропусками букв, слогов, слов;
  • в особенно тяжелых случаях издаваемые пациентом звуки сводятся к мычанию, которое незначительно меняется за счет интонации.

Моторной афазии свойственно прогрессирование в случае отсутствия лечения, постепенное усугубление ситуации. Это связано с дальнейшей деструкцией речевого аппарата, появлением других неврологических симптомов, психических нарушений.

При осознании больным своего недуга он становится молчаливым.

Диагностические меры

Особенности симптоматики позволяют лишь заподозрить у пациента расстройство конкретного типа. В ряде случаев это помогает понять, в каком отделе головного мозга сосредоточен очаг поражения, поставить основной диагноз. Для подтверждения подозрений пациенту могут быть назначены МРТ или КТ, УЗИ церебральных сосудов, люмбальная пункция. Пострадавшего должны осмотреть невролог и логопед. Последний путем специальных приемов оценивает показатели двигательной, зрительной и слухоречевой памяти, проверяет качество письма и чтения. Важно не просто подтвердить наличие речевого расстройства, а понять, какая именно его форма у конкретного пациента – афазия Брока, афферентная или сенсомоторная.

Методы коррекции и лечение нарушения

Терапия при моторной афазии должна быть комплексной, состоящей из двух одинаково важных направлений. Первое подразумевает борьбу с основной болезнью. Если не устранить причину проблемы, никакие методы традиционной или народной медицины от расстройства не избавят. Параллельно с этим следует начать работу с неврологом и логопедом конкретно по факту нарушения речи. Принципы лечения подбираются индивидуально, исходя из возраста и общего состояния пациента, формы и степени тяжести патологии, специфики ситуации.

Медикаментозная терапия

Лекарства, действие которых направлено на повышение функциональности головного мозга в зоне поражения с целью восстановления речи, должны подбираться неврологом. При моторной афазии это могут быть ноотропы, витамины и минеральные комплексы, вазодилататоры, миорелаксанты, тонизирующие средства. В качестве вспомогательных медикаментов нередко выступают антигипоксанты, нейропротекторы, нейростимуляторы. Сегодня все чаще врачи назначают своим пациентам биологически-активные добавки для усиления эффекта от медикаментозной терапии.

Логопедические методики

Работа с логопедом при афферентной или эфферентной моторной афазии может исчисляться месяцами. В случае с сенсомоторным расстройством или тяжелой степенью нарушения лечение длится годами. Принципы и приемы подхода подбираются индивидуально, корректируются в соответствии с признаками положительной динамики или прогрессирования патологии.

Основу терапии составляет отработка речевых навыков и интонации, совершенствование письма, увеличение объема слухоречевой памяти пациента. Под контролем специалиста пострадавший работает с картинками, текстами, окружающим миром.

Все чаще используются современные компьютерные программы и механизмы.

Оперативные вмешательства

Хирургическое воздействие на головной мозг применяется по отношению к причине проблемы, а не с целью налаживания речи. Это могут быть манипуляции по остановке кровотечения, нейтрализации отека, удалению опухоли или поврежденных тканей. Важно понимать, что сами нейрохирургические действия могут стать причиной моторной афазии или других видов речевых нарушений.

Физиотерапия

Эффективность подобных вариантов воздействия на организм человека с моторной афазией до сих пор подвергается сомнениям. На практике применение точечного массажа, иглоукалывания, магнитной или электрической стимуляции, а также лечебной физкультуры показывает неплохие результаты. Такие подходы не могут быть основным способом лечения патологии. Они должны идти в комплексе с приемом медикаментов, посещением логопеда.

Лечить недуг можно иглоукалыванием.

Прогноз и профилактические меры

Шансы на полное выздоровление или достижение результатов, достаточных для ведения привычного образа жизни, зависят от тяжести случая и качества лечения. При игнорировании основной проблемы или отказе от работы с логопедом нарушение способно стремительно прогрессировать. В таких ситуациях возникает риск постепенного ухудшения состояния больного, развития у него инвалидности из-за невозможности общаться с окружающими. Профилактика патологии состоит в предупреждении развития заболеваний, выступающих в качестве ее провоцирующих факторов.

Некоторые принимают смазанные симптомы недуга за результат хронической усталости или логическое последствие пожилого возраста, поэтому не обращаются к врачу. Моторная афазия – это не только одно из проявлений поражения головного мозга, но и состояние, способное существенно снизить качество жизни человека. При первых же признаках расстройства необходимо обратиться к неврологу, пройти полную диагностику, а затем и профильное лечение.

Этиология

Афазия Брока развивается при наличии повреждения в центре Брока, который располагается в левой лобной доле в нижней фронтальной извилине.

Факторами, провоцирующими развитие моторной афазии, могут быть острое или хроническое нарушение кровообращения средней мозговой артерии, в бассейне верхней фронтальной (роландовой) ветви. Более редкими причинами афазии Брока считаются кровоизлияния, новообразования, дегенеративные, воспалительные процессы, метастатические поражения, субдуральная гематома, энцефалит, травматическое поражение лобной доли головного мозга.

Афазия Брока характеризуется расстройством в произношения, речи, тогда как понимание разговорной и письменной речи нарушается незначительно меньшей степени. Три основных дефекта речи характеризующие афазию Брока:

Аграмматизм – больному затруднительно использовать различные грамматически значимые предлоги и артикли. Также заметно, что пациенту тяжело дается выражение времен и падежей.

Аномия. Больной с трудом подыскивает необходимые слова. В результате речь становится косноязычной, замедленной.

Затрудненная артикуляция характеризуется неправильным произношением слов. При этом звуки, слоги, буквы, составляющие слова, нередко расположены в неверном порядке.

Больные с афазией Брока, могут произносить короткие осмысленные фразы. Но эти фразы сложны для восприятия окружающими. Помимо этого, проявления афазии у пациентов могут сопровождаться слабостью и параличом верхней и нижней конечностей справа. Объясняется это близким расположением к центру Брока в лобной доле коры головного мозга центров, отвечающих за произвольные движения.

Различают несколько степеней тяжести моторной афазии.

Легкая степень тяжести характеризуется умеренным нарушением способности к письменной и устной речи. При этом понимание любой речи мало нарушено.

Но при более тщательном обследовании практически у всех пациентов выявляются расстройства различной степени тяжести в области понимания больным речи (к примеру, сложных устных команд). Описаны случаи, когда больной, страдающий афазией Брока, временно не может воспроизводить речь, при этом понимание письменной и устной речи сохраняется. Подобное состояние называется афемия.

При более тяжелой степени выраженности афазии Брока наблюдается значительное расстройство устной речи больного, также затруднительно понимание разговорной и письменной речи больным.

При восстановлении пациента в его речи могут появиться стереотипные фразы, повторяемые в качестве ответа на все вопросы. Или формируется требующая значительных усилий, медленная, неплавная, грамматически неправильная речь. При этом в речи отсутствуют служебные слова – предлоги, союзы, а также плавность, интонации.

Восстановление речи часто требует длительного времени. Иногда на это требуется до 2 лет. Начинать восстановление речи нужно как можно раньше.

На эффективность восстановления речи влияют многие факторы – причина, вызвавшая поражение мозга, локализация повреждения мозга, глубина и обширность повреждения, состояние здоровья и возраст пациента. В терапии афазии важно участие близких пациента.

Упрощение речи, используя простые, короткие предложения

Повтор ключевых слов предложений при необходимости

Сохранение обычного стиля общения, не разговаривать как со слабоумным или маленьким ребенком Активное привлечение больного к беседе

Использование всех видов общения – речь, язык жестов

Не поправлять больного при разговоре

Предоставить больному нужное время на выговаривание предложения. Используются и другие подходы к восстановлению речи, к примеру, использование специальных компьютерных программ с упражнениями для больных афазией.

Под термином «афазия Брока» понимается патология неврологического характера. Основным симптомом заболевания является потеря коммуникативного навыка. Другими словами, человек перестает говорить и понимать человеческую речь. В настоящее время существует эффективная схема терапии недуга, но прогноз напрямую зависит от того, насколько своевременно близкие доставили пострадавшего в медицинское учреждение.

Механизм развития

Медики выделяют несколько систем языка:

  • Фонологическую. Она отвечает за обработку акустического сигнала головным мозгом. Другими словами, ее задачей является анализ услышанных слов.
  • Морфологическую. Данная система анализирует языковые комбинации.
  • Синтаксическую. Отвечает за формирование логичной речи, в которой слова расположены последовательно.
  • Семантическую. Это лексическая система.

В норме все эти функции регулируются центром Брока. Он расположен в головном мозге. Под воздействием различных неблагоприятных факторов работа двигательного речевого центра нарушается. Другими словами, человек просто перестает понимать слова и разговаривать. В этом случае и принято говорить о развитии синдрома моторной афазии Брока.

Причины

В большинстве случаев рассматриваемая патология является следствием перенесенного инсульта. Повреждение речевого центра наступает после кровоизлияния в головной мозг, точнее, в левое его полушарие.

Кроме того, причинами афазии Брока могут быть:

  • Новообразования как доброкачественного, так и злокачественного характера.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Болезнь Альцгеймера.
  • Энцефалит.
  • Абсцессы.
  • Лейкоэнцефалит.
  • Болезнь Пика.

Кроме того, афазия Брока иногда является следствием хирургического вмешательства в головной мозг.

Существуют определенные факторы риска, которые значительно повышают риск развития заболевания. К ним относятся:

  • Пожилой возраст.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Закупорка сосудов головного мозга атеросклеротическими бляшками.
  • Гипертония.
  • Пороки сердца ревматического характера.
  • Перенесенные в прошлом транзисторные ишемический атаки.

Важно знать о том, что афазия Брока - это заболевание приобретенного характера. Происходит потеря именно сформировавшейся речи.

Клинические проявления

Симптомы афазии Брока довольно специфичны. Основные признаки патологии:

  • Медленная речь. Больной произносит слова с трудом. Для выражения своих мыслей он использует минимальный набор слов, при этом крайне быстро устает.
  • Аномия. Под данным термином понимается патологическое состояние, при котором больному трудно называть предметы.
  • Аграмматизм. Человек с афазией Брока не может правильно составлять предложения.
  • Невозможность повторения. Больные иногда понимают то, что им говорят. Но при этом повторить услышанные слова им крайне трудно, почти невозможно.
  • Осознание проблемы. Существует несколько форм афазии. При большинстве из них человек находится в твердом убеждении, что его речь корректна. При афазии Брока больной понимает, что у него возникли проблемы.

В некоторых случаях патология может сопровождаться симптомами неврологического характера:

  • Неспособностью осознанно управлять мышцами лица и ротовой полости.
  • Односторонним парезом. Иными словами, чувство слабости ощущается только в левой или правой части лица.
  • Гемиплегией. Это состояние, при котором парализует одну сторону тела.

Кроме того, больные теряют способность не только говорить, но и читать и писать.

Диагностика

При возникновении признаков патологии человека необходимо доставить в медицинское учреждение. Диагностика заболевания подразумевает оценку состояния больного по следующим критериям:

  • Беглость речи. При наличии патологии она косноязычная и крайне медленная.
  • Понимание. Оценить данный показатель весьма сложно, так как любые неправильные ответы могут являться следствием наличия трудностей с произношением.
  • Повторение. Врачу необходимо понять, насколько пациент в состоянии усвоить услышанную информацию. Кроме того, специалисту важно знать, сможет ли человек воспроизвести эти слова. Способность повторения при афазии Брока нарушена.
  • Память на названия предметов. В большинстве случаев пациенты не в состоянии озвучить те или иные наименования.
  • Автоматические последовательности. Это один из лингвистических навыков, заключающийся в произношении последовательностей, которые хорошо известны. Ярким примером является называние месяцев года по порядку.

На основании результатов проведенного исследования врач ставит диагноз и определяется с тактикой ведения пациента.

Лечение

Оно напрямую зависит от степени тяжести патологии. В некоторых случаях показана медикаментозная терапия и хирургическое вмешательство.

Но в большинстве случаев достаточно коррекционного воздействия. Его задачи:

  • Восстановить и улучшить навыки письма и устной речи.
  • Помочь пациенту заново наладить взаимодействие с социумом.
  • Улучшить качество жизни человека.

Лечением афазии Брока занимаются логопеды. При необходимости пациента направляют на консультацию к нейропсихологу.

Схема коррекционного воздействия включает следующие пункты:

  • Тренировка памяти, вычислений, рассуждений, внимания.
  • Регулярное выполнение упражнений, направленных на развитие памяти на имена и названия предметов.
  • Тренировка речи. Пациента заново учат говорить.
  • Постепенное увеличение длины предложений.

Это только малая часть той работы, которая ведется с пациентами, страдающими от афазии Брока. Задачей врачей является выявление возникших нарушений и их коррекция.

В заключение

Под термином «афазия Брока» понимается патологическое состояние, характеризующееся практически полной утратой коммуникативных навыков. У человека со сформированной речью пропадает способность говорить и воспринимать чужие слова. В некоторых случаях понимание сохраняется, но воспроизвести услышанные звуки больной не в состоянии. В большинстве случаев причиной афазии Брока является ишемический инсульт. При появлении первых признаков недуга больного необходимо доставить в медицинское учреждение.