Согласование прилагательных с существительными в числе. Урок «Согласование имени прилагательного с именем существительным. Усеченные формы прилагательных

  • Дата: 24.11.2022

Задание 7.

Закончите предложения, добавив недостающие слова. Перескажите текст, как запомнили.

(Если учащимся трудно выполнить задание самостоятельно, логопед может использовать картинки. Читая предложения, логопед должен выделять незаконченность предложения соответствующей интонацией. При ответе учащихся следить за правильным согласованием глагола с существительным.)

а) Набежало... . Скрылось... . Подул... . Помялась... . Потемнел. . . . Полил. . . . Загремел. . . . Сверкнула. . .

Слова для справок: облако, солнце, ветер, пыль, лес, дождь, гром, молния.

б) Облако... Солнце... Ветер... Пыль... Лес... Дождь...Гром... Молния...

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе

Конспект занятия

Тема . Согласование имени прилагательного с именем существительным.

Цель . Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед выясняет у учащихся, какое сегодня число, день недели, месяц.

II. Образование имен прилагательных. Составление словосочеаний.

Логопед задает вопросы ученикам, не требуя развернутого ответа:

Какая сегодня погода? (Хорошая.)

Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.)

Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)

Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)

А когда нет ветра? (Безветренный.)

Логопед. Уточним, какой сегодня день. (День теплый, соленный, безветренный.) Как мы скажем про погоду, у нее те же призаки? (Погода теплая, солнечная, безветренная.)

Добрый день, уважаемый студент!

Сегодня я хотела бы написать немного про имя прилагательное в русском языке.
Прилагательное у русскоговорящих людей обозначает признак (лица или предмета), но самое важное,что необходимо запомнить и знать всегда, это то, что прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с существительным. Что же это значит, спросите вы? Прилагательные практически всегда в предложении употребляются на пару с существительным, например:

Красивое платье (A beautiful dress) = красивое является прилагательным + платье является существительным
В этом предложении прилагательное и существительное составляют пару. Так вот, прежде,чем определить форму прилагательного и поставить правильно окончание, мы должны посмотреть на существительное, которое стоит с ним в паре - нам надо определить число, род, падеж. В нашем примере существительное стоит в единственном числе, оно среднего рода и именительного падежа.

Чтобы правильно поставить окончания в прилагательных, давайте просклоняем несколько примеров по падежам:

1. Именительный падеж - Nominative case

Это новАЯ сумка - This is a new bag

2. Родительный падеж - Genitive case
У меня нет новОГО карандаша - I don"t have a new pencil

В этом примере мы видим, что слово "карандаш" стоит в родительном падеже, соответственно, прилагательное ставим в такую же форму и, если, прилагательное оказывается в родительном падеже, то приобретает окончание - ОГО , т.к. "карандаш" мужского рода.

3. Дательный падеж - Dative case

Я подошел к красивОМУ дереву - I came to the beautiful tree.

В дательном падеже прилагательное будет оканчиваться на окончание ОМУ, т.к. существительное "дерево" среднего рода.

Таким образом, можно составить табличку (в Именительном падеже), в которой будут отражаться важные изменения окончаний прилагательных по родам:

Мужской род (Male) Женский род (Female) Средний род (Neuter) Множественное число (Plural form)
Какой? Какая Какое Какие
НовЫЙ НовАЯ НовОЕ НовЫЕ
СтарЫЙ СтарАЯ СтарОЕ СтарЫЕ
ХорошИЙ ХорошАЯ ХорошЕЕ ХорошИЕ

Иногда вы можете встретить в столбике мужского рода окончание -ОЙ, например,

ПлохОЙ Bad

Цели урока:

закрепление навыков определения рода, числа имени прилагательного в согласовании с именем существительным;

развитие умений правильно изменять форму прилагательного (окончание) при согласовании с именем существительным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласование имён прилагательных и существительных в числе и роде»

Цели урока :

закрепление навыков определения рода, числа имени прилагательного в согласовании с именем существительным;

развитие умений правильно изменять форму прилагательного (окончание) при согласовании с именем существительным.

Задачи урока:

1. способствовать закреплению умения составлять словосочетания «прилагательное + существительное»;

2. способствовать активизации, обогащению словаря;

3. способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий;

4. развитие орфографической зоркости..

Ход урока:

I. Психологический настрой.

Улыбкой ясная природа,

Сквозь сон встречает утро года.

Синея, блещут небеса

Еще прозрачные леса,

Как будто пухом зеленеют.

Собирает нас звонок

На замечательный урок!

II. Актуализация опорных знаний.

Какая сегодня погода? (Хорошая, солнечная, тёплая, безветренная.)

Как мы скажем про сегодняшний день, если у него те же признаки? Какой сегодня день? (День тёплый, солнечный, безветренный.)

Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.)

В какое время года бывает такая погода? (Весной.)

Значит, погода какая? (Погода весенняя.)

А как мы скажем про день? (День весенний.)

Про небо? (Небо весеннее.)

Про дни? (Дни весенние.)

Слова какой части речи помогли нам точно и ярко описать сегодняшнюю погоду?

Что вы знаете об имени существительном?

А что вы знаете об имени прилагательном?

Существительное обозначает предмет, а прилагательное признак предмета, то есть признак существительного. Мы с вами уже знаем, что эти две части речи тесно связаны между собой.

Послушайте рассказ из книги «Веселая грамматика» (выступление ученика).

В переводе с латыни «имя прилагательное» означает «нечто подкинутое», «прибавленное», «приложенное». Отвечают имена прилагательные на четыре вопроса: какой? какая? какое? какие? – в зависимости от того, какие имена существительные стоят рядом с ними.

Каждый вопрос предназначен только для одного рода имени существительного. Имена прилагательные хитрые, они «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к роду имени существительного. Род имени прилагательного определяют по роду имени существительного. Число тоже определяют по имени существительному.

В.Волина.

III. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Итак, имена прилагательные, как вы знаете, «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к именам существительным. То есть, прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Называется эта особенность согласование.

Кто поможет мне сформулировать тему урока?

«Согласование имён прилагательных с именами существительными».

Какие задачи мы поставим перед собой?

Ребята, недавно ученики 2-го класса писали сочинение. Вот одно из них. Это сочинение мальчика.

Как вы думаете, что сказал учитель мальчику?

Почему вы так считаете?

Верно, в сочинении допущены ошибки.

А какие ошибки допустил мальчик?

У мальчика ошибки в согласовании прилагательного с именем существительным.

Чтобы исправить ошибки, допущенные в сочинении, надо знать, действовать. Нам нужен определённый алгоритм действий.

IV. Открытие нового знания.

Какие будут предложения? Что нужно сделать, чтобы правильно согласовать прилагательное с существительным? (Предположения детей)

Вывод. Действуй по следующему алгоритму:

определи род имени существительного;

подбери соответствующий вопрос к имени прилагательному: мужской род – КАКОЙ?, женский род – КАКАЯ?, средний род – КАКОЕ?

измени форму прилагательного в соответствии с вопросом.

О б р а з е ц: солнце (яркий, яркая, яркое): солнце - ср.р. – КАКОЕ? –яркое; солнце - КАКОЕ? – жгучее, круглое, жёлтое.

Таким образом, как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

Это правило можно сформулировать в шутливой форме:

Не хочешь оставаться с носом,

Проверяй окончания вопросом.

V. Первичное закрепление.

Задание: используя алгоритм, подбери к существительному прилагательное.

Погода... (дождливый, дождливая, дождливое).

Дождь… (мелкий, мелкое, мелкая).

Туча … (тёмный, тёмное, тёмная).

Ветер... (холодный, холодная, холодное).

Воздух … (свежий, свежее, свежая).

Облако.. (белый, белое, белая).

Солнце... (яркий, яркое, яркая).

Настроение... (радостный, радостная, радостное).

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А теперь внимание.

Новое испытание.

Вставьте окончания

В этих словосочетаниях.

В этих прилагательных «потерялось окончание». Вы должны вставить окончание.

утренн ___ туман

грибн ___ дождь

долгожданн ___ телеграмма

красн ___ карандаш

зимн____ природа

ночн_____ небо

современн____ кино

богат ____ урожай

модн ____ блузка

Проверьте свою работу.

Кто легко справился с заданием?

У кого возникли затруднениея? Какие?

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

«Кто больше подберет слов-признаков к словам-предметам?»

Поставь вопрос к этим словам.

О б р а з е ц: березка - белоствольная, кудрявая, русская, молодая-какая?

Погода... (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).

Дождь... (мелкий, холодный, моросящий, тёплый, проливной).

Туча… (тёмная, низкая, чёрная, тяжёлая).

Ветер... (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

Воздух… (свежий, горячий, морозный).

Облако… (белое, белоснежное, голубое, лёгкое, воздушное).

Солнце… (горячее, яркое, жгучее, жёлтое).

Настроение... (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Итак,мы провели борльшую работу по согласованию прилагательныз с существительными. Теперь мы можем помочь ученику 2-го класса.

Помогите отредактировать сочинение мальчика.

«Наступила весна. По небу плывёт белая облако. Светит яркая солнышко. Тает белое снег. Дует теплая ветер. Люди рады весне!»

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

Итак, ребята, над чем работали сегодня на уроке?

Как согласуются имена прилагательные с именами существительными?

(В роде, числе и падеже)

Где можно применить новые знания?

Что получилось хорошо?

Над чем ещё надо поработать?



Сначала проверьте, насколько правильно ребе­нок употребляет окончания имен прилагательных при их согласовании с существительными. С этой целью предложите ему назвать цвет каждого изо­браженного на картинках предмета, ставя для это­го соответствующие вопросы («Карандаш ка­кой?» - ЧЕРНЫЙ; «Лента какая?» - ЧЕР­НАЯ; «Платье какое?» - ЧЕРНОЕ; «Перчатки какие?» - ЧЕРНЫЕ). Во всех этих случаях ре­бенок должен будет согласовать прилагательные с существительными в роде и числе. (Здесь специ­ально взяты безударные окончания имен прилага­тельных).

Что касается правильности употребления ре­бенком падежных окончаний прилагательных, то для выяснения этого вопроса обратитесь к стр. 267. К слову ЗЕБРА добавьте прилагательное ПОЛОСАТАЯ. Далее ребенок отвечает на те же самые Ваши вопросы, что и при «склоне­нии» имен существительных, а именно: «Кто си­дит в клетке?» (ПОЛОСАТАЯ ЗЕБРА); «Для кого готовят обед?» (Для ПОЛОСАТОЙ ЗЕБ­РЫ); «Кому дают есть?» (ПОЛОСАТОЙ ЗЕБ­РЕ) и т.д. Точно так же, используя эти картин­ки, можно подобрать имена прилагательные к существительным мужского рода и к существи­тельным множественного числа, например: ХРАБРЫЙ ТИГР, ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. Об­ратите внимание на различие окончаний прила­гательных мужского и женского рода, а также прилагательных множественного числа в одном и том же (например, родительном) падеже: ПО-ЛОСАТ-ОЙ ЗЕБРЫ, ХРАБР-ОГО ТИГРА, ДИК-ИХ ЖИВОТНЫХ. Окончания при­лагательных среднего рода однотипны с окончаниями прилагательных мужского рода, за исключением именительного и винительного падежа. Например: ХРАБР-ОГО ТИГРА - ГО-ЛУБ-ОГО НЕБА, ХРАБР-ЫМ ТИГРОМ -ГОЛУБ-ЫМ НЕБОМ и т.п.



Если проверка покажет, что ребенок допускает ошибки в окончаниях имен прилагательных, то Для преодоления имеющихся затруднений используйте предлагаемые ниже задания.

Задание 1.

Предложите ребенку одно и то же имя прила­гательное употребить с именами существительны­ми мужского, женского и среднего рода, а также с существительным множественного числа. Сделать это можно при помощи следующих вопросов.

Слон КАКОЙ? (БОЛЬШОЙ);

Слониха КАКАЯ? (БОЛЬШАЯ);

Море КАКОЕ? (БОЛЬШОЕ);

Моря КАКИЕ? (БОЛЬШИЕ).

Конфета КАКАЯ? (СЛАДКАЯ);

Сахар КАКОЙ? (СЛАДКИЙ);

Пирожное КАКОЕ? (СЛАДКОЕ);

Вафли КАКИЕ? (СЛАДКИЕ).

Как видим, в первой группе примеров окончания имен прилагательных ударные, как и в самом вопросе (КАК-ОЙ? - БОЛЬШ-ОЙ, КАК-АЯ? - БОЛЬШ-АЯ, КАК-ОЕ? -БОЛЬШ-ОЕ, КАК-ЙЕ? - БОЛЬШ-ИЕ), что существенно облегчает для ребенка его задачу. К тому же нужно голосом подчеркнуть совпаде­ние окончаний в вопросах и в самих именах прилагательных, что поможет ребенку при выбо­ре окончаний имен прилагательных.

Во второй группе примеров окончания прилага­тельных безударные, но поставленный к ним вопрос может послужить для ребенка хорошим ориентиром-

Задание 2.

Предложите ребенку подобрать подходящее прилагательное (то есть признак предмета) к на­званному Вами существительному, внимательно следя при этом за правильностью окончаний имен прилагательных, например: Лента (ГОЛУБАЯ, ДЛИННАЯ, ШИРОКАЯ, ШЕЛКОВАЯ и т.п.); арбуз (КРУГЛЫЙ, БОЛЬШОЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, СПЕЛЫЙ, СОЧНЫЙ); платье (ДЛИННОЕ, УЗ­КОЕ, ШЕЛКОВОЕ, ЗЕЛЕНОЕ, НАРЯДНОЕ, ВЫХОДНОЕ); вишни (СПЕЛЫЕ, СОЧНЫЕ, КРУПНЫЕ, КРУГЛЫЕ).

Задание 3.

Предложите ребенку определить правильные сочетания слов и исправить их в том случае, если они окажутся неправильными. Для этого после каждого произнесенного Вами словосочетания спросите ребенка: «Правильно ли это?» И далее: «А как нужно сказать правильно?» Приведем не­сколько примерных словосочетаний, число кото­рых при необходимости может быть увеличено.

Голубое небо

Соленый соль

Красивая роза

Красивый ромашка

Большая стакан

Серебристый роса

Колючий елка

Горячий чай

Горький горчица

Душистая сирень

Голубая цветы

Белый облака

Помимо специального упражнения в правиль­ном употреблении окончаний имен прилагатель­ных нужно следить и за правильностью их упот­ребления в повседневной речи ребенка. Все это будет способствовать не только преодолению аграмматизмов в его устной речи, но одновременно и их предупреждению на письме. Значительно легче усвоит ребенок и правила склонения имен прилагательных, которые будут изучаться в школе.

Сегодня мы получим полезную информацию об имени прилагательном в испанском языке (Nombre adjetivo). Прилагательное испанского языка разделяется на две большие подгруппы:

  • качественные имена прилагательные (calificativos ):
  • относительные имена прилагательные (relativos ):

    el plan anual (годовой план),
    la región agrícola (сельскохозяйственный регион),
    el día estival (летний день)

Эта группа прилагательных по своему значению схожа с прилагательными русского языка. Они обозначают качество, свойства и признаки предмета или явления, которое описывают.

Качественные прилагательные имеют 3 степени сравнения: положительную, сравнительную, превосходную.

Например:

Относительные имена прилагательные

Эта группа также указывает на признак предмета, но при этом обязательно указание на его отношение к лицу, явлению, действию или еще одному предмету.

Эти прилагательные образуются от уже имеющихся названий предметов, действий или явлений, через которые они выражают признак. Они могут указывать на:

  • материал, из которого сделан предмет (férreo — железный);
  • обстоятельства времени, места… (madrileño — мадридский);
  • отношение к лицу или животному (felino – кошачий);
  • отношение к предмету или понятию (marítimo – морской)
  • отношение к действию или понятию (corriente – текущий).

В современном испанском языке часто используют предлог de + существительное , вместо одного прилагательного, если говорят о материале, из которого изготовлен предмет: la caja de cartón (картонная коробка) вместо la caja cartonera .

Особенность испанских прилагательных состоит в том, что качественных прилагательных намного больше, чем относительных. И, плюс ко всему, в испанском языке отсутствуют притяжательные прилагательные, такие как мамин, бабушкино, отцовский и тому подобное.

Согласование имен прилагательных с существительными

Прилагательное испанского языка всегда около себя имеет существительное, которое оно описывает. Имя существительное в большинстве случаев стоит перед именем прилагательным. Также прилагательное согласуется с существительным в роде и числе. Прилагательное, согласуясь с существительным в роде, имеет такое же окончание, как и существительное (не считая некоторых исключений, о них немного позже).

Если существительное женского рода, тогда у прилагательного будет окончание – а . При существительном мужского рода будет стоять прилагательное с окончанием – о . Их называют прилагательными двух окончаний.

Например:

el papel blanco (белая бумага)

la mesa blanca (белый стол)

Прилагательные одного окончания характеризуются окончанием на любую согласную или гласную кроме – о . Их окончания не меняются в зависимости от рода существительного.

Например:

el libro común (общая книга)

la causa común (общая причина)

el papel verde (зеленая бумага)

la mesa verde (зеленый стол)

la casa grande (большой дом)

el país grande (большая страна)

Все прилагательные с конечным суффиксом –ista относятся к прилагательным одного окончания:

socialista (социалистический)

idealista (идеологический)

Прилагательные, которые указывают на национальность, оканчиваясь в мужском роде на согласную, и прилагательные, которые оканчиваются на — an , — on , — or , в женском роде добавляют окончание – а :

Например:

el periódico inglés (английская газета)

la revista inglesa (английский журнал)

el baile andaluz (андалузский танец)

la canción andaluza (андалузская песня)

От положения прилагательного относительно имени существительного (перед или после) может меняться смысл всего выражения.

Это относится к таким прилагательным:

Испанский вариант слова

Перевод в положении перед существительным

Перевод в положении после существительного

недавно приобретенный

недавно сделанный

несчастный

обыкновенный

грустный

определенный

известный

Например:

un buen hombre (добрый человек)

un hombre bueno (хороший человек)

un triste empleado (обыкновенный служащий)

un empleado triste (грустный служащий)

Следует помнить, что если указанные прилагательные сочетаются с наречием или каким-либо другим словом, то в этом случае они независимо от выражаемого смысла стоят после существительного. Правильно будет сказать Juan es un hombre muy bueno (Хуан очень добрый человек). Вместо фразы Juan es un muy buen hombre .

Усеченные формы прилагательных

Иногда случается употребление качественных прилагательных перед существительным в единственном числе. В этом случае следует употреблять усеченную форму прилагательных grande (великий, большой), malo (плохой), bueno (хороший).

Например:

el gran hombre (великий человек)

un buen camino (хорошая дорога)

el mal libro (скверная книга)

Прилагательные bueno , malo могут употребляться в усеченной форме только перед существительными мужского рода.

Описывая качества группы существительных, прилагательное обычно согласуется в роде и числе только с первым существительным из группы:

En el barrio hay nuevos almacenes, peluquería y cine (В квартале есть новые магазины, парикмахерская и кино­театр).

Прилагательные испанского языка – это не так сложно, как кажется. Лексическое значение нужно, конечно, заучивать, а вот употребление и согласование с существительными с практикой доходит до автоматизма, и вы легко их употребляете в речи. В изучении любого иностранного языка важна практика его использования в разговоре.

Ознакомиться с правилами употребления прилагательных можно еще и здесь