Согласование прилагательное с существительным примеры. Конспект логопеда согласование прилагательных с существительными. Подбор слов-определений к существительным

  • Дата: 24.11.2022

Конспект открытого фронтального логопедического занятия

Тема:

«Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже»

Цель:

Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именем существительными в падеже

Задачи:

Активизировать словарный запас на материале прилагательных в рамках лексической темы «Зима». Учить обобщать и делать выводы.

Формировать практические навыки правильного употребления прилагательных, согласования их с существительными в роде, числе, падеже.

Развивать слуховое внимание, оперативную слухоречевую память.

Формировать и развивать УУД

Оборудование:

нетбук, программа компьютерный практикум по логопедии для младших школьников, проектор, рабочие тетради, дидактический материал, карточки для индивидуальной работы, таблицы с окончаниями

Ход занятия

1.Речедвигательный организационный момент(слайд 1)

1.Сядет тот кто выделит гласные звуки и покажет их с помощью движений рук.

Слова: сугроб, зима, пурга, стужа, санки,игры

Основная часть

Откройте свои тетради и запишите число.

(Снег+сугроб)*Д.п

(Снег+пурга) *Р.п

Какие части речи вам встретились в словах -ответах?(существительные и прилагательные)А что такое существительное (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?, что?), а прилагательное(признак предмета и отвечает на вопрос какой, какая? какое? какие?)

Название этого города какой частью речи является (существительное). Подберите к слову зима прилагательные.(прилагательные к слову вывешиваются на доску)

Итак сегодня тема нашего занятия «Согласование прилагательного с существительным в падеже»

3.В город мы вошли и попали в переулок логозаврия (слайд 3)

Ой! Ребята куда это мы попали? (переулок логозаврия) с применением логопедического тренажера.

Упражнение на подбор окончаний с Логошей

С Логошей мы прощаемся, подумайте, чему он вас научил?

4.Улица окончаний. (работа с таблицей)

Логоша учил вас как подружить слова в падеже. Как же нам запомнить все эти окончания и не запутаться?(записать)

5. Гимнастика для глаз

М ы продолждаем наше путешествие и мы на дорогу потерянных слов

6.Дорога потерянных слов. На этой дороге мы закрепим полученные знания.

Задание: вставь в текст прилагательные в нужной форме (ученикам раздаются карточки с текстом, где пропущены прилагательные, и маркеры для заполнения)

Великолепен вид …. леса. Все покрыто ………., ………..снегом. ……….. воздух тонок и жгуч. Снег опушил …………. деревья и кусты. По ним скользят ………, ……….лучи и обсыпают их ……….. блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость ……………неба.

Слова для справок:

Зимнего, белым, пушистым, зимним, заледенелые, яркие. солнечные, ярким, голубого.

Пожалуйста поменяйтесь карточками с соседями и проверьте правильность написания.

Какие знания мы с вами закрепили?

Пройдя по дороге потерянных слов мы пришли на площадь рассказов.

7.Физминутка

8.Площадь рассказов

Соберите слова в предложения, а предложения в рассказ.

Зима, стояла, суровая.

Воробушки, корма, голодные, нигде, не могли найти

Пожалела, воробышков, добрая, девочка, Маша.

Так, девочка, добрая, прокормила, птичек, до самой, бедных, весны.

Итог:

У вас на партах лежат листы со смайликами, покажите, как вы себя чувствовали на занятии?

Комфортно ли вам было?

Что было сложного?

Что нового узнали?

Что было сложного?

прислала

Кулагина Е.Г.

Учитель-логопед

Разделы: Логопедия

Цель. Формировать умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

  • учить правильно согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам;
  • закреплять умение правильно определять имена существительные (слова-предметы) и имена прилагательные (слова–признаки);
  • закреплять умение определять первый звук в словах;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • совершенствовать умение составлять предложения по заданной схеме;
  • совершенствовать технику чтения.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать звукослоговой анализ и синтез;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • развивать навыки словообразования;
  • расширять словарный запас;
  • развивать внимание, память, способность к переключению.

Коррекционно-воспитательные:

  • создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу письма и чтения.
  • воспитывать организованность, самостоятельность и самоконтроль за речью;
  • воспитывать познавательный интерес.

Оборудование.

  • Демонстрационный материал: домики (приложение 1), предметные картинки кукол и машин (приложение 2), предметные картинки (ежик, гриб), стрелка, два желтых треугольника (приложение 3), таблица (приложение 5), мяч.
  • Раздаточный материал: тетради, ручки, карандаши, распечатанные задания (приложение 4), предметные картинки (приложение 6).

Ход занятия

1. Организационный момент

Упражнение “Подбери слово”.

Логопед: “ Здравствуйте. Мы начинаем наше занятие. Займет свое место тот, кто назовёт слово, которое начинается с гласного звука”.

Учащиеся называет слово и ответивший правильно ребенок занимает свое место.

2. Повторение пройденного.

Упражнение “Где слово живет?”

Логопед раздает учащимся предметные карточки: арбуз, вишня, белка, сорока, крот, машина, матрешка, шарф, автобус. (Приложение 1).

Логопед: “Определите сколько в слове слогов, и поместите карточку в соответствующий дом”.

3. Сообщение темы занятия

Логопед: “Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте определить какое из слов-предметов, которые есть на доске, я загадала”.

1. Круглый, круглый
Сладкий, сладкий
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри. (Арбуз)

2. Была зеленой маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце потемнела я,
И вот теперь я спелая. (Вишня)

3. Непоседа пестрая -
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

4. Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)

Логопед: “Скажите, какие слова вам помогали понять, о каком предмете я говорю (Слова-признаки). Правильно. Сегодня мы будем учиться подбирать слова-признаки к словам-предметам”.

4. Основная часть.

1. Магазин “Игрушка”

Логопед вывешивает на доске изображения кукол и машин. (Приложение 2)

Логопед: “Представьте, что мы пошли в магазин игрушек и хотим купить себе игрушку (куклу или машину). Выберите, какую игрушку вы хотите купить и опишите ее, а “продавец” ее найдет и вам даст”.

Логопед по очереди выбирает детей, кто играет роль продавца.

2. Подбери предложение к схеме. (Приложение 3)

Логопед размещает на доске изображения ежика и гриба.

Логопед: “Скажите, как узнать, что изображено на картинках. (Задать вопрос: Это кто? Это что?).

Составьте предложение, используя эти картинки, и поможет вам в этом еще одно слово. (Логопед показывает стрелку и ставит ее между картинками). Какое слово обозначает стрелка?” (Слово-действие).

Учащиеся составляют предложения из 3 слов.

Логопед выбирает одно из перечисленных предложений: “Давайте нарисуем схему этого предложения. Как мы обозначаем на схеме начало предложения? (Вертикальной чертой) Как обозначаем конец предложения?” (Ставим точку).

Вызванный ребенок рисует схему предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

Логопед: “Сколько слов в предложении? (Три). А теперь я поставлю перед ежиком треугольник. Треугольник обозначает слово-признак. Давайте повторим наше предложение и добавим слово-признак, скажем какой ежик?”.

Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Четыре). А теперь я поставлю еще один треугольник, но перед грибом. К какому слову надо добавить слово-признак?” (К слову “гриб”).

Логопед выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Пять). Какие слова помогали нам увеличить количество слов в предложении? (Слова-признаки). Молодцы”.

5. Физкультминутка. Посчитаем.

Логопед предлагает учащимся встать в круг и посчитать каждый предмет до 5 предметов (большой мяч, белое облако, вкусная конфета). Учащиеся передают мяч и называют словосочетание с нужным числительным.

6. Основная часть

1. Соедини.

Логопед раздает детям таблички со словами-признаками и предметными картинками. (Приложение 4)

Логопед: “Давайте прочитаем слова-признаки и определим, о каком предмете они говорят”.

Учащиеся подбирают к словам-признакам соответствующую предметную картинку и соединяют их линией.

2. Признаки-противники.

Логопед: “Я вам сейчас прочитаю стихотворение и прошу вас помочь мне подобрать не достающее слово-противник. Но это будет не простое слово-признак, я слово противоположное по смыслу.

“Скажу я “высокий”, ответите - ... (низкий),

“Далекий” скажу, вы ответите... (близкий),

Скажу я “шершавый”, вы скажите “гладкий”,

А “кислый” скажу, вы ответите... (сладкий).

Логопед: Молодцы. А теперь я вам буду говорить словосочетания, а вы попробуйте подобрать противоположное значение слова-признака: новый дом, хорошая ягода, светлая комната, молодой человек, маленькая собака, жаркий день, добрый волшебник, молчаливый попугай, чистый снег, грустный клоун, длинная ленточка, узкая дорога”.

3. Заполни таблицу.

Логопед вывешивает на доске таблицу. (Приложение 5)

Логопед: “Давайте заполним таблицу: я вам дам предметную картинку (Приложение 6), а вы найдите, где ее дом в таблице и поместите картинку в соответствующую ячейку. Обращайте внимание на два основных признака: цвет и форму предмета”.

8. Итог занятия. Муха .

Логопед: “Скажите, какие слова вы сегодня учились подбирать. С нами хочет поиграть муха. Я вам буду говорить, куда полетела муха, а вы скажете на какой предмет она села. Муха начинает свой полет с мяча. Муха полетела на 2 клетки вправо и на 3 клетки вверх. На какой предмет села муха? (На елку). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха летите дальше. Муха перелетела на 1 клетку влево и 2 клетки вниз. На какой предмет села муза? (На цветок). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха перелетает на 1 клетку вверх, на 1 клетку влево и на 1 клетку вверх. На какой предмет села муха? (На дерево). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Из полученных букв соберите слово. Какое слово получилось? (Ура). Молодцы”.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Логопед: “Что нового вы узнали на занятии?

Что понравилось на занятии?

Вы сегодня хорошо занимались”.

Цели урока:

закрепление навыков определения рода, числа имени прилагательного в согласовании с именем существительным;

развитие умений правильно изменять форму прилагательного (окончание) при согласовании с именем существительным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласование имён прилагательных и существительных в числе и роде»

Цели урока :

закрепление навыков определения рода, числа имени прилагательного в согласовании с именем существительным;

развитие умений правильно изменять форму прилагательного (окончание) при согласовании с именем существительным.

Задачи урока:

1. способствовать закреплению умения составлять словосочетания «прилагательное + существительное»;

2. способствовать активизации, обогащению словаря;

3. способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий;

4. развитие орфографической зоркости..

Ход урока:

I. Психологический настрой.

Улыбкой ясная природа,

Сквозь сон встречает утро года.

Синея, блещут небеса

Еще прозрачные леса,

Как будто пухом зеленеют.

Собирает нас звонок

На замечательный урок!

II. Актуализация опорных знаний.

Какая сегодня погода? (Хорошая, солнечная, тёплая, безветренная.)

Как мы скажем про сегодняшний день, если у него те же признаки? Какой сегодня день? (День тёплый, солнечный, безветренный.)

Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.)

В какое время года бывает такая погода? (Весной.)

Значит, погода какая? (Погода весенняя.)

А как мы скажем про день? (День весенний.)

Про небо? (Небо весеннее.)

Про дни? (Дни весенние.)

Слова какой части речи помогли нам точно и ярко описать сегодняшнюю погоду?

Что вы знаете об имени существительном?

А что вы знаете об имени прилагательном?

Существительное обозначает предмет, а прилагательное признак предмета, то есть признак существительного. Мы с вами уже знаем, что эти две части речи тесно связаны между собой.

Послушайте рассказ из книги «Веселая грамматика» (выступление ученика).

В переводе с латыни «имя прилагательное» означает «нечто подкинутое», «прибавленное», «приложенное». Отвечают имена прилагательные на четыре вопроса: какой? какая? какое? какие? – в зависимости от того, какие имена существительные стоят рядом с ними.

Каждый вопрос предназначен только для одного рода имени существительного. Имена прилагательные хитрые, они «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к роду имени существительного. Род имени прилагательного определяют по роду имени существительного. Число тоже определяют по имени существительному.

В.Волина.

III. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Итак, имена прилагательные, как вы знаете, «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к именам существительным. То есть, прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Называется эта особенность согласование.

Кто поможет мне сформулировать тему урока?

«Согласование имён прилагательных с именами существительными».

Какие задачи мы поставим перед собой?

Ребята, недавно ученики 2-го класса писали сочинение. Вот одно из них. Это сочинение мальчика.

Как вы думаете, что сказал учитель мальчику?

Почему вы так считаете?

Верно, в сочинении допущены ошибки.

А какие ошибки допустил мальчик?

У мальчика ошибки в согласовании прилагательного с именем существительным.

Чтобы исправить ошибки, допущенные в сочинении, надо знать, действовать. Нам нужен определённый алгоритм действий.

IV. Открытие нового знания.

Какие будут предложения? Что нужно сделать, чтобы правильно согласовать прилагательное с существительным? (Предположения детей)

Вывод. Действуй по следующему алгоритму:

определи род имени существительного;

подбери соответствующий вопрос к имени прилагательному: мужской род – КАКОЙ?, женский род – КАКАЯ?, средний род – КАКОЕ?

измени форму прилагательного в соответствии с вопросом.

О б р а з е ц: солнце (яркий, яркая, яркое): солнце - ср.р. – КАКОЕ? –яркое; солнце - КАКОЕ? – жгучее, круглое, жёлтое.

Таким образом, как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

Это правило можно сформулировать в шутливой форме:

Не хочешь оставаться с носом,

Проверяй окончания вопросом.

V. Первичное закрепление.

Задание: используя алгоритм, подбери к существительному прилагательное.

Погода... (дождливый, дождливая, дождливое).

Дождь… (мелкий, мелкое, мелкая).

Туча … (тёмный, тёмное, тёмная).

Ветер... (холодный, холодная, холодное).

Воздух … (свежий, свежее, свежая).

Облако.. (белый, белое, белая).

Солнце... (яркий, яркое, яркая).

Настроение... (радостный, радостная, радостное).

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А теперь внимание.

Новое испытание.

Вставьте окончания

В этих словосочетаниях.

В этих прилагательных «потерялось окончание». Вы должны вставить окончание.

утренн ___ туман

грибн ___ дождь

долгожданн ___ телеграмма

красн ___ карандаш

зимн____ природа

ночн_____ небо

современн____ кино

богат ____ урожай

модн ____ блузка

Проверьте свою работу.

Кто легко справился с заданием?

У кого возникли затруднениея? Какие?

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

«Кто больше подберет слов-признаков к словам-предметам?»

Поставь вопрос к этим словам.

О б р а з е ц: березка - белоствольная, кудрявая, русская, молодая-какая?

Погода... (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).

Дождь... (мелкий, холодный, моросящий, тёплый, проливной).

Туча… (тёмная, низкая, чёрная, тяжёлая).

Ветер... (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

Воздух… (свежий, горячий, морозный).

Облако… (белое, белоснежное, голубое, лёгкое, воздушное).

Солнце… (горячее, яркое, жгучее, жёлтое).

Настроение... (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Итак,мы провели борльшую работу по согласованию прилагательныз с существительными. Теперь мы можем помочь ученику 2-го класса.

Помогите отредактировать сочинение мальчика.

«Наступила весна. По небу плывёт белая облако. Светит яркая солнышко. Тает белое снег. Дует теплая ветер. Люди рады весне!»

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

Итак, ребята, над чем работали сегодня на уроке?

Как согласуются имена прилагательные с именами существительными?

(В роде, числе и падеже)

Где можно применить новые знания?

Что получилось хорошо?

Над чем ещё надо поработать?


§ 1 Согласование имени прилагательного с именем существительным

Начнём урок с наблюдения.

Из телепрограммы выпишем три названия телепередач, включающих прилагательные, а также вспомним и запишем три названия художественных произведений, включающих имена прилагательные.

Я нашла такие названия телепередач: «Местное время», «Дорожная азбука», «Чудеса Солнечной системы», вам предстоит найти и другие названия, соответствующие нашему заданию.

Из названий художественных произведений я предлагаю записать: «Безумная Евдокия» (автор повести Анатолий Алексин), название повести «Весенние перевёртыши» (В. Тендряков), название рассказа В.А. Бахревского «Собака на картофельном поле».

Определим род, число и падеж имен существительных, к которым относятся имена прилагательные, а также род, число и падеж имен прилагательных.

Занесём полученные данные в таблицу, состоящую из трех колонок, где

1 колонка это название художественных произведений и телепередач,

2-ая - род, число, падеж имени существительного,

3-я - род, число и падеж имени прилагательного.

Сравним результаты.

Название

Род, число, падеж имени существительного

Род, число и падеж имени прилагательного

«Местное время»

время - ср.р., ед.ч., И.п.

Местное
(н.ф. - местный) - употреблено в ср.р., ед.ч., И.п.

«Дорожная азбука»

азбука - ж.р., ед.ч., И.п.

Дорожная
(н.ф. - дорожный) - употреблено в ж.р., ед.ч., И.п.

«Чудеса Солнечной системы»

системы
(н.ф. - система) -
ж.р., ед.ч., Р.п.

Солнечной
(н.ф. - солнечный) - употреблено в ж.р., ед.ч., Р.п.

«Безумная Евдокия»

Евдокия - ж.р., ед.ч., в им. п.

Безумная
(н.ф. - безумный) - употреблено в ж.р., ед.ч., И.п.

«Весенние перевёртыши»

перевёртыши
(н.ф.- перевёртыш) -
м.р., мн.ч., И.п.

Весенние
(н.ф. - весенний) - употреблено во мн.ч., И.п. Род определить нельзя, т.к. прилагательное во мн.ч.

«Собака на картофельном поле»

(на) поле
(н.ф. - поле) -
ср. р., ед.ч., П.п.

картофельном
(н.ф. - картофельный) - употреблено в ср. р., ед.ч., П. п.

Какой вывод можно сделать?

Называя признаки предметов, прилагательные поясняют существительные, поэтому и морфологические признаки прилагательного помогают ему приспособиться к имени существительному.

Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, т.е. имеют тот же род, число и падеж, что и существительные. Если существительное женского рода, то и прилагательное принимает форму женского рода (дорожная азбука), если существительное употреблено в предложном падеже, то и прилагательное употребляется в том же падеже (на картофельном поле), если существительное в форме множественного числа, то и прилагательное принимает форму множественного числа: весенние перевёртыши.

Изменяются имена прилагательные по родам, числам и падежам. Даже в самых сложных случаях прилагательное сообщает нам о роде существительного.

Например,

ценная бандероль (прилагательное ценная в женском роде),

просторный вестибюль (прилагательное просторный в мужском роде).

А если существительное неизменяемое? Какаду, пальто, шимпанзе, пенальти. Опять же, на помощь приходит имя прилагательное, потому что по его форме можно определить род неизменяемого существительного:

решающий пенальти прилагательное в м.р.,

модное пальто прилагательное в ср.р.,

смешной какаду прилагательное в м.р.,

заботливая шимпанзе прилагательное в ж.р., здесь речь идёт о самке шимпанзе.

Во множественном числе род прилагательного не различается:весенние перевёртыши, весенние птицы, весенние деревья. Независимо от рода существительного в единственном числе (перевёртыш, птица, дерево), форма прилагательного одна и та же (весенние).

§ 2 Как появилось имя прилагательное

Прилагательное очень гибкое слово: оно может приспособиться к любому существительному. Об этом есть сказка Сергея Шумахера «Как появилось имя прилагательное».

В сказке рассказывается о том, что

Думаю, что эта сказка поможет вам запомнить, что имена прилагательные согласуются с именами существительными в формах рода, числа и падежа.

§ 3 Примеры

Раз имя прилагательное согласуется с именем существительным по таким грамматическим признакам, как род, число и падеж, то и определить данные признаки можно по роду, числу и падежу имени существительного.

Прилагательное + существительное. Нужно уметь находить такие словосочетания в тексте.

Потренируемся. Прочтём отрывок из текста Д. Зуева об июле:

Июль - макушка лета. Трепещет и дрожит жаркий полдень. Не шелохнутся в тени густые заросли трав и кустов. В золотистом мареве зелёный мираж июльского пейзажа.

Выпишем словосочетания, соответствующие схеме прилагательное + существительное:

1 предложение - говорится (о чём?) об июле, прилагательных, которые поясняют существительное июль нет.

Во 2 предложении рассказывается (о чём?) о полдне. Полдень (какой?)жаркий.

Первое словосочетание жаркий полдень.

В 3 предложении повествуется о зарослях трав и кустов. Заросли (какие?)густые.Густые заросли - Второе словосочетание.

В 4 предложении говорится о мираже. Мираж(какой?)зелёный. Мираж(чего?)пейзажа.Пейзажа (какого?)июльского. Мираж(в чём? где?)в мареве. В мареве(каком?) золотистом. Выписываем словосочетания: зелёный мираж, июльского пейзажа, золотистом мареве.

Грамматические признаки и существительного, и прилагательного в каждом словосочетании совпадают. Имена прилагательные стоят в том числе, роде и падеже, что и имена существительные.

§ 4 Написание безударных окончаний прилагательных

Можем ошибиться в написании безударных окончаний прилагательных:

весе́нн.. перевёртыши, на карто́фельн.. поле, со́лнечн.. системы, в золоти́ст.. мареве, ию́льск.. пейзажа.

Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, нужно:

1. выяснить, к какому существительному оно относится;

2. задать к прилагательному вопрос от этого существительного;

3. по окончанию вопроса определить окончание прилагательного.

Первый шаг нами уже выполнен ранее: мы выясняли, к каким существительным относятся прилагательные:

весе́нние перевёртыши,

на карто́фельном поле,

со́лнечной системы,

в золоти́стом мареве,

ию́льскогопейзажа.

Переходим ко 2-му шагу: задаём вопрос от существительного к прилагательному:

§ 5 Краткие итоги урока

Итак, имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, согласуются с именами существительными в формах рода, числа и падежа. Во множественном числе род прилагательного не различается, род определяем только у прилагательных в форме единственного числа. Безударные окончания прилагательных определяем по вопросам от существительного к прилагательному.Окончания -ый, -ий не проверяются вопросами.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Быстровой Е.А./Бабкина М.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Книга для учителя/ Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. - 2-е изд. - М.: Линка - Пресс, 1994.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 240 с.
  8. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.
  10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Быстровой Е.А. для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с.
  11. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  12. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  13. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.; под ред. Шанского Н.М. - М.: Просвещение,1993. - 287 с.
  14. Русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка.
  15. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др.; под ред. Быстровой Е.А. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.

ГБОУ школа-интернат №2 Адмиралтейского района

г.Санкт-Петербурга

Коррекционно-развивающее направление


Конспект индивидуального занятия по теме:

«Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.»

Составила:

учитель

Щеголева Е.В.

Санкт-Петербург

2016г.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Логопедическая тема : Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

Цель: Правильное употребление в речи имен прилагательных, изменение имен прилагательных в роде и числе.

Задачи:

Коррекционно – образовательные :

  1. активизация речевой и интеллектуальной деятельности, совершенствование коммуникативных умений и навыков.
  2. совершенствование и закрепление умений и навыков согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
  3. развитие логического мышления.
  4. развитие слуховой и слухоречевой памяти, слухового внимания.
  5. закрепление умений словообразования прилагательных.

Воспитательные:

1 Воспитание интереса к учебному процессу.

2 Формирование чувства уверенности в своих возможностях.

3 Воспитание усидчивости и внимания.

Оборудование: р абочая тетрадь; индивидуальные карточки с заданиями.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуй! Садись. Будь внимательна, сейчас я тебе прочту загадку, попробуй отгадать:

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?...(прилагательное).

II. Тренировочные упражнения по усвоению материала по теме:

1) Закрепление знания об имени прилагательном

Из данных слов выбери только прилагательные:

Солнце яркое светит

Лист узкий падает

Морковь пушистый лежит

Сок зрелая налить

Кот интересная растет

С какими словами в предложении дружат имена -прилагательные? (Ответ).

2) Составление словосочетаний

Подбери к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные (карточка):

Солнце яркое

Лист яблочный

Морковь пушистый

Книга осенний

Сок зрелая

Кот интересная

Читаем получившиеся словосочетания, четко проговаривая и выделяя окончания, используя вопросы

3)Составление предложений

- Прочитай, вместо точек встать подходящие по смыслу прилагательные:

На грядке было много... моркови. (зрелая)

В магазине продают … сок. (яблочный)

На крыльце лежал … кот. (пушистый)

С дерева упал…лист. (осенний)

На небе светит …солнце. (яркое)

Девочка прочитала … книгу. (интересную)

III.Физминутка к уроку русского языка по теме «Прилагательное».

Глубокий короткий вдох и длинный плавный выдох.

«Какой? Какая? И какое?», -

Дружно хором повторяем.

Прилагательные знаем,

Хором дружно повторяем:

«Не забудем никогда

Эти классные слова!»

IV. Тренировочные упражнения на обобщение изученного.

  1. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе)

Определи род и число прилагательных:

Солнечный луч Доброе сердце

Верные товарищи Колючий ёрш

Берёзовый пень Деревянный стул

Летучая мышь Звёздные ночи

Хороший врач Пятнистые олени

Вкусные помидоры - Чистое окно

  1. Игра «Один - много».

Измени число прилагательных

Солнечный луч - Доброе сердце -

Верные товарищи - Колючий ёрш –

Берёзовый пень - Деревянный стул -

Летучая мышь - Звёздные ночи -

Хороший врач - Пятнистые олени –

Вкусные помидоры - Чистое окно –

Запиши получившиеся ответы в тетрадь.

V. Итог занятия:

О какой части речи говорили сегодня?

Что обозначает имя прилагательное?

Сегодня, ты хорошо поработала. До свидания!