Бой крейсера эдинбург с немецкими эсминцами. В поиске утерянных кладов. Золото «Эдинбурга». Участие в военных действиях

  • Дата: 17.06.2022

Как известно с истории, 28 апреля 1942 года из порта в Мурманске вышел конвой QP-11, который состоял из тридцати грузовых кораблей, охраняемых шестью эсминцами, четырьмя сторожевыми кораблями и боевым траулером. Флагманом данного конвоя выступал британский крейсер «Эдинбург», на котором находился контр-адмирал Бонхем-Картер. На первые сутки плаванья ничего необычного не произошло, но на вторые была замечена вражеская разведывательная авиация. По приказу немецкого командования на ликвидацию охраны конвоя были брошены несколько субмарин, что должно было обеспечить беспрепятственный подлет авиации с торпедами для потопления грузового транспорта.

Крейсер «Эдинбург», который перевозил золото в 1942 году из Мурманска.

Немецкая субмарина U-456 на перископной глубине обнаружила «Эдинбург» уже 30 апреля 1942 года и в пятом часу вечера атаковала крейсер. Корпус крейсера содрогнулся от мощного взрыва со стороны правого борта на уровне кормовой башни. Но за первым взрывом последовал и второй, который и решил судьбу крейсера «Эдинбург» - он остался без винтов, рулевого управления и мог двигаться со скоростью 3,5 узла. Контр-адмирал Бонхен-Картер вызвал на помощь эсминцы «Форсайт» и «Форстер» и решил идти обратно в Мурманск, бросив конвой.

Немецка субмарина U-456, которая атаковала эсминец "Эдинбург"

Чуть больше суток прошло после встречи с гитлеровской субмариной, как на горизонте появились силуэты немецких эсминцев. Начался бой. Неповоротливому «Эдинбургу» удалось потопить залпом носовых орудий вражеский эсминец «Z-7», но его тоже достала торпеда уже по левому борту. Также пострадал от торпеды «Форстер» потеряв управление, а «Форсайт» остановился от разорвавшегося снаряда в машинном отделении.

«Эдинбург» не мог идти дальше, так как его корпус просто распадаться. К вечеру к месту боя подоспели четыре английских траулера, но их помощи не было достаточно, чтобы спасти эсминец. Контр-адмирал Бонхем-Картер прекрасно знал, что немецкая эскадра, базирующаяся в Норвегии, сможет захватить «Эдинбург» без особого труда. При этом на корабле имелось несколько тонн русского золота, которое предназначалось союзникам, как плата за военные поставки. Адмирал решил эвакуировать экипаж в количестве 800 человек с корабля и затопить «Эдинбург».

О золоте «Эдинбурга» заговорили сразу же после войны, когда некоторые судоподъемные компании захотели поднять груз. Но это было только желание, и сдвинуться с мертвой точки по подъему золота смогли только в 1965 году. В этом году водолаз К. Джессоп точно установил по архивным документам место последнего боя «Эдинбурга», а также уточнил, где хранились золотые слитки на борту корабля. Весной 1981 года в Баренцево море вышло судно, которое обслуживает буровые установки, которое тащило за собой широколопастный гидролокатор, что сканировал морское дно в радиусе 500 метров. При обнаружении большого и подходящего по размерам «Эдинбурга» объекта в дело был пущен узконаправленный локатор, который вырисовал очертания крейсера. Корабль лежал на правом боку и имел огромные пробоины. «Эдинбург» был найден.

Корабль «Стефанитурм», который участвовал в экспедиции по подъему золота "Эдинбурга".

Розыскное судно сменил «Стефанитурм», который обслуживает морские буровые. Вокруг «Эдинбурга» были установлены буи-ответчики акустического действия. Данное оборудование снимало показатели силы и направления ветра и передавали на центральный компьютер, который регулировал ход судна, чтобы оставаться точно над крейсером.

Барокамера для водолазов.

Под воду опустились профессиональные водолазы, в количестве 12 человек. Среди них были англичане, австралийцы и новозеландцы. Целую неделю до погружения эти люди провели в барокамерах, в которых давление поднимали до 22 атмосфер, а воздух заменили гелиевой смесью. Такую смесь применяют для глубинных погружений. Как только рабочий корабль стал ровно над крейсером, водолазы по специальному шлюзу добрались к водолазному колоколу, который опускается деррик-краном на глубину 270 метров.

Водолазы работали на дне по парам, и каждая из них проводила в кромешной тьме по 4 часа. Джепссон знал, что золотые слитки находятся в отсеке боеприпасов зенитной артиллерии, которая находится под носовой надстройкой. Первоначально водолазы пытались попасть туда через огромную пробоину в боку, но это было невыполнимо из-за большого и хаотического нагромождения ржавого металла в проходе. Тогда решили резать новый лаз под броневой обшивкой в металле толщиной 16 мм.

Но проникнув в погреб, водолазам открылась другая сложная ситуация – нагромождение металлических элементов, снарядов, патронов, которые покрылись толстым слоем ила. Водолазам пришлось с собой осторожностью отсасывать специальным оборудованием ил, выносить и убирать боевые снаряды, и все это под большим глубинным давлением. Работали в абсолютной темноте, только иногда подсвечивали друг другу по очереди. Первый золотой слиток был поднят 16 сентября австралийцем Д. Росси. Впоследствии было поднято 430 слитков из золота весом от 11 до 13 килограмм.

Подняв все золото, корабль отправился в Мурманск, где его ждали советские и английские представители. Джессоп и его команда получили свое вознаграждение, а все золото было разделено между СССР и Англией в соотношении 3:1. Такая пропорция соответствует страховке 1942 года, которая была создана на случай утери золотого груза.

Подъем груза производился в сложных условиях – сильный ветер, который сносил корабль в сторону от точки спуска команды. Мазут из ограничивал видимость на глубине. Вблизи с грузом лежал смертоносный груз в виде ржавых снарядов. Хотя специалисты утверждали, что боеприпасы не должны сдетонировать, все равно чувство опасности присутствовало. В ходе двух экспедиций на поверхность было поднять 5,5 тонн золота, что составляет 95% золотого груза «Эдинбурга». На дне еще остается 5%, а это примерно 300 кг. На сегодняшний день – это самое масштабное обнаружение потерянных сокровищ.

Эдинбург (крейсер)

История
Класс: лёгкий крейсер
Тип: Модифицированный Town / Edinburgh
Флаг: Великобритания
Постройка: Swan Hunter
Заказан:
Заложен: 30 декабря 1936 года
Спущен на воду: 31 марта 1938 года
Наречён:
Принят на вооружение: 6 июня 1939 года
Флаг спущен:
Снят с вооружения:
Конец: Затонул в Баренцевом море
Тактико-технические характеристики
Водоизмещение: 10000 брутто-регистровых тонн
Длина: 190,17 м наибольшая
187,88 м по ватерлинии
179,65 м между перпендикулярами
Ширина: 19,32 м
Силовая установка: 4 трубозубчатых агрегата Парсонса, 4 трёхколлекторных котла Адмиралтейского типа
проектная мощность 82,500 л.с. (60 МВт)
Движитель:
Скорость: 32,5 узла при стандартном водоизмещении
31 узел при стандартном водоизмещении
Запас хода: 10100 морских миль при 12 узлах
Экипаж: 730 человек
Вооружение
Артиллерийское вооружение: 4×3 6"/50 (152-мм) орудий Mk-XXIII в башенных установках MK-XXIII
Зенитное вооружение: 6×2 4"/45 (102-мм) спаренных орудий Mk-XIX
Мелкокалиберные орудия: 2×8 2-фн 40-мм пушек «пом-пом»
Торпедное вооружение: 2 трёхтрубных торпедных аппарата TR-4 21" (533 мм) торпедных аппаратов
Прочее
Девиз:

HMS Edinburgh (C16) - британский лёгкий крейсер , типа «Таун» (подтип «Белфаст»), один из 9 крейсеров этого типа в составе Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны .

В последнем походе сопровождал конвой QP-11 (28.04.1942 Мурманск - 7.05.1942 Рейкъявик). Имел на борту около 5,5 тонн золота - платеж за ленд-лиз . 2 мая года потоплен в Баренцевом море субмариной U-456 (капитан Макс-Мартин Тайхерт).

История постройки

В первой половине XX века крейсер стал важным инструментом проведения колониальной политики, служащим как для охраны собственных торговых путей, так и для атаки вражеских коммуникаций, а также для поддержки действий кораблей других классов. Британская империя , будучи колониальной империей особенно нуждалась в кораблях такого класса.

Лондонское соглашение об ограничении и сокращении морских вооружений, подписанное 22 апреля 1930 года по итогам конференции, проводимой в столице Великобритании установило чёткие параметры крейсеров. Согласно Части III, Статье 15 «Крейсера - это надводные корабли, кроме линейных кораблей и авианосцев, стандартное водоизмещение которых превышает 1850 брутто-регистровых тонн и вооружённых артиллерией калибром свыше 5,1 дюйма (130 мм). Крейсера делятся на два подкласса:

  • a) с артиллерией калибром свыше 6,1 дюйма (155 мм)
  • b) с артиллерией калибром менее 5,1 дюйма (155 мм)»

Статья 16 налагала ограничение как на суммарный тоннаж (146800 брутто-регистровых тонн) и количество (15) тяжёлых крейсеров Британской империи, так и на суммарный тоннаж (192200 брутто-регистровых тонн) лёгких крейсеров.

Конструкция и характеристики

Участие в военных действиях

Последний поход «Эдинбурга»

В мае 1942 года «Эдинбург» с золотым грузом при загадочных обстоятельствах был потоплен в Баренцевом море в трёх днях пути от Мурманска. Крейсер затонул на большой глубине. Найти разгадку гибели крейсера и исчезновения золотого груза долгие годы считалось технически невозможным. Одна из самых секретных операций времён второй мировой войны с годами превратилась в одну из легенд о подводных сокровищах. Успешным оказался подъём 5,5 т золотых слитков с британского крейсера «Эдинбург», затонувшего в мае 1942 г. после атак по нему немецких подводных лодок и эсминцев. Крейсер с золотом пролежал почти 40 лет на дне Баренцева моря на глубине 260 м, когда в мае 1981 г. английское поисковое судно «Даммтор» вышло в рейс для поиска затонувшего крейсера.

Предлагаю вашему вниманию ув. коллеги, историю гибели британского крейсера «Эдинбург», роковую роль в судьбе которого сыграли торпеды с подводной лодки U 456.

28 апреля 1942 года Мурманск покинул конвой QP-11, в составе которого находились 13 торговых судов. Охранения конвоя составляли 12 военных кораблей, включая и легкий крейсер «Эдинбург», который нес флаг командующего 18-й эскадры крейсеров контр-адмирала Бонэм-Картера. В это же время в море уже находился другой конвой PQ-15, который направлялся в Мурманск. Немцы, зная о движении этих караванов на встречу друг другу, постарались приготовить им теплую встречу в ледяных водах Баренцева моря. Адмирал Nordmeer Губерт Шмунд, в подчинении которого находились подводные лодки в Арктике. выделил для этого 9 субмарин, сведя их в группу Strauchritter, которая была создана для поиска и атаки указанных конвоев. В их число вошла и U 456 под командованием капитан-лейтенанта Макса Тайхерта, действовавшая на арктическом театре уже 4 месяца.

Макс Тайхерт (фото с uboat.net)

QP-11 был обнаружен немецкими лодками через два дня, когда «семерка» U 88 Хейно Бомана установила с ним визуальный контакт в первые часы 30 апреля. В 01:20 Боман оповестил штаб и своих коллег сообщением:
"Вижу вражеский конвой. Квадрат АС5925. Держит курс на север".
После получения сообщения Бомана, Тайхерт предположил, что если он будет придерживаться своего курса (норд-вест), то рано утром конвой будет им обнаружен. Тем не менее, после получения в 09:24 нового сообщения с U-88 о нахождении конвоя в квадрате АС 5921, держащего курс на запад, Тайхерт понял, что его лодка находится севернее от точки нового местонахождения конвоя. U 456 изменила свой курс и стала двигаться на встречу противнику.

А в это время в составе эскорта QP-11 произошли некоторые изменения. Бонэм-Картер решил покинуть конвой, так как считал, что «Эдинбург» подвергается большой опасности со стороны вражеских ПЛ, сопровождая тихоходные суда. По мнению адмирала, высокая скорость и противолодочный зигзаг являлись лучшей защитой от угрозы из-под воды. Вышеупомянутая U 88 уже выходила в атаку на конвой рано утром 30 апреля, выпустив в 06:03 три торпеды по эскортируемым судам, которые правда в цель не попали. Случившееся вызвало сильное беспокойство Бонэм-Картера и побудило его отдать приказ командиру «Эдинбурга» покинуть конвой. Правда, командир крейсера кэптен Фолкнер придерживался другого мнения, но был вынужден подчиниться. Как показали дальнейшие события, прав оказался именно он.


Легкий крейсер "Эдинбург"
(фото с uboat.net)

В 10.12 командир U 456 был вызван на мостик. Первый вахтенный офицер Рудольф Цорн доложил об обнаружении слева по борту тонкого столба дыма. Тайхерт принял решение начать сближение с его источником. В 11.20 U 456 обнаружила крейсер типа «Белфаст» о чем доложила в штаб Шмунда:
"Крейсер типа "Белфаст" в квадрате АС5582, курс на запад, быстрый ход противолодочным зигзагом".

U 456 начала преследование вражеского корабля. Но верхняя вахта лодки периодически теряла крейсер из виду. В 14:22 Тайхерт отправляет в штаб еще одну радиограмму, в которой докладывает о попытке поддержании контакта с крейсером и отсутствии возможности для атаки. В 15.10 на U 456 снова устанавливают визуальный контакт с «Эдинбургом» и на этот раз Тайхерту необычайно везет - вражеский корабль, маневрируя, идет прямо на него. Лодка погружается и начинает предзалповое маневрирование. В 15.48 находясь на перископной глубине Тайхерт замечает, что крейсер меняет курс, но через 10 минут снова ложится на прежний. Затем снова следует смена курса. В это время на лодке совершенно некстати запотевает командирский перископ, и Тайхерт маневрирует под водой, руководствуясь данными акустика.

В 16.10 командир U 456 в очередной раз поднимает перископ и видит крейсер, двигающийся зигзагом в его направлении. Но из-за запотевания перископа вражеский корабль виден очень расплывчато и нечетко, что мешает Тайхерту точно определить элементы движения цели. Тогда Тайхерт определяет их на глаз: скорость 20 узлов, курс 180 градусов, расстояние 4000 метров и отдает команду приготовить к стрельбы торпедные аппараты 1, 2 и 4. В 16.18 лодка веером выпускает три торпеды. Через 80 секунд, что приблизительно соответствовало расстоянию в 1200 метрам, на U 456 слышат два следующих друг за другом взрыва. Торпеды попадают в крейсер, причиняя ему тяжелейшие повреждения - «Эдинбург» имеет большую пробоину в левом борту от попадания первой торпеды и лишается после попадания второй двух винтов и руля.


U 456
(фото с subsim.com)

Но на U 456 дела, правда, дела тоже идут не самым лучшим образом. Сразу после залпа лодка начинает «брыкаться» и на короткое время показывает свой нос на поверхности. Тайхерт, во избежание обнаружения, приказывает инженер-механику взять ее под контроль и вернуть ее на перископную глубину. Приказ исполняется, но в запотевший перископ ничего кроме пятен не видно. Это вынуждает командира ПЛ принять решение о всплытии. U 456 появляется на поверхности в 16.32 и Тайхерт видит результат своей атаки: имеющий крен «Эдинбург», описывает циркуляцию на скорости 5-6 узлов. Корабль окутан желтым дымом. Лодка погружается для того, что бы попытаться добить противника, но это решение было видимо весьма оптимистичным, так как перископ выходит из строя окончательно.

В 16.50 акустик докладывает об обнаружении шума винтов нескольких эсминцев, приближающихся к лодке. Тайхерт прекращает все попытки атаковать крейсер и уходит на безопасное расстояние, что бы избежать контратаки неприятеля. Лодка проводит под водой несколько часов и появляется на поверхности только в 19.45, что бы снова начать поиск поврежденного крейсера. В 20.20 U 456 устанавливает визуальный контакт с «Эдинбургом», рядом с которым находятся несколько эсминцев. Тайхерт посылает в штаб доклад о своем успехе:
"16.18. Два попадания во вражеский крейсер типа "Белфаст", квадрат АС5519, дистанция 1000 метров, глубина 4. На корабле сильный пожар. Имеет крен. Повторная атака невозможна из-за волнения на море и запотевания перископа. Через 30 минут после атаки появились вражеские эсминцы!"

Не имя возможности добить крейсер Тайхерт держался поблизости, передавая сообщения в штаб о его местонахождении, пока лодка не была замечена и загнана под воду эсминцами. Но покидать место событий U 456 просто так не собиралась. Тайхерт продолжил поиск «раненного» крейсера.

Получив сообщение U 456, Шмунд приказывает выйти в море на поиски конвоя трем германским эсминцам: «Герман Шеманн», Z-24, Z-25. Данное соединение кораблей под командованием капитана цур зее Шульце-Хинрикса обнаружило QP-11 на следующий день после полудня. Но успех немцами был достигнут достаточно скромный - эсминцы сумели потопить лишь одно судно (советский пароход «Циолковский»), так как британский эскорт оказал им яростное сопротивление, лишив возможности Шульце-Хинрикса добиться большего успеха. Тогда Шмунд перенацеливает своих «охотников» на другую цель, эсминцы получают приказ начать поиск «Эдинбурга».

Шульце-Хинрикс обнаружил крейсер и его сопровождение утром 2 мая. В 6:17 между британскими и немецкими кораблями начался бой, в ходе которого обе стороны понесли потери. Британцы серьезно повредили «Герман Шеманн», немцам же удалось нанести тяжелые повреждения британским эсминцам «Форестеру» и «Форсайту», а так же одна из выпущенных им торпед попала в «Эдинбург», который, тем не менее, все еще держался на плаву. Однако, не смотря на то что, ситуация складывалась в пользу немцев, Шульце-Хинрикс приказал Z-24 и Z-25 выйти из боя и заняться спасением экипажа «Шеманна», который был добит ими после того, как с него была снята большая часть экипажа. Закончив с «Шеманном» немецкие эсминцы начали возвращение на базу.

Для британцев такой исход событий был весьма благоприятен, но спасти «Эдинбург» у них уже не оставалось никаких шансов. Крейсер был обречен. Сняв экипаж с помощью подошедших британских тральщиков и советского СКР, в 8:52 эсминец «Форестер» выпустил в «Эдинбург» торпеду, после попадания, которой, крейсер затонул. Находящийся недалеко от места сражения Тайхерт так описал произошедшие события:
«6:29 ч., На поверхности начался артиллерийский бой. Постоянно слышны артиллерийские залпы - адский концерт, который продолжается до 8:25 ч. В 8:52 ч., внезапно слышны очень сильные шумы. Зловеще! Крейсер затонул».

Адмирал Губерт Шмунд отдал лавры победителя над крейсером U 456, так как посчитал ее вклад в гибель крейсера более существенным, чем действия кораблей Шульце-Хинрикса. Но тем не менее, «дырку» для ордена Тайхерту сверлить не пришлось. Наградой за «Эдинбург» стало лишь упоминание его имени в германской прессе и не более. Вероятно, знай немцы о грузе британского крейсера, Рыцарский Крест он бы мог получить еще при жизни.

При создании этой заметки использовались следующие источники:
KTB U 456
K. Adrian " Kapitanleutnant Max-M.-Teichert" А. Сергеев "
Германские подводные лодки в Арктике 1941-1942"

Громкая сенсация, грянувшая в Южной Корее в связи с обнаружением затонувшего русского крейсера «Дмитрий Донской», на борту которого якобы находится груз золота стоимостью в 135 миллиардов долларов, судя по всему, завершится ничем. Российские эксперты, занимающиеся историей отечественного военно-морского флота, сходятся во мнении, что «золотой груз» «Дмитрия Донского» — это миф, который не имеет под собой оснований.

Между тем более 30 лет тому назад золотой груз, имеющий прямое отношение к нашей стране, действительно был поднят с борта затонувшего военного корабля.

Секретный груз в счет оплаты по ленд-лизу

В начале Великой Отечественной войны северные морские конвои в рамках поставок по ленд-лизу везли в Мурманск из Великобритании военную технику, оружие и другие грузы, необходимые СССР. Не все знают, что был и «обратный ленд-лиз»: из Советского Союза везли ценное сырье и золото в счет оплаты военных поставок.

28 апреля 1942 года вместе с конвоем QP-11 из Мурманска в Англию вышел британский лёгкий крейсер «Эдинбург». Только старшие офицеры крейсера знали о специальном грузе, принятом на борт в Мурманске: 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота общим весом в 5536 кг.

30 апреля 1942 года «Эдинбург», несколько оторвавшийся от судов каравана, был атакован немецкой подводной лодкой U-456. Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая — в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву.

Затопить, чтобы не достался врагу

Корабль находился в 187 милях от Мурманска. После того как подошли два британских эсминца, было принято решение попытаться вернуться в советский порт. Однако вскоре появились немецкие эсминцы, намеревавшиеся добить «Эдинбург».

В завязавшемся бою был потоплен немецкий эсминец «Герман Шеман». Но «Эдинбург», получивший новые повреждения, окончательно потерял ход. По приказу британского командования экипаж судна перешел на другие корабли, а сам крейсер был расстрелян английскими эсминцами и пошел на дно. Такое решение было принято для того, чтобы ценный груз не достался гитлеровцам.

Золото на борту «Эдинбурга» было застраховано: на 2/3 — в Госстрахе СССР, на 1/3 — в английском Комитете по страхованию военных рисков.

В годы войны и первые послевоенные десятилетия технологий для подъема золота с борта «Эдинбурга» не существовало. Но о золотом грузе стало широко известно, и крейсер оставался в числе потенциальных целей кладоискателей.

Договор с мистером Джессопом

Сложность заключалась в том, что желающим поднять груз необходимо было договариваться и с правительством СССР, и с правительством Великобритании, ведь, помимо всего прочего, место гибели «Эдинбурга» было объявлено воинским захоронением: на его борту остались 57 погибших британских моряков.

В 1979 году британский дайвер и искатель приключений Кейт Джессоп провел экспедицию с целью более точного определения места гибели судна. Джессоп до этого не занимался подводным кладоискательством, но собрал почти всю доступную информацию по «Эдинбургу» и был убежден, что сумеет поднять ценный груз.

Кейт Джессоп был человеком коммуникабельным, открытым и добродушным. Ему удалось расположить к себе членов советской делегации, прибывшей в Великобританию на переговоры. Москва получила доклад: Джессоп не авантюрист и не шпион, с ним можно работать.

В апреле 1981 года представители СССР и Великобритании заключили договор с частной фирмой «Джессоп Марин Рикавериз». Все расходы на операцию ложились на Кейта Джессопа и его компаньонов. В случае успеха команда кладоискателя получала 45 процентов поднятого золота. Остальные 55 процентов делились между СССР и Великобританией: 2/3 — Москве, 1/3 — Лондону. Такая пропорция основывалась на размере страховых выплат сторон.

«Я нашел его! Я нашел золото!»

Работы начались 9 мая 1981 года. Спустя пять дней спасательное судно «Дамматор» обнаружило крейсер на глубине 250 м. Он лежал на дне на левом борту. После установления точного местонахождения «Эдинбурга» началась подготовка к операции по подъему золота.

В августе 1981 года в район работ отправилось судно «Стефанитурм», оснащенное оборудованием, позволяющим водолазам работать на глубинах до 400 метров.

Опытнейшие водолазы, привлеченные к операции, жили в специальных барокамерах в трюме и опускались к крейсеру попарно в особом водолазном колоколе. Такой подход позволял экономить много времени, исключая его затраты на ежедневную процедуру декомпрессии.

Операция шла трудно. Сначала выяснилось, что попасть внутрь судна через пробоины в борту не получится: это оказалось слишком опасно для водолазов. Пришлось вырезать специальное отверстие в корпусе. Затем еще десять дней ушло на расчистку завалов на пути к артиллерийскому погребу, где должны были находиться ящики с золотом.

Время шло, люди все больше уставали, а результата не было. Но однажды двадцатисемилетний водолаз из Зимбабве Джон Россье прокричал в микрофон: «Я нашел его! Я нашел золото!» На поверхность был поднят первый драгоценный слиток.

Большой куш

Из слоев ила и мазута на ощупь стали доставать один слиток за другим. За последующие 19 дней с борта «Эдинбурга» был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг.

5 октября 1981 года работы были приостановлены. Окончательно испортилась погода, а водолазы, несмотря на энтузиазм, смертельно устали. Кейт Джессоп рассудил, что рисковать дальше нет смысла. Через четыре дня судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.

Это была мировая сенсация. Команде Джессопа удалось осуществить самую успешную операцию в истории подводного кладоискательства. Золото, поднятое со дна Баренцева моря, «потянуло» на 81 миллион долларов. 35 миллионов долларов было выплачено фирме Кейта Джессопа.

Уникальный экспонат

Кладоискатель намеревался вернуться за оставшимися слитками через год. Однако вскоре британец решил переключиться на поиск затонувших испанских галеонов в Карибском море.

Контракт на дальнейшие работы был передан английской компании «Уорлтон-Уильямс». Существовала информация о том, что на «Эдинбурге» могли везти не 5, а 10 тонн золота. Впрочем, и 34 слитка золота, которые не подняли водолазы Кейта Джессопа, тоже стоили того, чтобы организовывать новую операцию.

В конечном счете экспедиция к «Эдинбургу» была проведена осенью 1986 года. Слухи о еще пяти тоннах золота не подтвердились. Добычей водолазов стали 29 слитков общим весом 345,3 кг. Найти еще пять слитков оказалось невозможным. Они так и остались где-то на дне Баренцева моря.

Один из слитков, доставшихся Советскому Союзу, сейчас находится в экспозиции Алмазного фонда России, напоминая об этой уникальной истории.

HMS Edinburgh

HMS Southampton (1936)

HMS Edinburgh

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

HMS Edinburgh (рус. «Эдинбург» ) - британский лёгкий крейсер типа Town (подтип Edinburgh ), один из сильнейших лёгких крейсеров ВМС Великобритании . Принимал активное участие в боевых действиях Второй мировой войны . Участвовал в операции по уничтожению немецкого линкора Bismarck , а также эскортировал полярные конвои. Погиб 2 мая 1942 года при проводке конвоя QP-11. Крейсер затонул вместе с грузом золота, предназначенным для оплаты военных поставок СССР.

История создания

Крейсер HMS Edinburgh был заложен на верфи Swan Hunter 30 декабря 1936 года, спущен на воду 31 марта 1938 года и введён в строй 6 июля 1939 года.

Конструкция

Корпус

Основное отличие от строившихся до него крейсеров типа Town заключалось в смещении машинно-котельных отделений в корму и размещении перед ними погребов боезапаса 102-мм орудий. Вследствие этого силуэты новых крейсеров приобрели характерные очертания с дымовыми трубами, далеко отставленными от носовой надстройки. Корпус крейсера был круглоскулым, с явно выраженным скуловым изломом в носовой части. Он разделялся на 15 отсеков поперечными водонепроницаемыми переборками . Двойное дно имелось на всём протяжении корпуса , а в районе артиллерийских погребов оно было тройным.

Лёгкий крейсер HMS Edinburgh

Бронирование

HMS Edinburgh имел броневой пояс толщиной 114 мм, который прикрывал корпус между 26-м и 238-м шпангоутами . Пояс опускался на 91 см ниже ватерлинии и поднимался до уровня главной палубы (в районе машинно-котельных отделений до верхней палубы). Пояс замыкался поперечными траверзами толщиной 63 мм. Горизонтальная защита представляла собой броневую палубу толщиной 51 мм. В районе погребов боезапаса башен главного калибра толщина броневой палубы возрастала до 76 мм. Рулевой привод был прикрыт с боков внутренними продольными и поперечными экранами толщиной 25 мм. Сверху он прикрывался броневой палубой толщиной 51 мм.

Вооружение

Основным оружием HMS Edinburgh были 12 152-мм орудий Мк-XXIII. Орудия Мк-XXIII, имевшие конструкцию со скреплённым стволом и поршневым затвором, располагались в трёхорудийных башенных установках Мк-XXIII. Основным зенитным вооружением HMS Edinburgh были 12 102-мм пушек Mk-XVI в спаренных палубных установках Mk-XIX. В первоначальное вооружение крейсера также входили два 8-ствольных 40-мм автомата "Виккерс" Mk-IVA «пом-пом». На крейсере также были установлены два трёхтрубных торпедных аппарата TR-IV калибра 533 мм. Противолодочное вооружение крейсера состояло из глубинных бомб Mk-VII. Также на HMS Edinburgh постоянно базировались три гидросамолёта Supermarine Walrus .

Силовая установка

Гибель

30 апреля HMS Edinburgh был обнаружен подводной лодкой U-456 (командир – капитан-лейтенант Тайхерт). К этому времени крейсер по приказу контр-адмирала Бонэма-Картера, опасавшегося следовать со скоростью транспортов, шёл в голове каравана широким противолодочным зигзагом на скорости 18-19 узлов.

После многочасового маневрирования для поиска оптимальной позиции для атаки, в 16.10 U-456 дала трёхторпедный залп по крейсеру. Две из трёх торпед попали в правый борт HMS Edinburgh : первая в центральную часть корпуса в район 80-го шпангоута, вторая в корму в район 253-го шпангоута. Оба взрыва прогремели практически одновременно. Корабль сильно тряхнуло, тотчас погас свет. Кормовую оконечность вместе с рулём и двумя винтами оторвало от крейсера, металлическая палуба позади последней башни главного калибра изогнулась вверх. HMS Edinburgh потерял ход и управление.

Но, несмотря на тяжёлое положение, экипажу удалось локализовать повреждения. Поступление воды остановили, крен на правый борт выровняли контрзатоплением отсеков противоположного бота и даже перетаскиванием тяжёлых предметов. К 18.30 к повреждённому крейсеру подошли эсминцы HMS Foresight , HMS Forester , «Гремящий» и «Сокрушительный» . Тем временем U-456 попыталась произвести повторную атаку, но была отогнана эсминцем HMS Forester , едва не протаранившим её форштевнем.

Последние минуты HMS Edinburgh

Попытки эсминцев буксировать HMS Edinburgh оказались безуспешными, но крейсеру удалось запустить носовые турбины. При помощи передней пары винтов удалось дать ход около трёх узлов. В качестве рулевого управления использовали буксиры, поданные на эсминцы. Крейсер направился в Мурманск, до которого было около 250 миль, для преодоления которых требовалось 4 дня.

Утром 1 мая «Гремящий» и «Сокрушительный», у которых было на исходе топливо, ушли на заправку в Ваенгу. А после полудня крейсер атаковали торпедоносцы. Немецким лётчикам не удалось причинить какого-либо вреда кораблям, но всё же эсминцам пришлось отдать буксиры и заняться противовоздушной обороной крейсера. Лишь после подхода советского сторожевого корабля «Рубин» и английских тральщиков около 18.00 удалось возобновить движение крейсера. К этому времени удалось поднять давление пара в котлах, и скорость HMS Edinburgh возросла до 8 узлов.

Но немцы не собирались упускать добычу. Около 14.00 суда конвоя QP-11 (к этому времени в охранении остались 4 устаревших эсминца и 4 корвета) подверглись нападению немецких эсминцев Hermann Schoemann (Z-7 ) , Z-24 и Z-25 , имевших ощутимое огневое превосходство над кораблями охранения. После 4-часового жаркого боя (один только Hermann Schoemann выпустил 380 снарядов), в ходе которого немцам удалось потопить советский пароход «Циолковский», они оставили конвой в покое и отправились искать повреждённый крейсер.

В 16.17 с Hermann Schoemann заметили тральщик HMS Harrier и открыли по нему огонь. Перестрелка при низкой видимости была безрезультатна, но помогла HMS Edinburgh подготовиться к бою. Как только немецкий эсминец оказался замечен с крейсера, по нему незамедлительно был открыт огонь. По эсминцу могла вести огонь только вторая башня («В»). Кормовая башня была заклинена, а наводчики первой и третьей башни не видели противника. Система управления огнём была выведена из строя. Но, несмотря на это, первый же залп лёг близко от цели. Hermann Schoemann резко увеличил скорость и начал ставить дымозавесу, но второй залп HMS Edinburgh был точен. В эсминец попали два снаряда, пронзив оба машинных отделения, корабль окутало дымом, управление всеми системами вышло из строя. Торпеда, выпущенная их носового аппарата, в крейсер не попала.

Повреждения кормовой части после попадания торпед.

В 06.48 2 мая в атаку на HMS Edinburgh вышли Z-24 и Z-25 . Крейсер отстреливался из 152-мм и 102-мм орудий, но в этот раз неудачно. Эсминцам удалось выпустить по нему 7 торпед, и одна из них попала в цель. Попадание пришлось в левый борт в районе 86-108 шпангоутов, напротив пробоины по правому борту. Многочисленные помещения (в том числе носовое котельное отделение и погреба боезапаса третьей башни) оказались затопленными водой и нефтью из повреждённых резервуаров. Крейсер был вынужден застопорить турбины.

К крейсеру подошли тральщики HMS Harrier и HMS Gossamer и начали снимать экипаж с крейсера, а третий тральщик - HMS Hussar прикрывал их дымовой завесой. Эсминцы HMS Foresight и HMS Forester ввязались в бой с Z-24 и Z-25 , и, несмотря на полученные тяжёлые повреждения, отогнали их. Немцы отошли к тонущему Hermann Schoemann , сняли с него экипаж и подорвали его глубинными бомбами. Hermann Schoemann затонул в 8.30.

Но HMS Edinburgh ненадолго пережил своего противника. Крен продолжал увеличиваться и адмирал Бонем-Картер приказал снимать с корабля экипаж. Экипаж перешёл на тральщики, которые оказались сильно перегруженными. Для того, чтобы скорее продолжить путь, HMS Edinburgh было решено добить. Это сделал эсминец HMS Foresight выпустив по нему торпеду. В 8.52 крейсер исчез под водой. На крейсере погибло 57 человек и ещё 23 были ранены.

Командиры

Корабль с сокровищами

Информация о том, что на борту HMS Edinburgh находилось золото, очень скоро просочилась в английскую прессу. А в 50-е годы появились предложения о поиске крейсера и находящегося на его борту золота. Но поиск HMS Edinburgh был сопряжён с определёнными трудностями. Во-первых, корабль затонул на глубине в четверть километра; во-вторых, крейсер был объявлен военным захоронением (ведь на нём покоилось 57 моряков), вследствие чего он получил полную неприкосновенность.

Тем не менее, англичанин Кейт Джессоп, в течение 10 лет изучавший всевозможную информацию о последнем походе HMS Edinburgh , решился организовать поисковую экспедицию. В 1979 году он, заручившись поддержкой норвежской фирмы «Столт-Нильсен», провёл поиски в Баренцевом море. Хотя корабль найден не был, район поиска довольно чётко удалось обозначить. Это оказалось возможным, в основном, благодаря свидетельству капитана одного из траулеров, в сети которого попали обломки с HMS Edinburgh .

В 1980 году предприимчивый англичанин организовал собственную фирму «Джессоп мэрин Рикавериз». В проекте Джессопа согласились участвовать известные корпорации: «Ракал-Декка», предоставившая электронное и гидроакустическое оборудование и OSA, предоставившая поисковое судно Demptor . В мае 1981 года Demptor отправился в поисковую экспедицию, оказавшуюся удачной. HMS Edinburgh был обнаружен в первый же день поисков. Он лежал на левом борту на глубине 250 метров. С помощью видеокамеры был отснят небольшой фильм.

Кейт Джессоп сразу же начал переговоры с советской и британской сторонами, в результате чего появилось советско-британское соглашение, подписанное 5 мая. Согласно нему фирма Джессопа несла все затраты по подъёму золота, а в случае неудачи не получала никакой компенсации. В случае же успеха Джессоп получал 45% поднятого золота, а остальное должно быть поделено между СССР и Великобританией в соотношении 2:1, так как СССР в годы войны уже получил страховку в размере 32,32% от стоимости золота, выплаченную Британским бюро страхования от военных рисков.

Для того, чтобы не беспокоить останки погибших моряков, подъём золота предполагалось осуществить через торпедную пробоину в правом борту. В августе к месту гибели HMS Edinburgh прибыло судно Stefaniturm , предоставленное фирмой OSA и оснащённое по последнему слову техники, в том числе, глубоководным колоколом и мощными лебёдками. Попытки проникнуть в артиллерийский погреб с золотом через торпедную пробоину была безуспешной. Мешали покорёженные конструкции и большое количество снарядов. Был прорезан дополнительный лаз, и проложен путь через топливные танки. Условия работы были чрезвычайно трудными, ведь работы на такой глубине проводились впервые в истории, и многие водолазы жаловались на недомогание.

16 сентября 1981 года поиски увенчались успехом. Был найден первый золотой слиток весом 11,5 кг. За следующие три недели был поднят 431 слиток золота общим весом около 5,13 тонн. Чрезвычайная усталость водолазов, а также ухудшение погоды заставили прекратить работы, и 7 октября Stefaniturm отправился в Мурманск. Общая стоимость поднятого золота составила более 40 млн. фн. ст., что является абсолютным рекордом в истории поиска морских сокровищ.

После этого Джессоп продал советско-британский контракт своим конкурентам - фирме «Уорлтон-Уильямс», которая организовала новую экспедицию к HMS Edinburgh . 28 августа 1986 года поисковое судно Deepwater-2 отправилось к месту гибели крейсера. В течение двух недель было найдено и поднято на поверхность ещё 29 слитков. На HMS Edinburgh оставалось ещё 5 слитков золота, но отыскать их среди покорёженного металла и разбросанных повсюду боеприпасов оказалось нереальным. 18 сентября Deepwater-2

Литература и источники информации

  • С.А. Балакин Крейсер "Белфаст" . - Москва: 1997. - (Морская коллекция №1/97).
  • С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин, М.С. Барабанов, К.В. Егоров Крейсера Второй мировой. Охотники и защитникию . - Москва: Коллеция, Яуза, ЭКСМО, 2007. - (Арсенал Коллекция). - ISBN 5-699-19130-5

Галерея изображений