Просветитель основоположник казахской письменной литературы. Тема: Вводный урок. Абай Кунанбаев – великий поэт казахского народа. В тетради записывают тему урока

  • Дата: 02.07.2023
Билет № 10

1.Абай – основоположник казахской письменной литературы.

Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.

Родился Ибрагим 29 июля 1845 года в Казахстане в аристократической семье феодала. Прозвище Абай в биографии Кунанбаева было получено еще в детстве от матери .

Получил хорошее образование – учился в семипалатенском медресе, а также в русской школе . Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой (русской, европейской), а также работами восточных ученых. Много сил в своей биографии Абай Кунанбаев приложил для сближения русской и казахской культур. Он взывал свой народ к изучению русского языка. Среди стихотворений Кунанбаева важное место занимает борьба с социальной несправедливостью . Также биография поэта Абая Кунанбаева известна как новатора в поэзии. Именно Кунанбаев стал первым поэтом среди казахов, который использовал шестистишья и восьмистишья. Абай написал несколько поэм, больше полутора сотни стихотворений, выполнил более 50 переводов. Среди самых известных произведений писателя – поэма «Черное слово». Также в жизни Кунанбаева проявился незаурядный музыкальный талант – он стал автором нескольких популярных мелодий. Скончался великий писатель и деятель 23 июня 1904 года, подавленный смертью двоих сыновей. Одна из заслуг Абая – основоположник письменной казахской литературы. Его произведения «Гаклие», «Лето», «Искандер», «Сказание об Азиме», «Кара сөз». Перевел на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. 1909г. в Казане был опубликован под редакцией Бокейханова сборник стихов.


2. Последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане

Минусы. Последствия целены: освоение целины проходило без надлежащего научного основания, научная подготовка не проводилась. На ряду с честными тружениками приехало не мало людей стремившихся к получению легких денег и званий. В первые годы были случаи нарушения правопорядка, воровства, хищения ГОСсредств. Изменилась демографическая ситуация и ухудшилось положение казахского языка и культуры. Распашка огромных территорий привела к сокращению сенокосных и пастбищных угодий. Тысячи га земли изымались для застройки населенных пунктов. Нанесен непоправимый ущерб животноводству, что привело к падению производства мясных и молочных продуктов. Нарушен экологический баланс. Усилилось эрозия почв. Выветривался гумус. Чтобы скрыть провал планов 6 пятилетки была запланирована семилетка. Целена была экологически не рациональна, не целесообразна, социально не эффективна.

Плюсы . На время лишена

Кунанбаев (1845, Чингизские горы, ныне Семипалатинской области - 1904, там же), казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Он переводил басни И.А.Крылова, стихи М.Ю.Лермонтова, отрывки из "Евгения Онегина" А.С.Пушкина. Абай призывал народ овладевать русской культурой. Стихи Абая, родившиеся в гуще трудовой жизни, звали к борьбе с гнетом, с невежеством. протестовал против рабского положения женщины. В сатирических стихах "Наконец волостным я стал..." (1889), "Управитель начальству рад..." (1889), "Кулембаю" (1888) поэт выступал против социального зла. Непревзойденный мастер казахского стиха, Абай ввел новые стихотворные формы (шестистишья, восьмистишья); новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: "Весна" (1890), "Лето" (1886), "Осень" (1889), "Зима" (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэмы "Масгут" (1887), "Сказание об Азиме" построены по мотивам классической восточной литературы.

В поэме "Искандер" Абай осуждает алчность завоевателя Александра Македонского, противопоставляя ему разум в лице Аристотеля. В прозаических "Назиданиях" затронуты исторические, педагогические и правовые темы. Некоторые свои лирические стихи Абай переложил на музыку. Абай Кунанбаев также был оригинальным мыслителем, философом. Его произведения глубоко пронизаны философскими идеями, мыслями об истории, по этике, психологии, педагогике, праву. Важное место в философском наследии Абая занимает «Книга слов», представляющая собой философско-моралистические, общественно-политические и обличительно-сатирические высказывания поэта. Это плод многолетних дум, волнений и благородных душевных порывов Абая.

Научная и литературная деятельность Ш. Уалиханова

Валиханов Чокан Чингисович (1835, урочище Кушмурун (Кустанайская область),- 1865), первый казахский ученый, просветитель, демократ, историк, этнограф и фольклорист. В 1858 под видом мусульманского купца Валиханов прошел через Тянь-Шань и жил в Кашгаре, где собирал материалы по этнографии Восточного Туркестана и истории Алтышара. В 1860-61, живя в Петербурге, близко познакомился с идеями русских революционных демократов, общался с представителями передовой демократической интеллигенции. Научные интересы Валиханова отличались многогранностью. Валиханов оставил ценные исследования по истории и культуре народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая: "Очерки Джунгарии" (1861), "Киргизы" (опубл. 1958), "Аблай" (1861), "Записки о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства" (1904), и др. Впервые записал и перевел на русский язык часть героического киргизского эпоса "Манас".

Большой интерес представляют суждения Валиханова об особенностях импровизаторского искусства акынов, видах песен, ритмике казахского стиха. Валиханов записал народную эпическую поэму "Козы-корпеш и Баян-сулу". Валиханов осуждал произвол казахских феодалов, колонизаторскую политику царизма, пропагандировал переход казахов к оседлости и земледелию, боролся за преодоление их общественно-культурной отсталости путем приобщения их к русской культуре, показывал реакционную роль религии. Валиханов, переоценивая роль просвещения и частичных реформ, полагал, что правительственные мероприятия могут содействовать переустройству жизни кочевых аулов. В феврале 1897 г. был создан Туркестанский отдел Русского Географического общества

Абай Кунанбаев как основоположник казахской письменной литературы.

Кунанбаев (1845, Чингизские горы, ныне Семипалатинской области - 1904, там же), казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Родился в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. Гуманистические воззрения поэтов и ученых Востока (Фирдоуси, Навои, Ибн-Сины и др.) оказали влияние на формирование мировоззрения Абая. Особенно велико влияние на Абая произведений русских классиков. Он переводил басни И.А.Крылова, стихи М.Ю.Лермонтова, отрывки из "Евгения Онегина" А.С.Пушкина. Абай призывал народ овладевать русской культурой. Стихи Абая, родившиеся в гуще трудовой жизни, звали к борьбе с гнетом, с невежеством. Он высмеивал старые обычаи родового аула, догмы ислама, протестовал против рабского положения женщины. В сатирических стихах "Наконец волостным я стал..." (1889), "Управитель начальству рад..." (1889), "Кулембаю" (1888) поэт выступал против социального зла. Непревзойденный мастер казахского стиха, Абай ввел новые стихотворные формы (шестистишья, восьмистишья); новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: "Весна" (1890), "Лето" (1886), "Осень" (1889), "Зима" (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэмы "Масгут" (1887), "Сказание об Азиме" построены по мотивам классической восточной литературы. В поэме "Искандер" Абай осуждает алчность завоевателя Александра Македонского, противопоставляя ему разум в лице Аристотеля. В прозаических "Назиданиях" затронуты исторические, педагогические и правовые темы. Некоторые свои лирические стихи Абай переложил на музыку. Жизнь Абая ярко обрисована в романе М.О. Ауэзова "Абай" (1958).

Абай Кунанбаев как основоположник казахской письменной литературы

Последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане

Отметьте на контурной карте территорию расселения племени аргиппеев. Расскажите об археологических памятниках аргиппеев.

Ответ:

1. Абай – основоположник казахской письменной литературы.
Абай занимает видное место в отечественной истории и литературе. Он выступил основоположником национальной письменной литературы. Поэзия, назидания поэта оказали самое положительное воздействие не только на современников, но и на

последующие поколения. Именем Абая названы улицы и населенные пункты в Казахстане. Его имя носят Алматинский национальный педагогический университет, Государственный академический театр оперы и балета в г. Алматы. В честь поэта установлены памятники в Казахстане и России. В вузах Казахстана проводятся ежегодные международные и республиканские конференции. Признанием таланта и выдающихся его заслуг перед человечеством стало объявление ЮНЕСКО 1995 года Годом Абая. В последние годы на базе ведущих зарубежных вузов стали открываться центры науки и культуры им. Абая.

2. Освоение целины шло в Акмолинской, Кокчетавской, Кустанайской, Северо-Казахстанской, Тургайской областях. Начало освоения было после Февральско-мартовского пленума ЦК КПСС 1954 год. Это была идея правительства. В Казахстане развернулось массовое строительство жилых домов, объектов культуры, появились новые промышленные предприятия, были проложены миллионы километров автодорог. На целинных просторах выросли сотни совхозов с необходимой инфраструктурой. Только в 1954 году было построено свыше 120 новых совхозов. В определенной степени улучшилось продовольственное снабжение населения. Распашка миллионов гектар земли, массовое строительство поселков резко сократило объемы пастбищных и сенокосных угодий. К негативным последствиям целины относятся закрытие казахских школ, перевод сельских казахских детей в школы-интернаты, увеличение некоренного населения, а также изменение местных топонимов.

3. Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили у подножья Уральских гор. Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы - это названия одного народа В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Находимые здесь предметы искусства относятся к «звериному стилю». Культура племен Северного Казахстана имеет много общего с культурой сакских племен юга Казахстана На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала тасмолинская культура Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру. Хорошо исследованы курганыБирлик, Алыпкаш, Покровка. Бектениз. три поселение Карлыга, Борки и Кеноткел. На правом берегу Есиля обнаружено укрепление-городище раннежелезного века -Актау. В раннем железном веке в Казахстане получило развитие искусство плавки иобработки цветных металлов. Металлические изделия вывозились в Восточную Европу и на Кавказ. Они относятся ко III-I вв. до н.э. Казахстан на 2-3 века раньше своих соседей стал центром древней металлургии. Северный Казахстан стал связующим регионом между металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой.

Абай Кунанбаев - основоположник

казахской письменной литературы

Детство Абая. Абай Кунанбаев - великий казахский акын, фи­лософ, основатель казахской письменной литерату­ры.

Абай родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему админи­стративному делению Восточно- Казахстанская область). Настоящее его имя - Ибрагим. М ать -Улжан и бабушка Зере - были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами, оказавшими на его воспитание значительное влияние. Именно с легкой руки матери данное отцом имя «Ибра­гим» было заменено ласкательным «Абай», что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил всю свою жизнь и под ним же вошел в историю. Отец Абая – Кунанбай был правите­лем рода тобыкты . Семья была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай ) и прадед. (Иргизбай ) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев .

Начальное образование Абай получил в аульной школе, позже, когда ему исполнилось 10 лет, отец отдал его в Семипалатинское медресе имен Ахмета Ризы. Маленький Абай резко отличался от своих сверстников любознательностью и пытливым умом. Он читал произведения Навои, Низами, Фирдоуси. Одновре­менно он учится в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. Однако его отец желал, чтобы сын учился править людьми, и не позволил ему закончить учебу. С 13 лет, уча­ствуя вместе с отцом в управлении народом, Абай собирал возле себя талантливых молодых людей. В 1883 году в Семипалатинске открылась общественная библио­тека, и Абай стал ее постоянным читателем. Он часто общался с русскими учеными, с ко­торыми познакомился в этом городе. Теплые отношения связывали Абая с Н. Долгополовым и С. Гроссом. Особенно тесной была дружба Абая с Евгением Петровичем Михаэлисом , соратником Н.Добролюбова и Н. Чернышевского, за участие в революционном движении сосланным в Семипалатинск.

Слова назиданий. Абай начал сочинять стихи рано, но к поэзии как серь­езному занятию начал относиться только когда ему исполнилось 40 лет. Его произведе­ния призывали молодежь тянуться к искусству и знаниям. В них описывались тяжелый быт и социальные усло­вия жизни казахского народа. Вместе со стихами до нас дошли 45 слов-назиданий Абая. Это про­изведение полно глубокого философского содер­жания о смысле жизни и о духовных ценностях че­ловека. «Может быть, кому-то придется по душе какое-нибудь мое слово и он перепишет его для себя или просто запомнит, и если нет - мои слова, как говорится, останутся при мне»- напишет о « Словах назидания» Абай. А. Кунанбаев много сделал для того, чтобы выдающиеся произведения русских писателей дошли до казахского читателя, он переводит на казахский язык стихи и прозу А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, романы М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого и многих других.

Абай как композитор. Песни Абая. Абай также был талантливым композитором, знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки. Широко известны и поются в народе до сих пор его лирические песни. А. Кунанбаев был не просто акыном, он был и композитором. Избранные места из поэмы Пушкина «Евгений Онегин» он не только перевел, но и сочинил к ним мелодию. Песни Абая («Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»). облетели Казахскую степь, и их полюбили люди. Абай, завоевывает необычайный ав­торитет среди современников, популярность его растет с каждым годом. К нему стекаются акыны, певцы, компози­торы, вокруг него собирается талантливая молодежь. Собственные сыновья радуют Абая своим творчеством. Абай задает темы сочинений, связанные с героями национально-освободительной борьбы за независимость (Аблай , Кенесары , Шамиль) сыновьям и своим многочисленным учени­кам и радуется успехам молодежи.

Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах, а сын Абдрахман окончил Петербургское артиллерийское училище. Преждевременная смерть его сыновей - Абдрахмана в 1895 г. и Магауи в 1904 г. - надломили сердце поэта. Абай умер спустя 40 дней после смерти Магауи в том же 1904 году и был похоронен около своей зимовки в долине Жидебай , вбли­зи любимых и многократно воспетых им гор,

Сегодня бесценное наследие казахского поэта является частью мировой сокровищницы духовной культуры. В 1995 году отмечался 150-летний юбилей великого Абая и этот год по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Абая.

Дополнительная информация.

Слова назидания

Воля, Разум и Сердце обратились однажды к Науке, чтобы разрешить спор: кто из них важнее. Воля сказала: «Эй, Наука, ты ведь знаешь, без меня ничто не достигает совершенства: чтобы познать тебя, надо упорно учиться, а без меня этого не сделать; служить Всевышнему, поклоняясь ему, не ведая покоя, можно только с моей помощью. Нельзя, если меня нет, добиться в жизни богатства, мастерства, уважения, карьеры. Раз­ве не я оберегаю людей от мелких страстей и держу их в узде, не я ли предостерегаю их от греха, зависти, соблаз­нов, не я ли помогаю им собраться и в последнюю мину­ту удержаться на грани пропасти? Как могут спорить со мной эти двое?» Разум сказал: «Только я способен распознать, какое из твоих слов, полезно и какое пагубно, будь то в земной или загробной жизни. Только мне дано постигнуть твой язык. Без меня не избегнуть зла, не найти выгоды, не постичь знаний. Почему эти двое спорят со мной? На что они годятся без меня?» Сердце сказало: «Я - владыка человеческого тела. Кровь идет из меня, душа обитает во мне, без меня жизнь немыслима. Я лишаю сна, заставляю ворочаться тех, кто лежит в мягкой постели, вынуждаю их думать о бедных, не имеющих крова, мерзнущих и голодающих. По моей воле младшие почитают взрослых и снисходительны к меньшим. Но люди не стараются сберечь меня в чистоте и от этого страдают сами. Будь я чистым, не стало бы я делать различий между людьми. Я восторгаюсь доброде­телью, я восстаю против зла и насилия. Самолюбие, со­весть, милосердие, доброта - все исходит от меня. На что годятся эти двое без меня? Как они смеют спорить со мной?»

Выслушав их, Наука ответила: «Воля, ты все верно сказала. В тебе еще много досто­инств, о которых ты не упомянула. Ничего нельзя дос­тигнуть без твоего участия. Но ведь в тебе таится и жес­токость, равная твоей силе. Ты тверда в служении доб­ру, но не меньшую твердость проявляешь и в служении злу. Вот что плохо в тебе. Разум! И ты прав. Без тебя невозможно добиться в жизни чего-либо. Благодаря тебе мы узнаем о создателе, посвящены в тайны двух миров. Но это не предел твоих возможностей. Лукавство и коварство - тоже творения твоих рук. И добрый, и злой опираются на тебя, ты вер­но служишь и тому, и другому. Вот в чем твой изъян.

Моя задача - помирить вас. Хорошо бы повелите­лем и вершителем в этом споре явилось Сердце. Разум! У тебя множество путей-тропинок. Сердце не может следовать по каждой из них. Оно не только радует­ся твоим добрым замыслам, но и сопутствует тебе в них с охотою. Но оно не последует за тобой, если ты замыслил недоброе, и даже отстранится от тебя с брезгливостью. Воля! В тебе много силы и мужества, но и тебя Серд­це способно удержать. Оно не станет препятствовать в деле благоразумном, но в деле ненужном повяжет тебя по рукам. Вам следует объединиться и во всем повиноваться Сердцу. Если вы все трое мирно уживетесь в одном чело­веке, то прахом с его ног можно будет исцелять незря­чих. Не найдете согласия, я отдам предпочтение Сердцу. Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому признаку. Так сказано и в писаниях», - сказала Наука.

Абай. Слова назидания. Слово семнадцатое.