Жизнь в марокко. Африканская графиня Русские в марокко численность

  • Дата: 17.06.2022

Говорят, Россия - удивительная страна. Как человек, переехавший жить в Марокко, смею заверить, что есть на свете страны ещё более удивительные. А занесло меня в столь загадочную страну замужество с марокканцем. Согласно марокканским законам, иностранной жене марокканского мужа для получения гражданства и вида на жительство необходимо прожить на территории страны с супругом не менее 2 лет. Живу я здесь не больше года, но в моей копилке уже успело собраться немало красочных историй.

Река «Абу-Ракрак», разделяющая г. Рабат от г. Сале

Недвижимость: покупка и аренда

Итак, начнём с выбора жилья и его расценок. В Марокко, как и в России, есть, так скажем, две столицы. Первая и официальная - это город Рабат, вторая - Касабланка, - центр развлечений и шоппинга страны. Стоимость аренды и покупки недвижимости в этих городах практически идентична.

Мы проживаем в Рабате в собственном доме. Снять двухкомнатную квартиру в Рабате можно за 500-600 долларов в месяц. Аренда трехкомнатной квартиры стоит около 700 долларов и выше. Минимальная цена за аренду виллы в столице Марокко 1300 - 1500 долларов в месяц.

В целом цены на аренду жилья в Рабате достаточно высокие. Цена покупки жилья не падает, а продолжает расти и варьируется возле цифры 30.000 местных Дирхам. Это примерно 3100 долларов.

Покупки

Одежду и обувь можно купить как на рынке, так и в торговых комплексах. Как это не странно, но более или менее состоятельные марокканцы зачастую предпочитают брендовую одежду (как минимум, премиум класса). Поэтому в Касабланке много бутиков известных марок.

Еда, в основном, покупается на рынках и в небольших лавках. Мелкие торговцы продуктов питания в Марокко - явление очень распространённое. Гораздо сложнее будет найти привычный универсам, либо гипермаркет самообслуживания. Да и не за чем, потому как на рынке вам предложат свежайшие овощи, фрукты, мясо, рыбу и морепродукты, специи и многое другое.

Расположение страны на берегу океана обеспечивает каждого наличием огромного разнообразия морепродуктов на обеденном столе. В России этого весьма не хватает. Мерзлая рыба из магазина на Родине не сравнится со вкусом свежевыловленной марокканской. Самое главное - торгуйтесь. Всегда и везде. Нравится вам это или нет, но это национальная черта - торговля, без которой в Марокко невозможна. Меня, к примеру, как человеку привыкшему молча покупать необходимые товары, это слегка раздражает. Марокканцы же получают от этого удовольствие.

Лично меня особо удивили мясные лавки. Зрелище не для слабонервных. Живых куриц держат в небольших загонах, вы выбираете понравившуюся, и ее тут же при вас умерщвляют путём отрубания головы.

Работа и достаток

Русскому мигранту я бы не рекомендовала рассчитывать на работу в этой стране. Мест мало, и практически каждая работа - это работа с государством за небольшие деньги. Если позволяют профессиональные навыки, лучше работать удаленно на российского или западного работодателя. Живя в Марокко и получая невысокую по нашим меркам заработную плату в размере 30-40 тысяч рублей в месяц, вы будете чувствовать себя более, чем комфортно. По местным рамкам с такой зарплатой вы будете ощущать себя даже богато. Цены на продукты в 3, а то и в 4 раза ниже чем в России.

Переехать на ПМЖ в Марокко можно, если вы сможете быть толерантными к местному менталитету и его обычаям. И плюсом и минусом экзотической страны является её принадлежность к странам третьего мира. Страна небогатая, уровень жизни ниже, чем в России. Но для состоятельных иностранцев Марокко может сойти за райское местечко. Океан, солнце, вип-пляжи. Роскошь здесь есть, но она в основной своей части скрыта от глаз. А кому надо, тот найдёт.

Национальные особенности

Есть в марокканцах такие национальные черты, к которым действительно придется приноровиться - это хитрость и неточность. Марокканцы не склонны к конкретике. На однозначные вопросы, вместо привычного ответа «да», вы будете слышать незыблемое «Инша-алла(х)», что переводится как «на то воля Аллаха» или наше «дай Бог». В любом разговоре, на любую тему всегда принято упоминать Аллаха. Неважно деловая ли это беседа бизнесменов или непринужденная болтовня старушек. Говоря с местными о каких-то сроках, пусть даже о сроках оказания услуг, не забывайте о том, что на всё воля Аллаха!

Кстати помешать марокканцу в исполнении своих обещаний или обязательств могут джинны. Не смейтесь, а отнеситесь к ним так же серьезно, как и любой марокканец, войдите в положение. Марокканские джины живут не в бутылках. Это описанные в Коране невидимые существа, которые живут и размножаются, как и люди. Шутки с ними плохи, и в этом убежден абсолютно каждый местный. От высокопоставленного чиновника до дворового мальчишки. Суровому русскому менталитету придётся туговато с пониманием таких особенностей.

Ещё одна режущая слух привычка - это привычка клясться. Есть ли для этого повод или нет, клянусь и всё тут. Короче говоря, к местному менталитету придётся привыкать, так как народ живёт по, местами, совсем чуждым укладу и понятиям.

Как и всякая мусульманская страна, Марокко чтит исламские традиции, а Коран лежит в основе конституции страны. Неверующих здесь не поймут. К христианству местные наиболее благосклонны, чем к какой-либо другой религии.

Хотя ислам рекомендует женщине покрывать голову, шею, руки и ноги одеждой, - марокканки стремятся к европейскому стилю: джинсы и футболки. Тем не менее, современной русской девушке будет неловко одеваться в свои привычные одежды. Как ни крути, но леггинсы и открытые топы будут осуждаемы, не говоря уже про короткие платья или юбки. Несмотря на стремление страны к европеизации, местные мужчины и женщины привыкли носить национальную одежду. Самый распространённый наряд среди обоих полов является джлебе. Это своего рода длинное просторное платье с капюшоном или без, различных расцветок.

Если вы переедете в Марокко, то вам придётся чтить Мусульманские праздники, так же как их чтут сами марокканцы. Здесь нет привычного нам ажиотажа к Новому году, никаких ёлок и деда Мороза! В нашей семье это небольшое застолье за вкусным свойским пирогом. Все праздники в Марокко - это религиозные праздники.

Как и во всякой исламской стране, в Марокко соблюдают пост, который длится месяц и называется он Рамадан. В определённые часы, обычно с утра до и вечера, нельзя пить, есть, думать и делать что-то плохое, заниматься сексом, курить сигареты и т. п. Представьте: жара 40 градусов, а вам нельзя выпить стакана воды. Несмотря на то, что пост направлен на физическое и духовное очищение, поведение местных в этот период становится более мрачным и агрессивным. Автомобилисты нервно сигналят, люди не предрасположены к общению, учащаются уличные драки. Кафе, рестораны, продуктовые лавки и магазины до вечера закрыты. Днем на улицах очень мало людей, почти никого, и это понятно, - кому захочется морить себя жаждой и голодом в такую жару. Конечно, никто не будет заставлять русского человека соблюдать пост, но, в любом случае, принимать в нем активное участие приходится. Тем более мне, как человеку, живущему в марокканской семье. Я всячески поддерживаю домочадцев, практически не ем и не готовлю еду до вечера, обхожусь уединенными перекусами.

Центр Рабата. Площадь с видом на мечеть «Сунна»

Вечером, когда время поста заканчивается, голодные марокканцы вываливаются на уже остывшую от жары улицу и с жадностью раскупают еду. В этот период экономика страны ликует, потому что на пустой желудок скупается гораздо больше продуктов, нежели в обычной жизни. Некоторые, не понимая истинного смысла поста считают, что должны наесться так, чтобы весь следующий постный день не захотелось.

По окончанию священного месяца Рамадан наступает великий праздник. Все города и деревни страны переполняются торговцами баранов. Бедолаг режут для праздничного стола. Это традиция, и каждая семья должна зарезать как минимум одного барана. Как правило, резать должен глава семейства. В этот день всюду слышны предсмертные вопли этих несчастных животных. Марокканцы привыкли и радуются. Непривыкшему иностранцу, как, например, мне, будет как минимум не по себе. Но придется привыкнуть, потому что режут баранов здесь по любому поводу. Свадьба, рождение ребенка, дни рождения - на столе свежезарезанный баран. Вот такие марокканские пристрастия.

Особенности быта

Мне, как и многим российским мигрантам очень понравилась возможность нанять личную домработницу. Причем стоимость такого удовольствия слишком невысокая: от 1000-2000 рублей в месяц. Цена зависит от условий и частоты уборки вашего жилища. Женщины, устраивающиеся на данную должность, в основном, родом из деревень, поэтому и цена на их услуги по уборке дома настолько низкая. Но рано радоваться не стоит. Воровство среди таких домработниц не редкость. А их природная хитрость настолько зашкаливает, что они каким-то изворотливым способом выкручиваются из самых неловких ситуаций. Поэтому я бы посоветовала желающим обзавестись собственной горничной. Брать на работу проверенную знакомыми и хорошо зарекомендовавшую себя женщину.

Нельзя не обратить внимания на то, что едят марокканцы руками. Точнее говоря правой рукой, помогая хлебом или лепёшкой. Если это семейная трапеза - кушать принято из одного общего блюда. Не всегда. Ложками и вилками здесь, конечно, пользуются, но традиционно все же руками, и те блюда, которые действительно удобно взять рукой или хлебом. Русскому человеку, безусловно, будет непривычно есть таким образом. В нашей марокканской семье ко мне относятся с пониманием, подают тарелку и приборы. Я не просто так упомянула именно правую руку. А все потому, что левая рука используется в других целях и кушать ей не принято…

Образование

Что касается образования, - всё как у нас. Дети учатся в школах, заканчивают 11 классов и поступают в ВУЗы. Чаще всего родители отправляют своих детей учиться в Европу или Россию. Впрочем, большинство там и оседает, обзаводится семьями. Учиться за границей для любого марокканца - это большая удача и престиж. Молодежь стремится уехать из страны на встречу новым, более продвинутым и вольным горизонтам. В Марокко молодым людям скучно.

О досуге

Местный народ отдыхает, как правило, если тепло - на пляжах. Молодые люди предпочитают более активный отдых: спортивные игры (футбол, волейбол). Много любителей бега. Люди же постарше гуляют вдоль побережья или просто сидят на берегу, наслаждаясь живописным видом на океан.

Есть ещё один, весьма привлекательный способ проводить досуг в Марокко, и это серфинг. Серферов здесь много. Есть школы, обучающие укрощать волны.

Люди, которые переезжают жить в Марокко - это в основном состоявшиеся европейцы, которые устали от западного образа жизни. Здесь они покупают неплохие виллы и не торопясь, размеренно живут, наслаждаясь свежими фруктами, морепродуктами, солнцем и океаном. Миграция в Марокко - это, должно быть, весьма обдуманный со всех сторон поступок. Кому-то здесь нравится, кому-то нет. И это объяснимо, так как Марокко - это экзотическая и, порой, противоречивая страна.

февраля 2013

Африканская графиня

На празднование 300‑летия Фонтанного дома, известного в Петербурге не только как последнее пристанище Анны Ахматовой, но и как усадьба Шереметевых, были приглашены потомки древнего рода со всего мира. «У меня нет Родины. Никакой. Но я чувствую себя глубоко русской», - говорит 79‑летняя Прасковья Петровна Шереметева де Шамбо, правнучка флигель-адъютанта Николая II Сергея Дмитриевича Шереметева. Она родилась и живет в Марокко, куда в 1929 году по окончании сельскохозяйственного института в Бретани приехал ее отец Пётр Петрович Шереметев. И, как прославленные предки, в буквальном смысле творит историю, уже десять лет работая над книгой о русской эмиграции.

На празднование 300‑летия Фонтанного дома, известного в Петербурге не только как последнее пристанище Анны Ахматовой, но и как усадьба Шереметевых, были приглашены потомки древнего рода со всего мира. «У меня нет Родины. Никакой. Но я чувствую себя глубоко русской», — говорит 79‑летняя Прасковья Петровна Шереметева де Шамбо, правнучка флигель-адъютанта Николая II Сергея Дмитриевича Шереметева. Она родилась и живет в Марокко, куда в 1929 году по окончании сельскохозяйственного института в Бретани приехал ее отец Пётр Петрович Шереметев. И, как прославленные предки, в буквальном смысле творит историю, уже десять лет работая над книгой о русской эмиграции.

Прасковья Петровна, вы - старейший представитель той ветви рода Шереметевых, которая вот уже почти век никак не связана с Россией. Вы чувствуете себя русским человеком?

Вы знаете, меня часто называют африканской графиней. По паспорту я не Прасковья (это для французского слуха чересчур экзотическое имя), а Pauline - Полин. Девочкой я обижалась, когда меня звали русским именем. Я жила в очень специфической среде - во французском анклаве в мусульманской стране. Несмотря на аристократическое происхождение, я придерживаюсь республиканских и демократических убеждений. Мне небезразличны завоевания Великой французской революции. Мне нравятся марокканцы - своей простотой они похожи на нас, русских. Но, отвечая на ваш вопрос, скажу, что прежде всего я верующий православный человек.

- По-русски вы говорите превосходно. Как удалось сохранить язык?

Особую роль сыграл русский приход в Рабате. Детьми мы ходили в обычную французскую школу, дружили с французскими детьми, и, конечно, не хотели разговаривать по-русски. Но дома был строгий запрет: говорить можно было только по-русски. Для меня это было очень трудно.

Приход давал нам возможность общаться с русскими людьми, потому что мы пели в церкви. Мой отец руководил хором - до эмиграции он учился в Гнесинском училище. Его хор часто давал концерты: исполняли и духовные песнопения, и народные песни. Пение помогало сохранить язык. С 1988 года я регулярно бываю в России. Общаясь с русскими, я стала свободно говорить по-русски.

Кроме того, я постоянно читаю. Без чтения нельзя.

- Ваши родители были эмигрантами первой волны. Скажите, кто окружал вашу семью в Марокко?

Сейчас я пишу книгу о своем детстве. После революции бабушка увезла четырех детей из России сначала в Прибалтику, потом в Париж. В Париже они жили очень бедно, приходилось даже вышивать поддевки для богатых американок. Мой отец выдержал экзамен в бакалавриат, поступил в сельскохозяйственный институт, стал инженером. Впервые приехал в Марокко студентом на практику. Он говорил, что не хотел вариться в эмигрантском соку, а потому уехал из Франции и обосновался с семьей в Рабате. Тогда правительством Франции в Марокко велось обширное строи-тельство: нужны были специалисты. Тем более что сестра моей матери уже жила здесь. Это было в 1929 году. Кто нас окружал? Были всякие люди…

Например, Михаил Львович Толстой, сын Льва Толстого. Я помню, как он мне рассказывал про зиму в Ясной Поляне и про зимнюю охоту. Когда живешь в Африке, не знаешь, что такое зима. Я получила представление о ней от сына графа Толстого. Рядом с Толстыми жил Игорь Константинович Алексеев, сын Станиславского. Они обосновались в Марокко, разбили сады, но потом быстро прогорели, потому что ничего не понимали в сельском хозяйстве. Пришлось все продавать. В Марокко бывал и Николай Меншиков, знаменитый во всем мире геолог, который обнаружил нефть в Алжире.

Были и другие люди. Кто-то коптил рыбу на продажу. Один из русских создал компанию такси. Он так преуспел, что у него был даже личный самолет. Мои родители презирали таких людей, потому что сами были бестолковыми в смысле денег.

Эмигранты первой волны в Марокко


Русская община в Марокко 1920-30‑х годов состояла преимущественно из трех категорий эмигрантов.

Во‑первых, это были матросы и офицеры так называемой Русской эскадры, корабли которой вывозили из Крыма остатки поверженной армии генерала Врангеля. Эскадра базировалось в порту Бизерт (Тунис), который находился под контролем Франции. После признания СССР в 1924 году Франция, несмотря на заключенные с советской стороной соглашения, распродала флот и распустила флотские экипажи. Оставшиеся на улице военные поступили на службу к французскому консулу в Марокко (русские специалисты были нужны для освоения богатых минеральных ресурсов страны).

Вторую категорию эмигрантов составляли русские, поступившие во французский Иностранный легион. Туда, по выражению одного из русских эмигрантов, «шли неудачники и вообще - лишние люди». Военная миссия легиона состояла в подавлении берберских племен, объединившихся в Рифскую республику на севере Марокко и бросивших вызов власти европейских колонистов.


Третью категорию эмигрантов составляли французские специалисты русского происхождения, приехавшие в Марокко уже после подавления антиколониальных сил. Вместе с коренными французами они занимались в Марокко созданием инфраструктуры для вывоза ресурсов, а также освоением сельскохозяйственных угодий, переданных от местного населения колонистам.


Православный приход в Марокко был создан усилиями иеромонаха Валаамского монастыря Варсонофия (Толстухина). 8 апреля 1928 года в Рабате - французской столице Марокко - была освящена Воскресенская церковь, а в 1932‑м открылся большой каменный храм в мавританском стиле. Сейчас это одна из достопримечательностей Рабата.


Численность русских общин в Марокко в 1920–30‑е годы:
Касабланка - 200 человек, Рабат - 130, Хурибга - 40 человек,
Марракеш - 20–25.


По материалам работ А. Бовкало, Р. Колупаева и др.

- Кто составляет русскую общину в Марокко сегодня?

После обретения Марокко независимости русские эмигранты первой волны уехали: больше в стране было делать нечего. Мой брат уехал отсюда в 1952 году.

Так что сейчас русские в Марокко - это прежде всего бизнесмены, которые приезжают сюда по делам. Есть русские женщины замужем за марокканцами. Королевским оркестром в Марокко руководит русский дирижер, и в оркестре все сплошь - русские.

- Вы не боитесь оставаться в Марокко? Страны вокруг Марокко стремительно исламизируются…

Нет, не боюсь. «Я последний из могикан». Последний человек, который помнит русское Марокко первой половины XX века.

Конечно, то, о чем вы говорите, имеет место, влияние исламистов усиливается. С другой стороны, в Марокко существуют десятки церквей, есть даже синагоги. Христиан не притесняют. Мы не в Египте, где жгут церкви и убивают коптов, и не в Саудовской Аравии, где церквей вообще нет. Так что в этом смысле Марокко пока что уголок стабильности.

- Скажите, а что бы вы пожелали современной России?

Вы знаете, я бы пожелала любви и понимания. На мой взгляд, богатые люди в сегодняшней России - купеческое или буржуазное сословие - должны сделать шаг навстречу бедным. Я не политик, но мне кажется, что без этого шага стабильности в России не будет.

На отреставрированной недавно решетке Фонтанного дома, по изяществу уступающей лишь ограде Летнего сада, - гербовые щиты Шереметевых. Среди лавровых венков и прочих воинских атрибутов тут есть и боярская шапка, которую знаменитому древнему роду пожаловал Иван Грозный (1577). А самый известный представитель древней фамилии - фельдмаршал Борис Петрович - был ближайшим сподвижником Петра. Император и наградил своего «птенца» графским титулом (1706) и землями шведской мызы в районе нынешней Фонтанки.

Беседовал Владимир Иванов

Юрист: Игорь Романовский

Миграционное право

Написано статей

Марокко – колоритная и прекрасная восточная страна с самобытными традициями и великолепной культурой. Также африканское королевство характеризуется стабильной экономической ситуацией, высоким уровнем безопасности и комфортными условиями для развития граждан. Жизнь в Марокко с каждым годом привлекает все больше иностранцев, в том числе из России.

С 2005 года Марокко открыло свои границы для россиян. Соотечественники могут пребывать на территории страны без визы на срок до 90 дней. Если они планируют проживать здесь более длительный период, то обязаны за две недели до окончания первичного пребывания подать прошение о виде на жительство. Сделать это можно в любом отделении полиции.

Если поездка в Марокко организуется на основании трудоустройства, то русские обязаны обратиться в марокканское посольство и оформить рабочую визу. Сделать это можно только на основании разрешения на трудоустройство от марокканского работодателя. Работа в Марокко доступна только высококвалифицированным специалистам с опытом работы и престижным дипломом.

Поиск работы в Марокко следует начинать заранее. Дистанционным путем найти работодателя можно через интернет.

Бизнес и инвестиции в Марокко для россиян

Марокко представляет собой прекрасную платформу для бизнесменов. Правительство страны активно привлекает иностранный капитал в страну и создает предпринимателям комфортные условия для реализации проектов различного масштаба. Русские бизнесмены предпочитают открывать свои компании в таких отраслях, как:

  • туризм;
  • сфера обслуживания;
  • ресторанный и гостиничный бизнес;
  • текстильная промышленность и другие.
Такие экономические секторы развиваются и прогрессируют, гарантируя владельцам рентабельность предприятия. Начиная свое дело в африканском королевстве, необходимо заранее проанализировать рынок и взвесить все плюсы и минусы. Предварительная поездка в Марокко для предпринимателей из России является возможностью лично оценить перспективы будущего предприятия и наладить деловые связи.

Среди россиян в Марокко наиболее популярными формами ведения бизнеса являются открытые и закрытые акционерные общества. Размер налога на предпринимательскую деятельность зависит от ряда факторов, но средняя стоимость варьируется в пределах 5-30%.

Наталия Ерофеева, 34 года,

провизор, Кенитра, Марокко

«Когда я только переехала в Марокко и местные узнавали, что я иностранка, постоянно слышала слово "мскина" — бедняжка».

«Моя Планета» задает вопросы русскоговорящим жителям разных стран мира. Мы уже узнали, как живется им в , и . В этом материале Наталия из города Кировск Тульской области рассказывает о стране мандаринов — Марокко.

Я переехала в Марокко в доинтернетную эпоху, в 2005 году. Поисковики не были так развиты, не существовало столько форумов с полезной информаций, не был создан Instagram. Сейчас я бы тоже решилась на переезд, но сделала его более комфортным.

Замуж вышла рано, в 20 лет, но не потому, что считала это нормой, просто встретила «того самого мужчину». Его можно было встретить и раньше, и позже. Мы с мужем в браке уже 15 лет. Он марокканец.

Гаремов в Марокко давно уже нет. Времена Мулая Исмаила канули в лету (Второй правитель страны, правивший в XVII-XVIII веках, имевший четырех жен и 500 наложниц. Считается самым многодетным отцом в истории — более 1000 детей. — Прим. ред.) Но случаи многоженства встречаются и сейчас, хоть и редкие. Другие факты о Марокко — в нашем материале .

Мне доводилось общаться со второй женой. Они строго распределяют обязанности. Муж обеспечивает семью, одна жена воспитывает детей, а вторая ведет домашние дела. Так и живут, никто не жалуется. О некоторых причинах, почему женщины соглашаются на ранг «младшей жены» «Моя Планета» рассказала в интервью .

В первое время, когда я только переехала в Марокко и местные узнавали, что я иностранка, постоянно слышала слово «мскина» — бедняжка. На самом деле я не похожа на иностранку. Послаблений в том, что касается внешнего вида, и в других жизненных вопросах мне не делают.

Марокканка выбирает одежду из принципа «куда нужно пойти». Если на работу или на рынок, я предпочту что-то традиционное, например марокканское платье джеллаба или джинсы и тунику. Если в банк или другое административное заведение — могу надеть классический костюм.

Счастлива ли я в браке? Не понимаю людей, которые афишируют чувства. Пишут в статусе: «Самая счастливая жена» или «Жена лучшего мужчины». Отношения должны быть таинством, территорией двоих. Я считаю, что кричать о счастье, так же как и о несчастье, — неправильно. Счастлив — наслаждайся и разделяй его со второй половинкой. Несчастен — изменись или измени ситуацию. Национальность супругов не играет роли.

Моих сыновей зовут Адам и Низар. Имена выбирала я, кстати. Раз уж живем в Марокко, а дети — мусульмане, странно было бы назвать их Колей и Васей. Имена выбирала такие, чтобы нравились мне с мужем и чтобы по-русски были благозвучными. Низара бабушка с дедушкой частенько зовут Назаром. Очень удобно!

Конечно, дети интересуются Россией. Для них Россия — это страна, где все говорят на их языке — русском (арабский они только учат). В России — бабушка с дедушкой, которых они очень любят. А еще снег, мороз и санки! Один урок из русской жизни они усвоили хорошо — не облизывай качели на морозе!

Рассказывать про Марокко я начала в 2011 году в «Живом журнале», Instagram был уже после. Людей заинтересовали мои марокканские заметки. В них не только мой опыт — у меня его столько нет, но он есть у людей, с которыми мы общаемся с мужем, есть семья и родственники. А еще я люблю слушать марокканское радио и читать местные сайты.

Марокко — гостеприимная страна. В большинстве своем марокканцы кажутся даже более гостеприимными, чем русские: себе откажут, а вот для гостя — все самое лучшее. Из гостей уходишь как волк в знаменитом мультфильме: «Ну ты, это, заходи, если что» («Жил-был пес», кажется, называется).

Не всегда гостеприимство значит «даром». Будьте готовы к тому, что за самые безобидные вещи с вас могут попросить плату. Например, вы увидели красивый ковер на местном рынке и решили его сфотографировать. Придется отдать продавцу несколько дирхамов «за беспокойство».

Марокко — мусульманская страна, вернее, королевство, в котором уживаются сразу несколько религий. Совет такой: уважайте нравы и традиции местных — и вас будут уважать в ответ. И не судите всех мусульман по религии. Не все ведут себя неподобающе.

Что привезти в подарок из Марокко? Марокканские сладости. Предметы декора: в России ценят лампы из меди и светильники из кожи. Аргановое масло — топовый продукт, который должен быть у каждой женщины (растительное масло из плодов растения аргания, богатое каротином и жирными кислотами. — Прим. ред.). Марокканские тапочки. Специи. А вот мандарины везти не стоит. Мы сравнивали их с теми, что продают в России. Была ничья!

Мы бываем в России раз в год. Почему не чаще? Нет такой необходимости. Мама сама ко мне приезжает, но говорит, что не смогла бы здесь жить, а вот отдыхать — с удовольствием!

В этом году национальная сборная Марокко едет в Россию на чемпионат мира по футболу. Она прошла отбор впервые с 2002 года. По отдельности я буду болеть за каждую из команд, а если уж придется встретиться двум странам, то за Россию, конечно!

Я медицинский работник, но это не мешает мне верить в колдовство. Даже наоборот — убеждает в том, что есть нечто, что может влиять на человека: ухудшить его здоровье, навести порчу, сглазить. Слава богу, с колдовством лично сталкиваться не приходилось.

Чтобы излечиться от всех болезней и быть здоровым, человечеству нужно принять таблетку под названием «Человечность».

- Отец Димитрий, вот уже четыре года вы возглавляете приход Воскресения Христова в г. Рабате. С какими трудностями вам пришлось столкнуться по прибытии в Марокко?

Слава Богу, с наименьшими. И я с искренней и глубокой благодарностью отдаю должное прихожанам - нашим соотечественницам и их марокканским мужьям, сотрудникам посольства, консульства РФ и Российского центра науки и культуры (РЦНК), которые сделали для нас с матушкой все возможное, чтобы мы безболезненно втянулись в местную жизнь.

Будучи вратами в Африку для европейцев и в Европу для африканцев, Марокко всегда оставалось центром пересечения различный культур. Терпимость, многонациональность, пластичность - таковы, на мой взгляд, общие черты местной культуры. Марокканцы - открытые, общительные люди.

Вот вследствие этих факторов (люди и культура) ощутительного перехода, вливания в новое время и в новую культуру не было. В Марокко каждый может устроиться органично и чувствовать себя комфортно.

Тем более что я приехал в русский православный храм, и значит, «рыба попала в воду». Когда я приехал, то не ощутил себя вне дома. Марокко стало моим домом. Ведь мой дом там, где мой храм, мой приход, мои прихожане. Что еще нужно православному священнику? Здесь такие же люди, хранимые Богом. У них такая же жизнь и такие же потребности, как и в России. И говорят они на том же русском языке. Если говорить о каких-то местных особенностях, то, вопреки всем расхожим представлениям, Марокко очень близкая нам по менталитету страна. И все так называемые «трудности» с практической точки зрения - решаемы.


Если честно, то этот вопрос поставил меня в определенном смысле в тупик. Я не знаю, что ответить. Я понимаю, что читателей интересует практическая сторона дела, но вся внешняя сторона жизни обуславливается верой и мировоззрением. В Церкви я с детства, и если наша жизнь - во Христе, то модное нынче понятие «проблемы» мне чуждо так же, как всей православной традиции. Я пытаюсь переводить проблему в задачу и с Божией помощью прикладывать все знания, опыт и усилия для ее решения на благо прихода. Надо сказать, что ко времени моего приезда в Марокко, несмотря на мою относительную молодость, я имел за плечами почти уже десятилетний опыт служения в священном сане, четыре года Московской духовной семинарии, а также опыт других церковных послушаний, которые я исполнял, начиная с шестого класса средней школы. Поэтому никаких непреодолимых трудностей, которые могли бы серьезно повлиять на мое новое послушание, быть не могло, ведь главное - это внутреннее состояние веры и доверия Богу, Матери-Церкви и священноначалию. Именно как лествицу духовного совершенства заповедали нам воспринимать наш жизненный путь святые отцы. Ежедневно читая Евангелие, жития, совершая богослужения, мы видим, какие труды поднимали многочисленные сонмы святых и Сам Господь наш Иисус Христос! И наше смиренное восприятие трудов во благо народа Божия - лишь малая лепта в общее делание Церкви Православной. Если говорить по-человечески, то я вообще не люблю слова «трудности» и «проблемы». Все это от маловерия, безволия, нежелания что-либо менять в своей жизни. Я с пастырским и человеческим пониманием отношусь к скорбящим и страждущим, но считаю духовной распущенностью жалобы и «плаканье» на свою жизнь. Христианская вера и догматика, если воспринимаются сердцем и умом, не могут не приносить плодов радости или, говоря современным языком, позитивного восприятия жизни. Протопресвитер Александр Шмеман очень хорошо это выразил в своих «Дневниках»: «Начало “ложной религии” - неумение радоваться, вернее - отказ от радости… она есть несомненный плод ощущения Божиего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться… Радость - основа свободы, в которой мы призваны “стоять”».

Расскажите, пожалуйста, о присутствии наших соотечественников в этой африканской стране. С чем связано их нахождение здесь?

История интересная, давайте остановимся на ней подробнее. Официальные дипломатические отношения между Российской империей и Марокканским султанатом были установлены в ноябре 1897 года, когда в Танжере открылось Российское генеральное консульство. Но в дружеской беседе марокканцы обязательно скажут, что между Марокко и Россией существуют более древние связи. Марокканские корсары привозили пленных славян, которые, оседая в этой стране, своим трудом и знаниями способствовали процветанию султаната. Были среди них военачальники и мореходы, фабриканты и купцы, оставившие в Марокко свое потомство и память о себе.

Но, конечно, наибольший «русский след» оставили эмигранты «первой волны». В начале 1920-х годов русские эмигранты из Туниса, Франции, Югославии и Болгарии прибывали в Марокко в поисках работы. Марокко, наряду с Алжиром и Тунисом, приняло первых русских эмигрантов в январе 1922 года - от самых простых людей до представителей знатных семей России: Толстых, Игнатьевых, Долгоруких, Урусовых, Шереметевых и др. Среди них были офицеры царского флота, разоруженного в тунисском порту Бизерта, разъехавшиеся по всей северной Африке; эмигранты, не прижившиеся во Франции и продолжившие скитания в поисках лучшей доли. В 1920-1930-е годы только в Рабате проживало пять тысяч русских, а по всей стране их было более тридцати тысяч. Наши соотечественники, попавшие в Марокко, были хорошими специалистами: геологами, строителями, агрономами, врачами, военными. Именно они руководили строительством портов, шоссе, водопроводов, ремонтом железных дорог, занимались топографической съемкой местности, проектированием различных объектов. Определенную категорию русской диаспоры составили военные, служившие во французском Иностранном легионе. В Марокко их было особенно много. На долю русских легионеров выпала тяжесть борьбы с рифянами, кабилами, туарегами и другими племенами, восстававшими против центральных властей в 1925-1927 годы. Многие из русских офицеров впоследствии заняли в легионе командные должности. Русская колония в Рабате и Касабланке жила активной общественно-политической жизнью. Были созданы учреждения Красного Креста, отделение Русского общевоинского союза, Русский клуб. Актив общины наладил связи с базирующимися за границей русскими благотворительными организациями. Заметной стала русская культурная жизнь: концерты, благотворительные балы поддерживали в чуждой среде какую-то частицу русского духа и быта. Положение русской общины в Марокко той эпохи хорошо характеризуют слова Прасковьи Петровны Шереметевой: «Мы жили во французской среде, окруженной арабской страной. Белые джеллабы, цветастые женские кафтаны вперемешку с нашими кокошниками и сарафанами. Были всегда в ладу с арабами; мусульманские праздники перемежались с христианскими. Арабские слуги начинали говорить по-русски, а мы - по-арабски…»

Соотечественники, а точнее - соотечественницы, приехавшие в Марокко уже из Советского Союза, - это другое дело. Хотя и это все же были люди той же культуры, целостной формации, и многие из них нашли свою дорогу к храму, сохраняли веру и культуру.

Ныне основную часть российских граждан в Марокко составляют вышедшие замуж за марокканцев молодые женщины и девушки. Многие из них еще в России по известным причинам (советский период или ранние годы «перестройки», когда была полная духовная неразбериха) были людьми нецерковными и храм не посещали. У них нет духовного стержня, и потому, сталкиваясь в Марокко с другой культурой, они мало что могут ей противопоставить. Им сложно и противостоять натиску недобросовестных «ревнителей» ислама. Тем более что их запугивают, уверяя, что если они не станут мусульманками, то у них возникнут здесь правовые проблемы, связанные с наследством и детьми. Хотя такого жесткого закона в Марокко нет, как нет и дискриминации по религиозному принципу. Но многие по невежеству и ища легкой жизни без проблем охотно верят этим «страшилкам», находят легкое оправдание отречению от своей веры: так удобнее! Сейчас в Марокко даже такой клич среди русских: «Принимай ислам, чтобы не было проблем!»

С другой стороны, вызывает уважение тот факт, что многие марокканские мужья предостерегают своих легкомысленно относящихся к религии жен от неискреннего принятия ислама. Как показывает история и практика, именно-то у приспособленцев и возникают всевозможные трагедии: семейные, служебные, духовные, и, наконец, физические.

Как видите, люди по-разному приходят к осознанию серьезного влияния вопросов веры на их жизнь. Но наша задача - не запугивать людей и не заниматься уговорами - в конце концов каждый сам делает свой выбор, все люди взрослые, - а дать желающим твердую духовно-культурную почву под ногами, помочь адаптироваться к новой реальности, найти свое место в обществе и сохранить внутреннюю духовную целостность. В своем пастырском служении я уделяю большое внимание проповеди в храме, внебогослужебным беседам на территории храма и личным встречам.

- Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, о Воскресенском храме в Рабате, его истории.

Первым настоятелем Воскресенского храма был архимандрит Варсонофий (Толстухин), в прошлом насельник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. После разрушения монастыря он вынужден был покинуть Валаам и бежать в Париж, откуда его управляющий русскими приходами в Западной Европе митрополит Евлогий (Георгиевский) направил в Марокко для «организации русских людей и образования прихода».

Отец Варсонофий был человеком горячей веры и преданности делу святой Матери-Церкви, незаурядным организатором. Русские люди имели скудный эмигрантский достаток. Но с христианской надеждой на Промысл Божий они сплотились вокруг пастыря-энтузиаста.

22 мая 1927 года они собрались, чтобы обсудить организационные вопросы будущего прихода. 25 октября того же года состоялось первое собрание новой приходской общины. Прихожане торжественно заявили о своей преданности Матери-Церкви под омофором митрополита Евлогия (Георгиевского) и положили в основу своей приходской жизни и деятельности верность традициям и заветам русского православного образа жизни. Русские люди, рассеянные по разным городам страны (Рабат, Мекнес, Марракеш, Фес, Хурибга), начали собирать пожертвования на постройку храма. Временно богослужения совершались в оборудованных под храмы деревянных бараках, переданных французскими властями эмигрантам.

Митрополит Евлогий сообщил Блаженнейшему Папе и Патриарху Александрийскому Мелетию о желании русских людей иметь в Марокко свой храм и священника и получил положительный ответ Его Блаженства. С тех пормежду греческими и русскими клириками в Марокко установились теплые братские отношения, которые продолжаются поныне.

С 1930 года в Марокко богослужения стали совершаться в Рабате, Касабланке, Хурибге и Танжере регулярно. Священники выезжали в другие населенные пункты Марокко, посещая русских людей по их просьбе. Храмы и деятельность пастырей в них давали людям возможность общения, напоминали о далекой Родине и возрождали в прихожанах дух национальной культуры. Уроки закона Божия, благотворительные вечера и традиционные русские чаепития в церковном доме доставляли прихожанам отраду и утешение. Русские православные люди не прекращали усилий по созиданию церковного центра в Рабате.

Благословение Божие созидаемому в Марокко приходу явилось неожиданным образом. Рассказывают, что однажды отца Варсонофия пригласили в дом богатого араба Джибли, женатого на русской женщине. Тяжело больной хозяин дома умирал. По совершении молебна наступил кризис и болящий выздоровел. В знак благодарности за излечение от тяжелого недуга, а также за счастливую семейную жизнь и трех детей господин Джибли продал русской общине земельный участок за символическую сумму в 1 франк. Документы он оформил в соответствии с марокканским законом. Причем в тексте купчей строго оговаривалось: на означенном участке может быть возведен только русский православный храм, и никаким другим целям он служить не может. Поистине дивное событие! Доселе оно приносит свой плод: живущие близ храма арабы-мусульмане с уважением относятся к Русской Церкви.

Деньги на строительство зарабатывались устройством русских вечеров с театральной программой и благотворительных балов, где можно было купить водку и пироги. На эти мероприятия с большой охотой приходили французы. Особой популярностью пользовались танцевальные программы русских девушек.

С трудом собранные средства дали возможность построить храм - небольшое белоснежное здание в мавритано-византийском стиле, с иконостасом и иконами. Колокольню пристроили позднее, и на службу верующие собирались при колокольном звоне. В 1930-е годы в саду был построен небольшой домик. Впоследствии к нему пристроены новые каменные служебные помещения. Весь садовый участок обнесен каменной оградой.

В 1932 году в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы митрополит Евлогий, прибывший из Парижа, освятил однопрестольный храм в честь Воскресения Христова. На освящении присутствовали представители гражданских властей и христианских общин. Местные газеты сообщили о свершившемся событии.

Прибывший в 1933 году в Марокко священник Николай Шкарин помог создать церковный хор. Отец Николай оставил по себе добрую память у прихожан русской простотой и скромностью. Свой жизненный путь он окончил в Париже.

Трудное испытание пришлось перенести приходу по окончании Второй мировой войны. На собрании прихода в 1952 году было принято решение перейти в юрисдикцию Московского Патриархата . Прибывшие в Марокко так называемые перемещенные лица под влиянием антисоветской пропаганды решили обособиться в церковном отношении и построили свой храм в Касабланке. Разделение продолжалось до марта 1956 года, когда после провозглашения независимости Марокко эти лица покинули пределы страны во главе со своим пастырем, будущим епископом Митрофаном (Зноско-Боровским). Здравая политика короля Марокко Мухаммеда V дала возможность продолжать церковноприходскую жизнь.

После кончины архимандрита Варсонофия настоятелем Воскресенского прихода в Рабате стал архимандрит Митрофан (Ярославцев), который служил до того в Хурибге. Отец Митрофан чутко понимал судьбы Русской Православной Церкви и ее малой ветви в Марокко. Переписываясь с карловацким священником из Касабланки, он убедительно и в духе истинно пастырской заботы давал ответы, разъяснял современные задачи Матери-Церкви, писал о ее спасительной миссии, о благодати Божией, которая, «оскудевающая восполняя», ведет верных чад церковных историческими путями в завещанное Спасителем мира Царство Небесное. Архимандрит Митрофан с сыновней преданностью претворял в жизнь первосвятительские заветы любимого им Святейшего Патриарха Алексия I.

На европейском кладбище в Рабате есть часовня-усыпальница, в которой погребены основатели прихода и служившие в нем архимандриты Варсонофий и Митрофан. Часовня бережно сохраняется, в ней горит лампада и совершаются заупокойные службы о погребенных в часовне и на кладбище русских людях. Священник раз в год, а иногда и чаще посещает русские могилы в Касабланке, Фесе, Сафи, Марракеше и в других городах страны и служит там панихиды. Благословение Матери-Церкви над усопшими ее чадами почивает доныне.

- Из кого в наши дни состоит приход? И сколько выходцев из нашей страны сейчас проживает в Марокко?

Не все службы в Воскресенском храме совершаются при множестве молящихся. Но всегда радуют теплота и искренность христианского общения приходящих в наш храм на молитву. Грузины, сербы, болгары и румыны находят здесь родное по духу истово совершаемое православное богослужение. Римо-католиков - последователей мелхитского обряда привлекают в Воскресенский храм не только знакомый и близкий им восточный обряд (богослужения в храме совершаются на церковнославянском, греческом и французском языках), но и высокие примеры христианской жизни духоносных подвижников Русского Православия, особенно преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Сестры из римско-католического монастыря в Тазерте (на границе с Сахарой) написали для Воскресенского храма две иконы этих почитаемых и ими святых.

Обыкновенно по воскресным дням на литургии присутствуют от 9 до 30 человек, по большим праздникам - до 40 человек. На Рождество и Пасху число посещающих доходит до 100 человек. Кроме сотрудников российских загранучреждений, Украинского посольства, наших соотечественниц, вышедших замуж за марокканцев, храм посещают болгары, румыны, сербы, грузины, эфиопы, армяне, проживающие в Рабате и других городах Марокко.

По неофициальным данным, в Марокко проживает более пяти тысяч наших соотечественниц.

- Как складывается жизнь прихода?

- По милости Божией приход продолжает жить своей полноценной жизнью. Каждую субботу и воскресенье, в двунадесятые и особые праздники в храме неукоснительно совершаются уставные богослужения. Храм открыт в течение всего дня и доступен для посещения. Священник живет при храме и также доступен для приходящих.

После богослужения проходят чаепития в церковном саду. Поводятся торжественные мероприятия, связанные с церковными праздниками Прощеного воскресения, Вербного воскресения, Антипасхи (престольный праздник), Святой Троицы. Проходят также конкурсы детских художественных работ на Рождество и на Пасху с участием учеников из РЦНК и школы при посольстве РФ. Служатся панихиды на Родительские субботы (с посещением кладбища).

На базе прихода и посольской школы проводится духовно-нравственное образование и религиозное просвещение: ведутся катехизические беседы с детьми и взрослыми на территории храма во внебогослужебное время, идет преподавание основ православной культуры в школе при посольстве РФ.

Своими стараниями и заботами современные прихожане оживляют приходскую жизнь. Продолжается участие в общественных и культурных мероприятиях, собраниях, конференциях, встречах, юбилеях в нарочитые дни.

С обретением Марокко независимости на официальные государственные торжества в королевский дворец как представитель русской колонии приглашается настоятель Воскресенского храма. Вторым человеком, представляющим Россию, принимающим участие в этих же церемониях, стал после установления дипломатических советско-марокканских отношений в 1958 году посол СССР, сейчас - Российской Федерации. Русский священник и поныне приглашается на День трона и лично приветствует его величество короля Марокко. Участие в королевском приеме является значимым и знаковым событием. Торжественная часть приема транслируется по телевидению и освещается в других СМИ, что, по уверению наших соотечественниц, позитивно отражается на отношении к русским в марокканском обществе.

Воскресенский приход Русской Православной Церкви в Рабате полноценно функционирует и развивается в меру своих скромных возможностей. Он является духовным центром всех православных христиан в столице Марокко, где они могут получить духовное утешение, поддержку и укрепиться в вере в Господа нашего Иисуса Христа.

Жизнь русской патриаршей общины в Рабате горит негасимым огнем православной веры и христианской надежды на Промысл Божий о ней в будущем.

Помогает ли вам посольство России и другие российские представительства? Если ли взаимодействие с посольствами стран, некогда входивших в единое Отечество (Украина, Беларусь, Молдова, Казахстан и др.)?

Безусловно, с Посольством, Генеральным консульством РФ в Марокко и Российским центром науки и культуры у нас самые теплые отношения. Также с посольством Украины. Посольств других стран бывшего СССР в Марокко нет.

Королевство Марокко - это мусульманская страна. Как складываются отношения между Воскресенским приходом и местными властями, духовенством, общественностью?

Отношения добрососедские. Марокканские власти предусмотрительны и внимательны. Высоким гостям Воскресенского прихода всегда оказывается должный прием. Напротив храма находится регулярный пост полиции. Соседи всегда готовы помочь. Я думаю, что все сказанное мной выше о Марокко и исторической жизни нашего прихода является лучшей иллюстрацией и ответом на данный вопрос.

Коренные православные Марокко как страны Африканского континента окормляются Александрийским Патриархатом. Поддерживает ли приход отношения с братской Церковью?

Коренных православных в Марокко - стране мусульманской - давно уже нет. Что же касается отношений с клириками Александрийского Патриархата, то они, как, опять-таки, это явствует из истории, братские и самые теплые. Совершаем совместные богослужения, посещаем друг друга, решаем совместные задачи. В целом отношения конструктивные; совместными усилиями удается больше сделать во всех отношениях. Как вы видели из истории, Александрийские патриархи и Карфагенские митрополиты не раз посещали наш храм. Его Высокопреосвященство Алексий, митрополит Карфагенский, также не оставляет нас без своего архипастырского внимания.

С любовью ожидаем визита Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского Феодора.