Детские неудачи: как к ним правильно относиться. Спряжение глаголов, I и II спряжения глаголов. Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения §1. Понятие школьной неудачи и ее причины

  • Дата: 17.06.2022

Цель нашего исследования – узнать, что такое школьные неудачи, с чем они связаны, и можно ли их избежать. Задачи исследования: Собрать теоретическую информацию по теме; Опросить учащихся 3-5, классов и преподавателей Мийнальской школы; Проанализировать полученные результаты и сделать выводы; Дать рекомендации, как избежать детских неудач. Методы исследования: Анализ теоретической информации; Опрос и анкетирование.


Предмет исследования: школьные неудачи и отношение к ним. Объект исследования: учащиеся 3-5, классов и преподаватели МОУ «Мийнальская СОШ». Гипотеза исследования: Для учащихся 3-5 и классов МОУ «Мийнальская СОШ» школьные неудачи и неуспеваемость – одно и то же; Более половины опрошенных школьников нашего ОУ постоянно сталкиваются с неудачами в школе.


Что такое школьные неудачи? Толковые словари дают следующее определение неудачи: «Неудача – это отсутствие удачи, неуспех, провал» (Ушаков). Для современного ребенка одной из важнейших неудач является неуспеваемость в школе. Над такими детьми насмехаются одноклассники, их не любят учителя и ругают родители.


Почему же дети так плохо учатся? Одни отстают, потому что боятся, другие – потому что испытывают скуку, а третьи просто сбиты с толку учебными нагрузками. Есть еще одна очень важная сторона обучения, где почти все дети терпят неудачу: мало кому удается развить в себе хотя бы крошечную частичку из гигантской способности к обучению, с которой они родились и которую использовали с большим размахом в первые два – три года своей жизни. Поскольку неуспеваемость – явление довольно распространенное в современной школе, мы считаем выбранную тему особенно актуальной.


Типы школьных неудач (по А.К. Дусавицкому) Знаниевый тип; Личностный тип; Поведенческий тип. Школьные неудачи – явление сложное, то есть в чистом виде школьные неудачи встречаются крайне редко. У большинства детей, сталкивающихся со школьными неудачами, довольно часто могут быть все 3 приведенных компонента.


Чтобы выяснить, что такое школьные неудачи и можно ли их избежать, мы провели опрос среди учащихся 3-5 и классов и преподавателей Мийнальской школы. опрос В ходе опроса мы получили следующие результаты результаты




На вопрос «Часто ли сталкиваешься с неудачами в школе?» 50% опрошенных в этих классах ответили, что часто, 25% не испытывают неудач в школе, и 25% опрошенных сталкиваются с неудачами в учебе время от времени. Положительным является тот факт, что 100% опрошенных считают, что неудач в учебе можно избежать.


Опрос старшеклассников (10-11 классы) в опросе участвовало 44% от общего количество опрошенных 50% старшеклассников считают, что школьные неудачи – это проблемы с друзьями и одноклассниками; 31,25% учеников класса вообще не связывают свои неудачи со школой; И только 18,75% старшеклассников нашей школы считают, что школьная неудача – это неуспеваемость. Как видно, эти результаты сильно отличаются от мнения учеников 3-5 классов. Скорее всего, это связано с тем, что для старшеклассников важнее не учеба, а отношения со сверстниками. 56,25% старшеклассников сталкиваются с неудачами в школе редко. И 43,75% учеников сталкиваются с неудачами в школе время от времени. Следует отметить, что никто из опрошенных старшеклассников не сказал, что вообще не сталкивается с неудачами в школе. В то время как такой ответ дали 25% учеников 3-5 классов.


Отношение к школьным неудачам Школьники 3-5 классов Школьники классов Родители (со слов учеников) Учителя 60% школьников сильно переживают неудачи и пытаются их исправить; 40% опрошенных учеников неудачи в учебе не заботят;68,75%СтаршеклассниковБолезненно переживают свои неудачи; 31,25% неудачи вообще не беспокоят. Этот показатель ниже, чем у учеников 3-5 классов, видимо СтаршеклассникиБолеесознательны. 90% родителей поддерживаю т своего ребенка, когда он сталкивается с неудачей; 10% родителей наказывают школьников за плохие оценки; 100% опрошенных преподавател ей переживают неудачи своих учеников и стараются им помочь, поддержать, предотвратит ь неудачи.


Опрос преподавателей Интересно, что лишь 25% преподавателей считают, что школьная неудача – это неуспеваемость. 50% опрошенных считают, что неудача школьника – неспособность адаптироваться; 25% опрошенных считают, что неудача школьника - конфликты с родителями и учителями, неспособность наладить контакт; 25% опрошенных считают, что неудача школьника - конфликты с родителями и учителями, неспособность наладить контакт;


Обнадеживает тот факт, что 100% опрошенных преподавателей переживают неудачи своих учеников и стараются им помочь, поддержать, предотвратить неудачи. Интересно, что в то время как подавляющее большинство (100 и 87,5%) опрошенных школьников винит в своих неудачах себя, то взрослые называют такие причины: Проблемы в семье (25%) Общество в целом (62,5%) И дети и взрослые (12,5%)


Выводы Большинство (75%) учеников 3-5 классов связывают свои школьные неудачи с низкими оценками, а большинство старшеклассников (87,5%) – с проблемами с друзьями и одноклассниками. Большинство (75%) учеников 3-5 классов связывают свои школьные неудачи с низкими оценками, а большинство старшеклассников (87,5%) – с проблемами с друзьями и одноклассниками. Подавляющее большинство винит в неудачах в школе себя. Практически все опрошенные считают, что неудач в школе можно избежать. 100% учителей и 90% родителей готовы поддержать школьников и помочь им избежать неудач. Неудач можно избежать, если: Быть внимательнее, упорнее, контролировать себя; Наладить хорошие отношения с одноклассниками и учителями; Не стесняться попросить помощи.


Список использованной литературы: Изосимова Н. Школа без неудачников. – Прогресс., - М., 1991г. Дусавицкий А.К. – Формула интереса. // Школьный психолог. // 1сентября., 28/5 2002г. Холт Дж. Причины детских неудач. – СПб., Кристалл 1996г

Можно и не заметить такую цель деструктивного поведения, как избегание неудачи, потому что ученики, строящие свое поведение по этому принципу, не задевают нас и не вносят хаос в деятельность класса. Они, напротив, стараются быть незаметными, не нарушать школьные правила и требования. Проблема в том, что они редко взаимодействуют с учителями и одноклассниками. Обычно они остаются в изоляции в классном коллективе, и во время урока, и на переменах, и в столовой. Часто ученики, боящиеся неудачи, просто не делают ничего из задаваемого учителем, спокойно надеясь, что он этого не заметит. В презентации я ппыталась дать некоторые характеристики поведения избегания неудач и советы учителям, как можно сотрудничать с такими учениками.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Избегание неуспеха. Поддержка как профессионально важный навык педагога

Цель семинара: 1. Показать участникам отличия поддерживающей стратегии отношения к ребенку от оценочной стратегии «красного карандаша». 2. Показать разнообразные виды поддержки, их сильные стороны и ограничения.

В отличие от всех остальных типов «плохого поведения» этот редко встречается в активной форме. Проблема для учителя заключается не в том, что ученик делает, а скорее в том, чего он не делает. Единственный вид активного поведения такого рода - это припадок в ситуации полного отчаяния. Внешне он напоминает обычный приступ гнева: ученики младших классов кричат, плачут и брыкаются, старшеклассники хлопают крышкой парты или бормочут ругательства. Однако цели двух типов припадков различны. У ребят бывают приступы гнева, которые призваны заставить учителя признать силу и власть ученика. А приступ в ситуации отчаяния - это взрыв, чтобы выпустить пар и спрятаться от очевидной или возможной неудачи. Ученики с такими приступами готовы делать что угодно: кричать, лить потоки слез - лишь бы этот эмоциональный взрыв отвлек их от очевидной для них неудачи. Активная форма поведения

Пассивная форма поведения Откладывание на потом. Некоторые ученики используют именно этот способ для избегания неудачи. «Я смог бы, если бы захотел приложить достаточно усилий» - вот их кредо. Большинство людей время от времени используют это оправдание. Ученики, о которых мы говорим, делают это постоянно. Так, получив 3 балла за сочинение, они говорят: «Если бы я не писал его поздно ночью, оценка была бы выше». Или: «Если бы я не одни сутки, а хотя бы дня три, как все, готовился к экзаменам, я бы получил пятерку, а не четверку». Что кроется за этими фразами? Наверное, что-то типа: «Я на самом деле хороший ученик и могу учиться на "отлично", если захочу работать усерднее». Но вот, несмотря на упорную работу изо дня в день, ученик получает «3» на экзамене, что тогда ему остается, как только решить: «Если это лучшее, чего я могу достичь, я, наверное, не такой способный, как думал о себе».

Когда учитель сталкивается с поведением, цель которого - избегание неудачи, он может точнее идентифицировать его, если научится осознавать свои эмоции; свои непосредственные побуждения, импульсы. Реакция учителя

Первый существенный признак - возникающие эмоции. Сталкиваясь лицом к лицу с поведением, направленным на из бегание неудачи, учитель явно осознает свою профессиональную несостоятельность. Она складывается из печали или даже тоски и своей беспомощности, потому что кажется - невозможно помочь такому ученику, и это грустно, и учитель чувствует поражение, ибо его попытки проваливаются. Поскольку поведение избегающего неудачи ученика не взбудораживает класс и неагрессивно по отношению к нам, мы не испытываем тех личных обид, которыми сопровождаются другие виды нарушений поведения.

Второй существенный признак - импульсивное действие, которое хочется сделать немедленно, столкнувшись с таким поведением. Первый импульс - это желание оправдать и объяснить его каким-то диагнозом, для чего хочется немедленно показать ребенка врачу или психологу. Другой импульс - оставить ученика в покое, уступить, раз уж наши попытки не дают эффекта.

Ученики на вмешательство учителя реагируют зависимым поведением. Поскольку они чувствуют, что не могут успевать, как все, они ожидают от нас, учителей, особой помощи, сами же не предпринимают абсолютно ничего. Такие ученики даже не пытаются выполнить наши требования. Вместе с тем они готовы на любые услуги нам, если это не касается учения по предмету. Реакции ученика на вмешательство учителя

Природа поведения, направленного на избегание неудачи Отношения по типу «красного карандаша». Неоправданно высокие ожидания. Перфекционизм (требование от себя совершенства) Упор на соревнование.

Для учеников-перфекционистов (их меньшинство из данного типа) сильной стороной избегающего неудач поведения является то, что для них быть успешными означает достигнуть только значительных, высоких результатов, пусть в чем-то одном, но быть непревзойденным. «Лучше никак, чем плохо», - считают они. Незначительная коррекция их поведения позволяет исправить заблуждение этих юных честолюбцев. У другой же, большей части учеников в поведении мы не можем отыскать никаких сильных сторон. Они просто очень не уверены в себе. Их самоуважение катастрофически низкое, и они нуждаются в поддержке от друзей и педагогов. Таким детям нужна немедленная специфическая помощь. Сильные стороны поведения

Принципы профилактики Всегда следует иметь в виду, что, общаясь с детьми, постоянно демонстрирующими поведение, направленное на избегание неудачи, следует: 1. Поддерживать любые попытки ученика сменить установку «Я не могу» на «Я могу». 2. Помогать таким детям преодолевать барьеры, изолирующие их от класса, втягивать их в продуктивные отношения с другими учениками.

Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи Активная форма Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. Пассивная форма Откладывание на потом. Недоведение до конца. Временная нетрудоспособность. Официальные диагнозы. Реакция учителя Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста). Ответная реакция ученика Зависимое поведение. Ученик продолжает ничего не делать.

Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи Природа поведения 1. Отношение по типу «красного карандаша». 2. Необоснованные ожидания родителей и учителей. 3. Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм. 4. Упор на соревнование в классе. Сильные стороны Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет. Принципы профилактики 1. Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу». 2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.

Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на избегание неудачи Базовые потребности таких детей не удовлетворяются приемлемым способом они не ощущают свою принадлежность к происходящему в школе, то есть: не чувствуют, что они состоятельны в деятельности учения, не чувствуют себя нужными - не состоятельны в совместной деятельности, не уверены в себе, когда общаются со сверстниками.

Стратегии педагогического воздействия 1. изменение методов объяснения учебного материала, 2. коррекция требований - обучение в один момент времени только чему-то одному, 3. обучение такого рода детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают, 4. формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлением, 5. формирование у учеников веры в успех, 6. концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах, 7. помощь ученикам в «материализации» своих достижений.

Изменение методов объяснений учебного материала 1. Привлекательность. Детям нравятся яркие, цветные и интересные материалы. 2. Понятность. Детям хочется иметь дело с материалами, которые как бы сами подсказывают им, как ими пользоваться. 3. Самоконтроль. Дети осознают, что ошибки - простительное и нормальное явление при обучении новому, если материал позволяет только им одним знать, сколько ошибок они сделали. 4. Возможность повторного использования. Дети обучаются практическим навыкам, пока не достигнут мастерства. И затем тот же материал может быть использован опять, чтобы дети испытали радость от безошибочного и легкого выполнения.

Коррекция требований Обучение в один момент времени только чему-то одному. Учеников, боящихся неудачи, очень легко испугать, подавив, например, количеством нового материала или его сложностью. Учите их маленькими шажками, используя максимально развернутые алгоритмы, позволяющие совершать действия предельно простые, зато безошибочно. Ребенок должен получать обратную связь по поводу каждого своего шага. Любой, даже маленький, успех должен быть заметен, а каждая маленькая ошибка должна с легкостью исправляться, тогда безошибочным будет и конечный результат.

Обучение детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают Плакат с «заклинаниями-девизами» Можно повесить в вашем классе перед глазами учеников плакаты с такими «заклинаниями» (внутренними девизами): «Я смогу это!» «Пробуй - и результат обязательно будет!» «Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!» «Я могу стать таким, каким я хочу быть». Ищите два «плюса» на каждый «минус». Введите правило: когда услышите, что ученик негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает ученикам обращать внимание на те слова, которые они говорят себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный.

Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлением Страх совершить ошибку - вот что «заталкивает» учеников в рамки поведения, избегающего неудач. Они интерпретируют каждую ошибку, не важно, большую или маленькую, как доказательство того, что они вообще ничего не могут делать правильно. Мы должны научить их рассматривать ошибки как необходимую часть процесса обучения. Этого можно добиться такими приемами: Рассказывайте о возможных, типичных ошибках. Показывайте ценность ошибки как попытки выполнить задание. (Отрицательный результат - тоже результат.)

Концентрация внимания учеников на прошлых успехах Каждый ученик имеет в своем опыте переживание успеха, хотя оно может быть зарыто где-то очень глубоко. Найти такие примеры переживания успеха у учеников, страшащихся неудачи, очень важно. Это воспоминание может стать фундаментом для новых достижений. Используйте такие приемы, как: Анализ прошлого успеха. Повторение и закрепление прошлого успеха.

Формирование веры в успех Замечайте любые улучшения. Объявляйте о любом вкладе ученика в общую деятельность Раскрывайте ученикам их сильные стороны. Демонстрируйте веру в учеников. Признавайте трудность ваших заданий.

Спасибо за внимание. Желаю вам удачи! Выполнила: Социальный педагог МБОУ СОШ № 10 «Пересвет» Зибарева Людмила Николаевна

Предварительный просмотр:

Избегание неудачи как цель «плохого» поведения

Можно и не заметить такую цель деструктивного поведения, как избегание неудачи, потому что ученики, строящие свое поведение по этому принципу, не задевают нас и не вносят хаос в деятельность класса. Они, напротив, стараются быть незаметными, не нарушать школьные правила и требования. Проблема в том, что они редко взаимодействуют с учителями и одноклассниками. Обычно они остаются в изоляции в классном коллективе, и во время урока, и на переменах, и в столовой. Часто ученики, боящиеся неудачи, просто не делают ничего из задаваемого учителем, спокойно надеясь, что он этого не заметит.

Общая характеристика поведения

Опознать избегание неудачи, как скрытую цель нарушения поведения, непросто. Вот типичные примеры этих «тихих саботажников».

Миша сидит на задней парте в углу и не решает задачу после объяснения учителя, он просто закрыл учебник и смотрит в окно. Если его спросить: «Что не так? Почему ты не делаешь того, что делают все остальные?», Миша скорее всего, избегая смотреть в глаза, неопределенно пожмет плечами и еще ниже сползет с сиденья, как бы стараясь спрятаться под парту. Учитель математики Олег Петрович недоумевает: Миша никогда не отвечает на вопросы в ходе урока и на одобряющие замечания на перемене. И хотя данные психологического обследования говорят, что у Миши есть способности к математике, результаты его работы в классе не подтверждают этого. Олег Петрович иногда пытается помочь Мише, но в классе, кроме Миши, еще 30 учеников, шумных и беспокойных, и, кроме того, нужно вести урок, а Миша не срывает урока, его можно иногда и не заметить, и кажется, что именно об этом он и мечтает.

Ученики вроде Миши приносят меньше беспокойства, чем те, чья цель - привлечение внимания, власть или месть. Они не нарушают школьных правил и требований. Проблема лишь в том, что они редко вступают в контакт с учителями и одноклассниками. Они обычно остаются в изоляции в классе, равно как и на перемене, в столовой, в спортзале.

Не следует путать особый тип учеников, подобных Мише, с теми учениками, которые временно в качестве защиты выбирают избегание, чтобы разобраться в своей неудаче или перегруппировать силы. Избегание становится проблемой, когда ученик постоянно использует этот способ защиты в течение определенного периода времени, причем это явно не способствует его академической успеваемости и социальному развитию.

Активная форма поведения

В отличие от всех остальных типов «плохого поведения» этот редко встречается в активной форме. Проблема для учителя заключается не в том, что ученик делает, а скорее в том, чего он не делает.

Единственный вид активного поведения такого рода - это припадок в ситуации полного отчаяния. Внешне он напоминает обычный приступ гнева: ученики младших классов кричат, плачут и брыкаются, старшеклассники хлопают крышкой парты или бормочут ругательства. Однако цели двух типов припадков различны. У ребят бывают приступы гнева, которые призваны заставить учителя признать силу и власть ученика. А приступ в ситуации отчаяния - это взрыв, чтобы выпустить пар и спрятаться от очевидной или возможной неудачи. Ученики с такими приступами готовы делать что угодно: кричать, лить потоки слез - лишь бы этот эмоциональный взрыв отвлек их от очевидной для них неудачи.

Пассивная форма поведения

Откладывание на потом. Некоторые ученики используют именно этот способ для избегания неудачи. «Я смог бы, если бы захотел приложить достаточно усилий» - вот их кредо. Большинство людей время от времени используют это оправдание. Ученики, о которых мы говорим, делают это постоянно. Так, получив 3 балла за сочинение, они говорят: «Если бы я не писал его поздно ночью, оценка была бы выше». Или: «Если бы я не одни сутки, а хотя бы дня три, как все, готовился к экзаменам, я бы получил пятерку, а не четверку».

Что кроется за этими фразами? Наверное, что-то типа: «Я на самом деле хороший ученик и могу учиться на "отлично", если захочу работать усерднее». Но вот, несмотря на упорную работу изо дня в день, ученик получает «3» на экзамене, что тогда ему остается, как только решить: «Если это лучшее, чего я могу достичь, я, наверное, не такой способный, как думал о себе».

Когда же подобный опыт у него повторится несколько раз, он может уже побояться рисковать и усердствовать вновь. Лучше уж чувствовать себя и слыть способным, но нерадивым (или не умеющим распределить время), чем усердным, но тупым.

Недоведение до конца. Неспособность закончить начатые проекты и намерения - это другой вариант пассивного поведения, направленного на избегание неудачи. Начинание, которое никогда не будет закончено, не может быть оценено, в том числе не может получить низкую оценку. Не так ли?

Одна моя знакомая рассказывала: «Я всегда смеюсь, вспоминая, как я в молодости решала проблему своего гардероба. Мой платяной шкаф был наполнен наполовину сшитыми платьями и блузками. Я не была слишком способной портнихой, но верила, что женщина со вкусом не должна тратить деньги на одежду из магазинов. Я говорила себе: "На самом деле у меня все в порядке с этим. И когда я закончу эти вещи, все наладится". Если бы я закончила свое шитье, мне пришлось бы слишком явно увидеть свою полную несостоятельность. Но… неоконченные работы позволяли мне сохранять внутреннее убеждение в своей компетентности».

Временная потеря способности выполнить необходимое действие. Некоторые ученики избегают неудачи, всячески развивая в себе и лелея временную нетрудоспособность. Предположим, какой-то ученик, хорошо успевающий по академическим предметам, совершенно не способен к физическим упражнениям. Как только приходит время идти на физкультуру, у него появляются приступы головной или зубной боли, коликов в желудке - всего, что может быть причиной не идти на занятие. И все моментально проходит, когда физкультура заканчивается.

Оправдание официальными медицинскими диагнозами. Любые официальные медицинские диагнозы (хронические болезни, дефекты органов чувств и т.д.) - отличная защита от ощущения себя несостоятельным, особенно если лечение сопровождается лекарственной терапией. Все это прекрасное оправдание для избегания попыток делать что-то.

Лучшие специалисты-диагносты не могут отличить реальный дефект от кажущегося. Это не симуляция, а бессознательная защита, в которую верят сами пациенты. Даже объективная проверка часто не позволяет учителю точно утверждать: ученик не может или ученик не хочет. Более того, такие ученики сами действительно не знают этого. Часто бывает так, что имея небольшой дефект, ученик использует его, раздувая до огромных размеров. Стараясь выглядеть более несостоятельным, чем он есть на самом деле, он может убедить в этом учителя и избежать неудачи.

Некоторые ученики все-таки нуждаются в специальной помощи в обучении. Диагнозы усиливают их уверенность в своей несостоятельности. Поэтому какие бы методики и специально адаптированные для них способы обучения ни подбирались, они должны слышать от вас: «Ты можешь!», «У тебя получается!» Когда они ощущают постоянную поддержку, их самоуважение растет и исчезает потребность в защитном поведении, направленном на избегание неудачи. Вместе с этим часто резко уменьшается несостоятельность вследствие органических нарушений.

Реакция учителя, сталкивающегося с подобным поведением

Когда учитель сталкивается с поведением, цель которого - избегание неудачи, он может точнее идентифицировать его, если научится осознавать

  • свои эмоции;
  • свои непосредственные побуждения, импульсы.

Первый существенный признак - возникающие эмоции. Сталкиваясь лицом к лицу с поведением, направленным на из бегание неудачи, учитель явно осознает свою профессиональную несостоятельность. Она складывается из печали или даже тоски и своей беспомощности, потому что кажется - невозможно помочь такому ученику, и это грустно, и учитель чувствует поражение, ибо его попытки проваливаются.

Поскольку поведение избегающего неудачи ученика не взбудораживает класс и неагрессивно по отношению к нам, мы не испытываем тех личных обид, которыми сопровождаются другие виды нарушений поведения.

Второй существенный признак - импульсивное действие, которое хочется сделать немедленно, столкнувшись с таким поведением. Первый импульс - это желание оправдать и объяснить его каким-то диагнозом, для чего хочется немедленно показать ребенка врачу или психологу. Другой импульс - оставить ученика в покое, уступить, раз уж наши попытки не дают эффекта.

Реакции ученика на вмешательство учителя

Ученики на вмешательство учителя реагируют зависимым поведением. Поскольку они чувствуют, что не могут успевать, как все, они ожидают от нас, учителей, особой помощи, сами же не предпринимают абсолютно ничего. Такие ученики даже не пытаются выполнить наши требования. Вместе с тем они готовы на любые услуги нам, если это не касается учения по предмету.

Природа поведения, направленного на избегание неудачи

Отношения по типу «красного карандаша» . Стиль «красного карандаша» означает, что взрослый в основном занимается тем, что указывает на ошибки и несостоятельность ребенка, не обращая внимания на его удачи и достижения. Такой стиль бесполезен, потому что ученики сами прекрасно знают, что делают ошибки, и знают даже, сколько ошибок они сделали в том или ином случае. Неудивительно, что некоторые ученики решают просто не выполнять работу. Существует заблуждение, что если указать ученику на его ошибки, у него возникнет мотивация не повторить их. На самом деле (и это доказано современной психологией) происходит обратное. Чтобы у учеников появился мотив изменить свое ошибочное поведение, их внимание должно быть направлено на то, что им удается в этой области.

Неоправданно высокие ожидания. Когда родители или учителя необоснованно требовательны к ребенку, ожидают успехов и достижений, можно вскоре ждать поведения, направленного на избегание неудачи. Ученики, осознавшие, что они не могут достичь цели, просто перестают пытаться. Им удобнее слыть ленивыми, «пофигистами» - ведь они не делают попыток, - чем оказаться в разряде «тупых» или «неудачников»,.пытаясь работать и не достигая желаемого. Они видят сверстников, братьев и сестер, которые легко достигают успеха, и, сравнивая себя с ними, они прекращают прикладывать усилия. Мы говорим им, что попытки в будущем могут стать более успешными, но они верят лишь тому, что просто пытаться - недостаточно, нужен результат, непременно результат, как им внушали взрослые. Прекращение попыток для их Я менее болезненно, чем разочарование в результате, с трудом достигнутом.

Перфекционизм (требование от себя совершенства). Такие ученики не могут согласиться с тем, что ошибка - это нормальная часть процесса обучения. Для них это трагедия, избегать которую следует любой ценой. Как жаль, что так много ярких, способных учеников не пытаются, не пробуют себя в чем-то новом, так как верят, что для них подходит лишь отличный результат. Там, где такой высокий результат сразу не гарантирован, им делать нечего.

Упор на соревнование. Упор на соревнование - вот еще одна причина избегающего неудачи поведения. Если вы ставите каждого ученика перед выбором: быть ли ему победителем или проигравшим, то очевидно, что некоторые из них выберут - не играть вообще. Некоторые учителя в ходе обучения своему предмету очень любят устраивать соревнования. Они уверены, что мотивация достижения заставит ребенка усерднее трудиться и поможет ему не проигрывать в жизненных ситуациях в будущем. Такие учителя, однако, не могут понять важное отличие классного соревнования от того, в которое человек вступает, войдя во взрослую жизнь. Когда человек соревнуется на рабочем месте, «делает карьеру», он соревнуется с другими людьми в той области, которую он сам выбрал, которая для него значима и в которой он чувствует себя компетентным. Если я готовлю к изданию учебник, то очевидно, что я рассчитываю с помощью своего таланта на рынке подобных материалов получить высокую оценку и в чем-то быть лучше других авторов. Но я вряд ли стану принимать участие в конкурсе портных.

Ученики, к несчастью, не могут выбирать. Целыми днями на протяжении десяти лет учебы они подвергаются сравнению с другими учениками по способностям в математике, языке, рисовании, в естественных науках. И никто не дает им права сказать: «Я хорошо знаю свои возможности в английском языке и свое отношение к нему, поэтому не хочу даже начинать соревнование по этому предмету». Нет, их заставляют для их же пользы. В итоге - поведение отступающее, «саботирующее» - они «уходят в себя» и прекращают всякие попытки хотя бы чуть-чуть улучшить свой собственный результат.

Сильные стороны поведения

Для учеников-перфекционистов (их меньшинство из данного типа) сильной стороной избегающего неудач поведения является то, что для них быть успешными означает достигнуть только значительных, высоких результатов, пусть в чем-то одном, но быть непревзойденным. «Лучше никак, чем плохо», - считают они. Незначительная коррекция их поведения позволяет исправить заблуждение этих юных честолюбцев.

У другой же, большей части учеников в поведении мы не можем отыскать никаких сильных сторон. Они просто очень не уверены в себе. Их самоуважение катастрофически низкое, и они нуждаются в поддержке от друзей и педагогов. Таким детям нужна немедленная специфическая помощь.

Принципы профилактики

Всегда следует иметь в виду, что, общаясь с детьми, постоянно демонстрирующими поведение, направленное на избегание неудачи, следует:

  • 1. Поддерживать любые попытки ученика сменить установку «Я не могу» на «Я могу».
  • 2. Помогать таким детям преодолевать барьеры, изолирующие их от класса, втягивать их в продуктивные отношения с другими учениками.

Таблица Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи

Активная форма

Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.

Пассивная форма

Откладывание на потом. Недоведение до конца. Временная нетрудоспособность. Официальные диагнозы.

Реакция учителя

Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста).

Ответная реакция ученика

Зависимое поведение. Ученик продолжает ничего не делать.

Природа поведения

1. Отношение по типу «красного карандаша».

2. Необоснованные ожидания родителей и учителей.

3. Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм.

4. Упор на соревнование в классе.

Сильные стороны поведения

Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет.

Принципы профилактики

1. Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу».

2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.

Уважаемые коллеги, я для вас подготовила несколько табличек, надеюсь, что они вам помогут.

А теперь вернёмся к принципам профилактики;

Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на избегание неудачи

Итак: неуспешные ученики не ощущают свою принадлежность к происходящему в школе, то есть:

  1. не чувствуют, что они состоятельны в деятельности учения,
  2. не чувствуют себя нужными - не состоятельны в совместной деятельности,
  3. не уверены в себе, когда общаются со сверстниками.

Наш первый шаг - помочь им осознать себя состоятельными в деятельности учения - ведущей деятельности школьников.

Стратегии педагогического воздействия, которые помогают ученикам чувствовать себя состоятельными в учении, могут быть сгруппированы следующим образом:

  • 1. изменение методов объяснения учебного материала,
  • 2. коррекция требований - обучение в один момент времени только чему-то одному,
  • 3. обучение такого рода детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают,
  • 4. формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлением,
  • 5. формирование у учеников веры в успех,
  • 6. концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах,
  • 7. помощь ученикам в «материализации» своих достижений.

Первые три техники уместны и эффективны именно в работе с детьми, избегающими неудачи, последние - универсальны, их можно использовать в работе со всеми, поскольку абсолютно все дети нуждаются в поддержке как мотивирующей к учебе силе.

Стратегия 1. Изменение методов объяснений учебного материала

Использование осязаемого материала. Еще в 1930-е годы Мария Монтессори обратила внимание на тот факт, что неуспевающие дети отличаются от своих успешных сверстников именно тем, что не усваивают абстрактный материал. Однако их можно научить, если тот материал, на котором учат, удовлетворяет следующим требованиям:

  • 1. Привлекательность. Детям нравятся яркие, цветные и интересные материалы.
  • 2. Понятность. Детям хочется иметь дело с материалами, которые как бы сами подсказывают им, как ими пользоваться.
  • 3. Самоконтроль. Дети осознают, что ошибки - простительное и нормальное явление при обучении новому, если материал позволяет только им одним знать, сколько ошибок они сделали.
  • 4. Возможность повторного использования. Дети обучаются практическим навыкам, пока не достигнут мастерства. И затем тот же материал может быть использован опять, чтобы дети испытали радость от безошибочного и легкого выполнения.

Принципы отбора учебного материала М. Монтессори актуальны и сегодня. Особенно если они воплощены в компьютерных программах. Конечно, компьютерные программы не позволяют пощупать материал, но они привлекательны, понятны, позволяют осуществить самоконтроль и повторно использовать навык. Поэтому ученики, которые не хотят даже взять в руки ручку в классе, могут часами сидеть за компьютером и учиться базовым навыкам.

Компьютер, конечно, не может заменить вас, учителя. Но если не усвоены базовые знания и навыки, лучше пусть ученик доверит процесс «выравнивания», «подтягивания» не вам, а компьютеру.

Введение дополнительных методов обучения. Для этого:

  • готовьте специальные программы для обучения отстающих, иные, чем для всего класса,
  • установите причины отставания с помощью специальной диагностики: уровень интеллектуального развития ребенка может быть нормальным или даже высоким, а может быть и нет,
  • разрешайте и поддерживайте работу в парах: успевающий ученик и двоечник; ученическое репетиторство - очень хороший способ воспитания обоих учеников - и «сильного», и «слабого»,
  • побеседуйте с родителями неуспевающего ученика - может быть, им имеет смысл обратиться за помощью к репетиторам или определить ребенка в класс коррекции.

Стратегия 2. Коррекция требований - обучение в один момент времени только чему-то одному

Учеников, боящихся неудачи, очень легко испугать, подавив, например, количеством нового материала или его сложностью. Учите их маленькими шажками, используя максимально развернутые алгоритмы, позволяющие совершать действия предельно простые, зато безошибочно. Ребенок должен получать обратную связь по поводу каждого своего шага. Любой, даже маленький, успех должен быть заметен, а каждая маленькая ошибка должна с легкостью исправляться, тогда безошибочным будет и конечный результат.

В отечественной педагогической психологии есть направление исследований, отвечающих указанным требованиям. Это теория поэтапного формирования умственных действий, созданная П.Я. Гальпериным, Н.Ф. Талызиной и их учениками. Конкретные формирующие методики для детей разного возраста, пожалуй, только сегодня могут быть оценены по достоинству. Среди наиболее известных - методики обучения внимательному письму, классификации и другим элементарным логическим приемам, понятиям меры и числа, запоминанию стихотворений, опознанию зрительных объектов по существенным признакам и др.

Стратегия 3. Обучение детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают

Плакат с «заклинаниями-девизами». Очевидно, что дети, постоянно демонстрирующие поведение, направленное на избегание неудачи, внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно». Помогите ученикам изменить внутреннюю речь. «Ты сможешь, если будешь думать, что сможешь! - говорит мудрый учитель своему ученику. - Повторяй это каждый день, особенно в отношении того, что у тебя плохо получается».

Можно повесить в вашем классе перед глазами учеников плакаты с такими «заклинаниями» (внутренними девизами):

«Я смогу это!»

«Пробуй - и результат обязательно будет!»

«Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!»

«Я могу стать таким, каким я хочу быть».

Ищите два «плюса» на каждый «минус». Введите правило: когда услышите, что ученик негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает ученикам обращать внимание на те слова, которые они говорят себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный. Поначалу ученики чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но… «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики учителя должны быть предельно конкретными.

Декларация «Я могу». В голове избегающего неуспеха ребенка как будто звучит заезженная пластинка. Как только он получает задачу для решения, она автоматически включается: «Ты не сможешь, ничего не получится», - твердит она. Чтобы «сменить пластинку» попросите ученика тихонько повторить следующие две фразы: «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы».

Просите его повторять это перед сложным заданием или когда вы видите признаки подступающей неуверенности. Положите карточку с текстом заклинания ему на парту вместе с карточкой-заданием.

Стратегия 4. Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлением

Стратегия 6. Концентрация внимания учеников на прошлых успехах

Страх совершить ошибку - вот что «заталкивает» учеников в рамки поведения, избегающего неудач. Они интерпретируют каждую ошибку, не важно, большую или маленькую, как доказательство того, что они вообще ничего не могут делать правильно. Мы должны научить их рассматривать ошибки как необходимую часть процесса обучения. Этого можно добиться такими приемами:

  • Рассказывайте о возможных, типичных ошибках.
  • Показывайте ценность ошибки как попытки выполнить задание. (Отрицательный результат - тоже результат.)
  • Минимизируйте последствия от сделанных ошибок.

Каждый ученик имеет в своем опыте переживание успеха, хотя оно может быть зарыто где-то очень глубоко. Найти такие примеры переживания успеха у учеников, страшащихся неудачи, очень важно. Это воспоминание может стать фундаментом для новых достижений. Используйте такие приемы, как:

  • Анализ прошлого успеха.
  • Повторение и закрепление прошлого успеха.

Стратегия 5. Формирование веры в успех

Помогайте ученикам поверить в успех. Они должны поверить, что способны не только решить задачу по предмету, но также изменить себя, поднять свой интеллектуальный уровень. Для этого используйте такие приемы:

  • Замечайте любые улучшения.
  • Объявляйте о любом вкладе ученика в общую деятельность
  • Раскрывайте ученикам их сильные стороны.
  • Демонстрируйте веру в учеников.
  • Признавайте трудность ваших заданий.

«Если чего-то нельзя увидеть или потрогать, то этого не существует», - думают многие дети. 1С сожалению, к таким неосязаемым вещам относятся их собственное развитие и рост в процессе обучения. Для учеников, которые нуждаются в «осязаемой» обратной связи, используйте следующие идеи:

  • Наклейки или записочки типа «Я могу!».
  • Альбомы достижений.
  • Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем.

Если бы ученики слышали и видели признание своих достижений в той же мере, в какой они получают указания на ошибки, они бы не прибегали постоянно к поведению, построенному на страхе неудачи. Успех в любой сфере - не важно, что эта сфера выглядит для нас незначимой - должен быть замечен. Получая признание своего достижения от других, особенно от учителей и классного руководителя, ученики «со страхами» начинают чувствовать, что могут успешно взаимодействовать с педагогом и вносить свой вклад в классный коллектив. Приемы, помогающие признавать достижения учеников:

  • Аплодисменты.
  • Вручение наград и «медалей».
  • Выставки достижений.
  • Самоодобрение.

Таблица Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учениками, избегающими неудачи

Стратегии

Техники

Изменение методов объяснения

Использование осязаемого материала. Введение дополнительных методов обучения

Коррекция требований

Обучение в один момент времени чему-то одному.

Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности

Плакаты с «заклинаниями-девизами». Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я могу».

Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлениям

Рассказы о типичных ошибках. Демонстрация уважительного отношения к ошибкам. Минимизирование последствий от сделанных ошибок.

Формирование веры в успех

Подчеркивание любых улучшений. Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность. Умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом. Демонстрация веры в своих учеников. Признание трудности ваших заданий.

  • разговариваем с сарказмом,
  • настаиваем на своей правоте,
  • читаем морали,
  • ставим учеников в угол,
  • изображаем негодование,
  • передразниваем учеников,
  • командуем, требуем, давим,
  • Наши ошибки на выходку в напряженной ситуации:

    • повышаем голос,
    • произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я»,
    • оставляем последнее слово за собой,
    • используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,
    • разговариваем с сарказмом,
    • даем оценку характеру ученика,
    • действуем с превосходством, используем физическую силу,
    • втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,
    • настаиваем на своей правоте,
    • читаем морали,
    • ставим учеников в угол,
    • оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»,
    • формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
    • изображаем негодование,
    • придираемся, изводим кого-то придирками,
    • передразниваем учеников,
    • сравниваем одного ученика с другим,
    • командуем, требуем, давим,
    • поощряем ученика, фактически награждая его за «плохое» поведение.

    1. Введение
    2. Глава I. Причины неудачи в учёбе
    3. Глава II. Дидактические средства борьбы в учёбе
      • Педагогическая диагностика
      • Педагогическая терапия
      • Опосредованная помощь (педагогическая профилактика)
    4. Заключение
    5. Список литературы

    Текст работы

    Введение.

    Процесс формирования познавательных интересов – процесс сложный и длительный; он требует целостного подхода к личности, учёта учебных возможностей, причин отставания, отношения к учению, к учителю, наличия или отсутствия познавательных интересов в структуре личности. Формировать познавательный интерес слабоуспевающих это ещё труднее. Учитывая общее и своеобразное в личности подростков необходимо варьировать стимул познавательного интереса, актуализируя какую-либо группу или отдельные стимулы с учётом причин отставания школьников.

    Целью данной работы является попытка рассмотреть подходы исследователей и, учитывая свой собственный опыт, по вопросу о путях формирования у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Особое внимание сконцентрировано на вопросе формирования познавательных интересов у слабоуспевающих.

    Задачами являются:

    1. Выявление причин отставания в учёбе.
    2. Определение критериев неуспеваемости на уроках истории.
    3. Пути преодоления неуспеваемости.
    4. Стимуляция познавательных интересов у слабоуспевающих.

    Вопросу о путях преодоления неуспеваемости посвящено очень много работ. Эту проблему исследовали как в отечественной литературе, так и за рубежом (Дж. Брунер, У. Глассер). Среди наших исследователей можно назвать: Захарова А.Б., Бондаренко С.М., Калмыкова З.И., Маркова А.К. и др. все они единодушно отмечают огромную роль учителя в формировании у детей познавательных интересов как средство преодоления неуспеваемости.

    Глава I. Причины неудач в учёбе.

    Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы, вызываемая причинами, в том числе и социальными.

    Причины школьных неудач могут быть самыми различными и сложными. К их числу относятся такие факты, как отсутствие интереса к учёбе, плохое поведение в школе, лень и т.п., которые называются факторами, относительно зависимым от учащихся; плохая воспитательная атмосфера в семье, длительная болезнь, различные недостатки в учебно-воспитательной работе школы, т. е. факторы сравнительно не зависимые от учащихся.

    Сложный характер причин неудач ученика в школьной учёбе единодушно отмечают все авторы, которые до настоящего времени занимались их анализом. Однако не все пришли к единому мнению в отношении того, какие среди различных условий, обычно тесно связанных между собой, играют доминирующую роль и, в конечном счёте, предопределяют школьные успехи учеников. Однако исследователи склонны видеть основную причину неудач в плохих общественно-экономических условиях жизни учащихся. Другие полагали, что корень зла нужно искать скорее в дефектах биопсихической «подготовленности» учащихся. Наконец, третьи видели основную причину в несовершенстве работы школы.

    Ч. Куписевич, обобщив выводы исследователей, дал характеристику этим группам причин:

    1. Социально-экономические – материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное – недостатки семейной жизни.
    2. Причины биопсихического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рождённых здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания.
    3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя – решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям – психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогении – грубый брак в работе учителя.

    Исследования показывают и более конкретные причины неудач в учёбе:

    • жёсткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, неудовлетворяющее потребности детей;
    • единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;
    • неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;
    • пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрёжку.

    Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведёт к неудачам в учёбе. Но дидактические причины школьных неудач выступают обычно наряду с другими причинами и взаимно обуславливают друг друга.

    Кроме того, некоторые исследователи склонны по-разному оценивать влияние одного и того же набора причин в зависимости, например, от возраста учеников.

    Т.к. представленная работа большого объема, то продолжение работы (Глава II, Заключение и Список литературы) представлено в

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Предварительный просмотр:

    Школьная неуспеваемость

    Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. К.Д.Ушинский

    В последнее время в нашем образовательном учреждении возросла проблема школьной неуспеваемости – несоответствия учебных успехов учащегося требованиям школьной программы.

    Число неуспевающих школьников (результаты учебной деятельности, которых много ниже требованиям учебной программы) превышает 30% от общего числа учащихся.

    От 15 до 40% учащихся начальной школы испытывают различные трудности в процессе школьного обучения.

    Понять причины неуспеваемости школьников, найти пути её преодоления, научить детей учиться – цель каждого образовательного учреждения.

    Задача педагогического коллектива:

    • создать в школе атмосферу, способствующую развитию личности каждого школьника;
    • формировать у учащихся чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости, неповторимости своей личности.

    Значение школьного периода жизни человека трудно переоценить. Многие проблемы взрослого человека могут быть лучше поняты, если обратиться к его школьным годам. Дело не в том успешно или не успешно учился человек, а в том, насколько комфортно он себя чувствовал в школе, как складывались его отношения с учителями и одноклассниками. Именно под влиянием этих обстоятельств формируются те или иные личностные качества.

    Главным показателем успешности ученика являются отметки. Именно на получение «хорошей» отметки любой ценой настраивают ученика учителя и родители.

    Причины школьной неуспеваемости

    • Нейропсихологические (индивидуальные особенности анатомического созревания мозга ребёнка):
    • Требования учебного процесса опережают возрастную готовность к выполнению, поставленных перед ребёнком задач;
    • Условия социальной среды, в которой растёт ребёнок и которая препятствует нормальному периоду развития (внутрисемейные отношения, плохие условия жизни).
    • Психолого-педагогические (возраст ребёнка, дидактико-методическая система обучения):
    • Возраст ребёнка, начинающего систематическое обучение в школе;
    • Дидактико-методическая система обучения (традиционная или по развивающим учебным программам, ориентированным на «завтрашний» день в психическом развитии ребёнка).
    • Психологические (психологическая готовность к школьному обучению, интеллект, темперамент):
    • Расхождение требований, предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития (внимание, память, мышление);
    • Психологическая готовность (мотивация, интеллект, воля, характер социального развития);
    • Темперамент (сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический).

    В результате многолетней работы педагогический коллектив школы пришёл к выводу, что обучение должно согласовываться с уровнем развития ребёнка, а обучение по развивающим программам поднимает на более высокий уровень психическое развитие учащихся.

    Влияние темперамента на успешность учебой деятельности

    • Сангвинический тип темперамента

    Особенности темперамента : живость, подвижность, быстрое реагирования на внешние события, сравнительно лёгкое переживание неудач и неприятностей.

    : убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения материала обращать внимание на интересные аспекты задания, подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.

    В качестве положительных сторон у учеников-сангвиников отмечается энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами.

    К числу недостатков можно отнести поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, « разбросанность» и многообразие интересов.

    • Холерический тип темперамента

    Особенности темперамента : быстрота, порывистость, способность отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешены, склонны к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.

    Рекомендации в работе с учениками : создать спокойную уравновешенную атмосферу социального окружения, предупреждать появления аффектов (переключать внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции на какой-либо «нейтральный» объект).

    Учеников-холериков характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение.

    Быстрый темп письма отрицательно сказывается на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении приводит к недочитыванию слов или к неправильному их прочтению и как следствие к плохому пониманию прочитанного, ошибки при выполнении вычислительных операций.

    Причина трудностей – природная высокая скорость нервных процессов.

    • Флегматический тип темперамента

    Особенности темперамента : медлительность, невозмутимость, устойчивость стремлений, постоянство настроения, слабое внешнее выражение душевного состояния.

    Рекомендации в работе с учениками : вырабатывать собранность, организованность, умение не тратить личное время на «раскачку». Полезно посадить такого ученика с более подвижным одноклассником.

    Сухомлинский называл учеников-флегматиков «молчаливые тугодумы». Он писал: «Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребёнок, ему вынь да положь ответ и получай отметку. Ему и невдомёк, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течёт в соответствии со своей природой, его воды обязательно достигнут намеченного рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки – ничего не поможет». Таким детям требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. Они смиряются с тем, что двигаются и говорят медленнее других детей, и не делают ни каких попыток действовать в быстром темпе.

    • Меланхолический тип темперамента

    Особенности темперамента : лёгкая ранимость, умственная утомляемость, повышенная аккуратность, старательность, склонность к глубокому переживанию даже незначительных неудач.

    У учеников-меланхоликов быстро возникает умственное утомление. Слабость нервных процессов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы, раскрытие ещё не использованных резервов даёт такому ученику возможность проявлять преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что приводит к успехам в учёбе.

    Типы неуспевающих школьников

    I тип характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и положительным отношением к учёбе

    Характерные признаки : используют привычные шаблонные способы работы даже тогда, когда с их помощью новые задачи решены быть не могут. Темп работы класса им не под силу, поэтому выполняют всё наспех, небрежно. Неуспех в учении для них не является источником моральных переживаний.

    Основной недостаток – ярко выраженная мыслительная пассивность. Для достижения хороших результатов могут списать, подслушать, обмануть. Подчиняются требованиям классного коллектива и устанавливают с ним хорошие отношения.

    1. Развивать мыслительную деятельность.
    2. Проводить воспитательную работу.

    II тип характеризуется высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению

    Характерные признаки : самоорганизация в процессе работы, успех в учении зависит от того, нравится им предмет или нет. Избегают активной умственной работы на уроках и при подготовке домашних заданий по тем предметам, которые требуют от них больших умственных усилий и напряжения. Компенсируют свой неуспех в учении конфликтами с одноклассниками, протестами, демонстративными занятиями посторонними делами на уроке.

    1. Проводить воспитательную работу, имеющую целью изменение свойств их личности, сформировать новое отношение к школе, к учению.

    III тип характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и беспечным или отрицательным отношением к учению при частично или полной утрате позиции школьника

    Характерные признаки : испытывают существенные трудности при усвоении знаний, не владеют учебными приемами, беспечно относятся к учению, к результатам своей деятельности. В процессе познавательной деятельности не выходят за пределы прочно усвоенных обиходных понятий. Уступая в умственном развитии одноклассникам, тяготятся пребыванием в школе. Стремятся подчинить своему влиянию неустойчивую часть учащихся, пользоваться их услугами в не учебное и учебное время. Их школьные интересы связаны с уроками физкультуры, труда. Вне школы им интересно бродить по улице, играть в азартные игры, сидеть в подъезде и другое.

    1. Формирование познавательных потребностей.
    2. Преодоление отрицательных наклонностей (формировать правильное отношение к труду и к учебному труду в частности через общественно полезную деятельность в коллективе).

    Педагогическим коллективом школы выработан психолого-педагогический подход к слабоуспевающим школьникам:

    • обеспечение дозированной помощи взрослого при выполнении школьниками интеллектуальных заданий;
    • предлагать посильные задания для самостоятельного выполнения;
    • обязательно поощрять правильное выполнение заданий;
    • обеспечить индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении;
    • устранять пробелы в знаниях;
    • во время опроса не торопить с ответом, дать возможность его обдумать, ознакомиться с наглядными пособиями;
    • при объяснении нового материала учитывать характер познавательной деятельности учеников, темп их усвоения, более широко использовать наглядные средства обучения;
    • чаще обращаться к ним с вопросами, вовлекать в обсуждения.

    «Страшная это опасность – безделье за партой;

    безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.

    Это развращает».

    В.А. Сухомлинский

    Каждый из нас мечтает в жизни добиться каких-то высот, состояться как личность, в общем, стать успешным. Что же такое успешность? На мой взгляд, успешность - это совокупность элементов, таких как общественное признание, хорошая семья и др. Если попытаться построить логическую цепочку достижения успешности в жизни, в частности получения интересной и престижной работы, она может выглядеть так: - Что бы получить профессию необходимо поступить и успешно учиться в ВУЗе. - Для поступления нужны знания и умения их применять.

    А хорошие знания можно получить, если упорно и успешно учиться в школе. Казалось бы, нехитрая цепочка получается. Но следуют данной цепочке лишь некоторые. А что же остальные? Почему они учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое?

    Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

    Что же такое неуспеваемость?

    Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

    Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние

    К внешним причинам

      Социальные , т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.

    2. Несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях

    3. Влияние извне – улицы, семьи и т. д.

    К внешним причинам

      Главная внутренняя причина неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников , вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

      Низкое развитие интеллекта , что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

      К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения : у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

      И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся .

    К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

    Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

      пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;

      пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;

      недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

      ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

      трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости.

    Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:

      наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

      вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

      обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

      Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:

      тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);

      диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;

      диагностика индивидуальных способностей учащихся; тестирование самооценки своих способностей.

    Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый - перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй - повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество, которое как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. Поэтому, очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком.

    Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности

    Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание».

    Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.

    Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания, т.е. многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.

    Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с проблемами в их знаниях.

    Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения (отставание в умственном развитии от своих сверстников).

    Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многих из них школьная программа вполне доступна.

    К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием. Чего скрывать: приходится работать с такими детьми в обычном классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним.

    Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Так, если условно поделить всех отстающих на систематически и эпизодически неуспевающих, то окажется, что для каждого второго эпизодически неуспевающего ученика именно отсутствие необходимых навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек.

    В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей.

    Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика.

    Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение .

    Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь к данному предмету . Ученик может быть способный, ему легко учиться при желании он мог бы неплохо успевать, однако он равнодушен именно к этому предмету. Так появляется ещё один неуспевающий. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета.

    Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл . Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу и т.д. Одним словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.

    Большое количество пропусков по болезни.

    Для некоторых неуспевающих основная причина трудностей в учении - слабое здоровье .

    Такие ученики быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал. Из-за стола учителя все дети кажутся, как правило, здоровыми, если не обращать специального внимания на этот вопрос. Таких детей надо знать.

    Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников , их число колеблется в широких пределах в зависимости от возраста, достигая максимума в 8-9-х классах. Но, опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне урока, то они постепенно исправляются.

    К числу субъективных причин неуспеваемости относят и иногда встречающуюся личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождая неуспеваемость. Всякая неискренность только ухудшает взаимоотношения, искренность и понимание учителя, в конечном счете, породит искренность и взаимоотношение со стороны любого учащегося.

    Рассмотрим объективные причины неуспеваемости.

    Среди них самая распространённая - некачественная работа учителя-предметника из-за плохого знания предмета и методики его преподавания. Конечно же, основная масса учителей – это трудоголики. Но есть и другой учитель. При хорошо подготовленном учителе многие неуспевающие учащиеся вполне могли бы успевать, но их относят к разряду лентяев или неспособных.

    Следующей объективной причиной неуспеваемости считается отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но неуспевающие, например, по математике или физике.

    Таким ученикам бессмысленно постоянно ставить плохие оценки. Они и без запугивания или наказания двойкой много работают. Для таких учеников целесообразна строго индивидуальная поэтапная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям.

    Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья . К сожалению, пока ещё встречаются семьи, где нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха

    Неуспеваемость может быть связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями.

    Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получат за четверть “три”. Но “четыре” им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают.

    Требования к учителю, работающему с проблемными детьми

      создавай в классе благоприятный психологический климат

      не раздражайся, будь терпелив и настойчив

      требуя, учитывай реальные возможности ученика

      каждому ученику- индивидуальный подход; дозированный темп и объем работы

      учитывай зоны ближайшего развития, постепенно увеличивай и усложняй нагрузку

      учи посильным приемам регуляции поведения

      диагностика по всем вопросам изучения развития личности и ее продуктивность –залог успешного обучения

    Как итог – притча.

    Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

    Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

    Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

    Верно! – удивился человек.

    Так бери с собой мудрость: Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

    Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

    Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

    Прошли годы.

    Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

    Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

    Они опустились перед стариком и поклонились ему.

    Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

    Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

    Меня больше радуют твои перышки...


    Derbent - Сочинения по литературе

    © Copyright 2024, dgu-derbent.ru

    • Рубрики
    • Биология
    • География
    • Гоголь Н.В
    • Гончаров И.А
    • Горе от ума
    •  
    • Биология
    • География
    • Гоголь Н.В
    • Гончаров И.А
    • Горе от ума