Кислород физические и химические свойства кратко. Кислород физические свойства. Получение в лаборатории

  • Дата: 09.08.2023
  • Обозначение - O (Oxygen);
  • Латинское название - Oxigenium;
  • Период - II;
  • Группа - 16 (VIa);
  • Атомная масса - 15,9994;
  • Атомный номер - 8;
  • Радиус атома = 60 пм;
  • Ковалентный радиус = 73 пм;
  • Распределение электронов - 1s 2 2s 2 2p 4 ;
  • t плавления = -218,4°C;
  • t кипения = -182,96°C;
  • Электроотрицательность (по Полингу/по Алпреду и Рохову) = 3,44/3,50;
  • Степень окисления: +2; +1; 1 / 2 ; 0; - 1 / 3 ; - 1 / 2 ; -1; -2;
  • Плотность (н. у.) = 1,42897 г/см 3 ;
  • Молярный объем = 14,0 см 3 /моль.

Кислород ("рождающий кислоты") открыл в 1774 г. Дж. Пристли. Это самый распространенный химический элемент на Земле - массовая доля кислорода в земной коре составляет 47,2%. В атмосферном воздухе доля кислорода составляет 21%, что связано с деятельностью зеленых растений.

Кислород входит в состав многих, как неорганических, так и органических соединений. Кислород необходим для жизнедеятельности всех высокоорганизованных живых организмов: человека, зверей, птиц, рыб. Кислород составляет от 50 до 85% массы тканей животных и растений.

Известны три стабильных изотопа кислорода: 16 O, 17 O, 18 O.

В свободном состоянии кислород существует в двух аллотропных модификациях: O 2 - кислород; O 3 - озон.

Периодической таблице химических элементов Д. И. Менделеева , стоит под номером "8", относится к 16(VIa) группе (См. Атомы 16(VIa) группы).


Рис. Строение атома кислорода.

Атом кислорода содержит 8 электронов: 2 электрона находятся на внутренней s-орбитали и еще 6 на внешнем энергетическом уровне - 2 (спаренных) на s-подуровне и 4 (два спаренных и два неспаренных) на p-подуровне (см. Электронная структура атомов).

За счет двух неспаренных p-электронов внешнего уровня кислород образует две ковалентные связи, принимая два электрона и проявляя степень окисления -2 (H 2 O, CaO, H 2 SO 4).

В соединениях с кислородной связью О-О атом кислорода проявляет степень окисления -1 (H 2 O 2).

С более электроотрицательным фтором кислород отдает свои валентные электроны, проявляя степень окисления +2 (OF 2).

O 2

Двухатомная молекула кислорода образована двойной связью двух атомов кислорода. По этой причине молекулярный кислород при нормальных условиях является устойчивым соединением.

Энергия диссоциации молекулы кислорода примерно в 2 раза ниже, чем в молекуле азота (см. Кратность ковалентной связи), поэтому кислород по сравнению с азотом обладает более высокой реакционной способностью (но, гораздо меньшей по сравнению, например, с фтором).

Реакционная способность кислорода увеличивается по мере нагревания. Кислород реагирует со всеми элементами за исключением инертных газов. По причине своей высокой электроотрицательности (см. Что такое электроотрицательность) в химических соединениях (за исключением фтора) кислород выступает в роли окислителя со степенью -2 (только фтор окисляет кислород с образованием дифторида кислорода OF 2).

Свойства газа кислорода :

  • газ без цвета, запаха и вкуса;
  • в жидком или твердом виде кислород имеет голубую окраску;
  • умеренно растворим в воде: массовая доля кислорода при 20°C составляет 0,004%.

Химические свойства кислорода

Во всех реакциях кислород играет роль окислителя, соединяясь со всеми элементами (за исключением гелия, аргона и неона) непосредственным взаимодействием (кроме фтора, хлора, золота и платиновых металлов).

С металлами и неметаллами (простыми веществами) кислород образует оксиды:

2Cu + O 2 = 2CuO 4Li + O 2 = 2Li 2 O 2Ca + O 2 = 2CaO S + O 2 = SO 2 C + O 2 = CO 2

При окислении щелочных металлов натрия и калия образуются пероксиды:

2Na + O 2 = Na 2 O 2

Практически все реакции с участием кислорода являются экзотермическими, но есть и исключения:

N 2 +O 2 ↔ 2NO-Q

Многие вещества реагируют с кислородом с большим выделением тепла и света, такой процесс называется горением .

Реакции горения:

  • горение аммиака на воздухе с образованием воды и азота: 4NH 3 +3O 2 = 2N 2 +6H 2 O
  • каталитическое окисление аммиака: 4NH 3 +5O 2 = 2NO+6H 2 O
  • горение сероводорода в избытке кислорода: 2H 2 S+3O 2 = 2SO 2 +2H 2 O
  • при недостатке кислорода сероводород медленно окисляется до свободной серы: 2H 2 S+O 2 = 2S+2H 2 O
  • горение органических веществ в кислороде с образованием воды и углекислого газа: CH 4 +2O 2 → CO 2 +2H 2 O C 2 H 5 OH+3O 2 → 2CO 2 +3H 2 O
  • при сгорании азотсодержащих органических веществ кроме углекислого газа и воды выделяется свободный азот: 4CH 3 NH 5 +9O 2 → 4CO 2 +2N 2 +10H 2 O

Многие вещества (спирты, альдегиды, кислоты) получают реакцией контролируемого окисления органических веществ. Также многие природные процессы, например, дыхание или гниение, по своей сути являются окислительными реакциями органических веществ.

Еще более сильным окислителем, чем кислород, является озон, способный окислять йодид калия до свободного йона - эта реакция используется для качественного и количественного определения озона: O 3 +2KI+H 2 O = I 2 ↓+2KOH+O 2

Получение и применение кислорода

Кислород находит достаточно широкое применение в промышленности и медицине:

  • в металлургии кислород используется при выплавке стали (чугуна);
  • в химической промышленности кислород нужен для производства кислот (серной и азотной), метанола, ацетилена, альдегидов;
  • в космической промышленности кислород используется в качестве окислителя ракетного топлива;
  • в медицине кислород применяют в дыхательных аппаратах;
  • в природе кислород играет исключительно важную роль, - в процессе окисления углеводов, жиров и белков происходит высвобождение энергии, необходимой для живых организмов.

Способы получения кислорода:

  • промышленные способы:
    • сжижением воздуха с последующим разделением жидкой смеси газов на компоненты;
    • электролиз воды:
      2H 2 O = 2H 2 + O 2 .
  • лабораторные способы (разложение солей при нагревании):
    • перманганат калия:
      2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 ;
    • бертолетова соль:
      2KClO 3 = 2KCl + 3O 2 .
  • термическое разложение нитратов щелочных металлов:
    2NaNO 3 = 2NaNO 2 +O 2
  • каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор MnO 2):
    2H 2 O 2 = 2H 2 O+O 2 ;
  • взаимодействие пероксидов углекислого газа с пероксидами щелочных металлов:
    2CO 2 +2Na 2 O 2 = 2Na 2 CO 3 +O 2 .

Элементы, расположенные в главной подгруппе VI группы периодической системы элементов Д. И. Менделеева.

Распределение электронов по энергетическим уравнениям атомов элементов группы кислородаТаблица 13

Элемент

Заряд ядра

Энергетические уровни

Радиус атома Å

K

L

M

N

O

0,60

1,04

1,16

1,43

Рассмотрение атомных структур элементов главной подгруппы VI группы показывает, что все они имеют шестиэлектронную структуру внешнего слоя (табл. 13) и в связи с этим обладают сравнительно высокими значениями электроотрицательности. Наибольшей электроотрицательностью обладает , наименьшей - , что объясняется изменением величины атомного радиуса. Особое место кислорода в этой группе подчеркивается тем, что , и теллур могут непосредственно соединяться с кислородом, но не могут соединяться между собой.

Элементы группы кислорода также принадлежат к числу р -элементов, так как у них достраивается р -оболочка. Для всех элементов семейства, кроме самого кислорода, валентными являются 6 электронов внешнего слоя.
В окислительно-восстановительных реакциях элементы группы кислорода часто проявляют окислительные свойства. Наиболее сильно окислительные свойства выражены у кислорода.
Для всех элементов главной подгруппы VI группы характерна отрицательная степень окисления -2. Однако для серы, селена и теллура наряду с этим возможны и положительные степени окисления (максимальная +6).
Молекула кислорода, как всякого простого газа, двухатомна, построена по типу ковалентной связи, образованной посредством двух электронных пар. Следовательно, кислород двухвалентен при образовании простого .
Сера - твердое вещество. В состав молекулы входит 8 атомов серы (S8), но они соединены в своеобразное кольцо, в котором каждый атом серы соединен лишь с двумя соседними атомами ковалентной связью

Таким образом, каждый атом серы, имея с двумя соседними атомами по одной общей электронной паре, сам по себе является двухвалентным. Сходные молекулы образуют селен (Se8) и теллур (Te8).

1. Составьте рассказ о группе кислорода по следующему плану: а) положение в периодической системе; б) заряды ядер и. число нейтронов в ядре; в) электронные конфигурации; г) структура кристаллической решетки; д) возможные степени окисления кислорода и всех остальных элементов этой группы.
2. В чем сходство и различие атомных структур и электронных конфигураций атомов элементов главных подгрупп VI и VII групп?
3. Сколько валентных электронов имеется у элементов главной подгруппы VI группы?
4. Как должны себя вести элементы главной подгруппы VI группы в окислительно-восстановительных реакциях?
5. Какой из элементов главной подгруппы VI группы является наиболее электроотрицательным?

При рассмотрении элементов главной подгруппы VI группы мы впервые встречаемся с явлением аллотропии. Один и тот же элемент в свободном состоянии может образовывать два или несколько простых веществ. Такое явление называется аллотропией, а сами называются аллотропными видоизменениями.

Запишите эту формулировку в тетрадь.

Например, элемент кислород способен образовывать два простых - кислород и озон.
Формула простого кислорода O2, формула простого вещества озона O3. Построены их молекулы по разному:


Кислород и озон - аллотропные видоизменения элемента кислорода.
Сера также может образовывать несколько аллотропных видоизменений (модификаций). Известна ромбическая (октаэдрическая), пластическая и моноклиническая сера. Селен и теллур также образуют несколько аллотропных видоизменений. Следует заметить, что явление аллотропии характерно для многих элементов. Различия в свойствах разных аллотропных видоизменений мы рассмотрим при изучении элементов.

6. В чем отличие структуры молекулы кислорода от структуры молекулы озона?

7. Какого типа связь в молекулах кислорода и озона?

Кислород. Физические свойства, физиологическое действие, значение кислорода в природе

Кислород - наиболее легкий элемент главной подгруппы VI группы. Атомный вес кислорода 15,994. 31,988. Атом кислорода имеет самый малый радиус из элементов этой подгруппы (0,6 Å). Электронная конфигурация атома кислорода: ls 2 2s 2 2p 4 .

Распределение электронов по орбиталям второго слоя указывает на , что кислород имеет на р-орбиталях два непарных электрона, которые могут быть легко использованы на образование химической связи между атомами. Характерная степень окисления кислорода.
Кислород представляет собой газ, не имеющий цвета и запаха. Он тяжелее воздуха, при температуре -183° превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре -219° затвердевает.

Плотность кислорода равна 1,43 г/л. Кислород плохо растворим в воде: в 100 объемах воды при 0° растворяются 3 объема кислорода. Поэтому кислород можно держать в газометре (рис. 34) - приборе для хранения газов, нерастворимых и малорастворимых в воде. Чаще всего в газометре хранят кислород.
Газометр состоит из двух главных частей: сосуда 1, служащего для хранения газа, и большой воронки 2 с краном и с длинной трубкой, доходящей почти до дна сосуда 1 и служащей для подачи воды в прибор. Сосуд 1 имеет три тубуса: в тубус 3 с притертой внутренней поверхностью вставляют, воронку 2 с краном, в тубус 4 вставляют газоотводную трубку, снабженную краном; тубус 5 внизу служит для выпуска воды из прибора при его зарядке и разрядке. В заряженном газометре сосуд 1 заполнен кислородом. На дне сосуда находится , в которую опущен конец трубки воронки 2.

Рис. 34.
1 - сосуд для хранения газа; 2 - воронка для подачи воды; 3 - тубус с притертой поверхностью; 4 - тубус для выведения газа; 5 - тубус для выпуска воды при зарядке аппарата.

Если нужно получить из газометра кислород, сначала открывают кран воронки, и слегка сжимает кислород, находящийся в газометре. Затем открывают кран на газоотводной трубке, через который выходит кислород, вытесняемый водой.

В промышленности кислород хранят в стальных баллонах в сжатом состоянии (рис. 35, а), или в жидком виде в кислородных «танках» (рис. 36).

Рис. 35. Кислородный баллон

Выпишите из текста названия приборов, предназначенных для хранения кислорода.
Кислород является наиболее распространенным элементом. Он составляет почти 50% веса всей земной коры (рис. 37). Человеческий организм содержит 65% кислорода, входящего в состав различных органических веществ, из которых построены ткани и органы. В воде около 89% кислорода. В атмосфере на кислород приходится 23% по весу и 21% по объему. Кислород входит в состав самых разнообразных горных пород (например, известняка, мела, мрамора CaCO3, песка SiO2), руд различных металлов (магнитного железняка Fe3O4, бурого железняка 2Fe2O3 · nH2O, красного железняка Fe2O3, боксита Аl2O3 · nН2O и т. д.). Кислород входит в состав большинства органических веществ.

Физиологическое значение кислорода огромно. Это единственный газ, который живые организмы могут использовать для дыхания. Отсутствие кислорода вызывает остановку жизненных процессов и гибель организма. Без кислорода человек может прожить всего несколько минут. При дыхании поглощается кислород, который принимает участие в окислительно-восстановительных процессах, происходящих в организме, а выделяются продукты окисления органических веществ - , двуокись углерода и другие вещества. Как наземные, так и водные живые организмы дышат кислородом: наземные - свободным кислородом атмосферы, а водные - кислородом, растворенным в воде.
В природе происходит своеобразный круговорот кислорода. Кислород из атмосферы поглощается животными, растениями, человеком, расходуется на процессы горения топлива, гниение и прочие окислительные процессы. Двуокись углерода и вода, образующиеся в процессе окисления, потребляются зелеными растениями, в которых с помощью хлорофилла листьев и солнечной энергии осуществляется процесс фотосинтеза, т. е. синтеза органических веществ из двуокиси углерода и воды, сопровождающегося выделением кислорода.
Для обеспечения кислородом одного человека нужны кроны двух больших деревьев. Зеленые растения поддерживают постоянный состав атмосферы.

8. Каково значение кислорода в жизни живых организмов?
9. Как пополняется запас кислорода в атмосфере?

Химические свойства кислорода

Свободный кислород, вступая в реакции с простыми и сложными веществами, ведет себя обычно как .

Рис. 37.

Степень окисления, которую он приобретает при этом, всегда -2. В непосредственное взаимодействие с кислородом вступают многие элементы, за исключением благородных металлов, элементов с близкими к кислороду значениями электроотрицательности () и инертных элементов.
В результате соединения кислорода с простыми и сложными веществами образуются . Многие горят в кислороде, хотя на воздухе либо не горят, либо горят очень слабо. сгорает в кислороде ярко-желтым пламенем; при этом образуется перекись натрия (рис. 38):
2Na + O2 =Na2O2,
Сера горит в кислороде ярко-голубым пламенем с образованием сернистого ангидрида:
S + O2 = SO2
Древесный уголь на воздухе едва тлеет, а в кислороде сильно раскаляется и сгорает с образованием двуокиси углерода (рис. 39):
С + O2 = СO2

Рис. 36.

Горит в кислороде белым, ослепительно ярким пламенем, причем образуется твердая белая пятиокись фосфора:
4Р + 5O2 = 2Р2O5
горит в кислороде, разбрасывая искры и образуя железную окалину (рис. 40).
Горят в кислороде и органические вещества, например метан СН4, входящий состав природного газа: СH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O
Горение в чистом кислороде происходит гораздо интенсивнее, чем на воздухе, и позволяет получить Значительно более высокие температурь. Это явление используют для интенсификации ряда химических процессов и более эффективного сжигания топлива.
В процессе дыхания кислород, соединяясь с гемоглобином крови, образует оксигемоглобин, который, являясь весьма нестойким соединением, легко разлагается в тканях с образованием свободного кислорода, идущего на окисление. Гниение, также являются окислительными процессами, протекающими с участием кислорода.
Распознают чистый кислород, внося в сосуд, где предполагается его наличие, тлеющую лучинку. Она ярко вспыхивает - это и является качественной пробой на кислород.

10. Каким образом, имея в своем распоряжении лучинку, можно распознать находящиеся в разных сосудах кислород, двуокись углерода? 11. Какой объем кислорода пойдет на сжигание 2 кг каменного угля, содержащего в сечем составе 70% углерода, 5% водорода, 7% , кислорода, остальное- негорючие компоненты?

Рис. 38. Горение натрия Рис. 39. Горение угля Рис. 40. Горение железа в кислороде.

12. Хватит ли 10 л кислорода для сжигания 5 г фосфора?
13. 1 м3 газовой смеси, содержащей 40% окиси углерода, 20% азота, 30% водорода н 10% двуокиси углерода сожгли в кислороде. Какой объем кислорода был израсходован?
14. Можно ли сушить кислород, пропуская его через: а) серную кислоту, б) хлорид кальция, в) фосфорный ангидрид, г) металлический ?
15. Как освободить двуокись углерода от примеси кислорода и наоборот, как освободить кислород от примеси двуокиси углерода?
16. 20 л кислорода, содержащего примесь двуокиси углерода пропустили через 200 мл 0,1 н. раствора бария. В результате катион Ва 2+ был полностью осажден. Сколько двуокиси углерода (в процентах) содержал исходный кислород?

Получение кислорода

Получают кислород несколькими способами. В лаборатории кислород получают из Кислородсодержащих веществ, которые могут легко его отщеплять, например из перманганата калия КМnO4 (рис. 41) или из бертолетовой соли КСlO3:
2КМnО4 = K2MnO4 + МnО2 + O2

2КСlO3 = 2КСl + O2
При получении кислорода из бертолетовой соли для ускорения реакции должен присутствовать катализатор - двуокись марганца. Катализатор ускоряет разложение и делает его более равномерным. Без катализатора может

Рис. 41. Прибор для получения кислорода лабораторный способом из перманганата калия. 1 - перманганат калия; 2 - кислород; 3 - вата; 4 - цилиндр - сборник.

произойти взрыв, если бертолетова соль взята в большом количестве и особенно если она загрязнена органическими веществами.
Из перекиси водорода кислород получают также в присутствии катализатора - двуокиси марганца МnО2 по уравнению:
2Н2O2[МnО2] = 2Н2O + О2

■ 17. Зачем при разложении бертолетовой соли добавляют МnО2?
18. Образующийся при разложении КМnO4 кислород можно собирать над водой. Отразите это в схеме прибора.
19. Иногда при отсутствии в лаборатории двуокиси марганца вместо нее в бертолетову соль добавляют немного остатка после прокаливания перманганата калия. Почему возможна такая замена?
20. Какой объем кислорода выделится при разложении 5 молей бертолетовой соли?

Кислород может быть получен также разложением Нитратов при нагревании выше температуры плавления:
2KNO3 = 2KNO2 + О2
В промышленности кислород получают в основном из жидкого воздуха. Переведенный в жидкое состояние воздух подвергают испарению. Сначала улетучивается (его температура кипения - 195,8°), а кислород остается (его температура кипения -183°). Этим способом кислород получается почти в чистом виде.
Иногда при наличии дешевой электроэнергии кислород получают электролизом воды:
Н2O ⇄ Н + + OН —
Н + + е — → Н 0
на катоде
2ОН — — е — → H2O + О; 2О = О2
на аноде

■ 21. Перечислите известные вам лабораторные и промышленные способы получения кислорода. Запищите их в тетрадь, сопровождая каждый способ уравнением реакции.
22. Являются ли реакции, используемые для получения кислорода, окислительно-восстановительными? Дайте обоснованный ответ.
23. Взято по 10 г следующих веществ; перманганата калия, бертолетовой соли, нитрата калия. В каком случае удастся получить наибольший объем кислорода?
24. В кислороде, полученном при нагревании 20 г перманганата калия, сожгли 1 г угля. Какой процент перманганата подвергся разложению?

Кислород - самый распространенный элемент в природе. Он широко применяется в медицине, химии, промышленности и т. д. (рис. 42).

Рис. 42. Применение кислорода.

Летчики на больших высотах, люди, работающие в атмосфере вредных газов, занятые на подземных и подводных работах, пользуются кислородными приборами (рис. 43).

В тех случаях, когда затруднено вследствие того или иного заболевания, человеку дают дышать чистым кислородом из кислородной подушки или помещают его в кислородную палатку.
В настоящее время для интенсификации металлургических процессов широко применяют воздух, обогащенный кислородом, или чистый кислород. Кислородно-водородная и кислородно-ацетиленовая горелки применяются для сварки и резки металлов. Пропитывая жидким кислородом горючие вещества: древесные опилки, угольный порошок и пр., получают взрывчатые смеси, называемые оксиликвитами.

■ 25. Начертите таблицу в тетради и заполните её.

Озон О3

Как уже говорилось, элемент кислород может образовывать еще одно аллотропное видоизменение - озон О3. Озон кипит при -111°, а затвердевает при -250°. В газообразном состоянии он голубого цвета, в жидком - синего. озона в воде гораздо выше, чем кислорода: в 100 объемах воды растворяется 45 объемов озона.

Озон отличается от кислорода тем, что его молекула состоит из трех, а не двух атомов. В связи с этим молекула кислорода намного более стойкая, чем молекула озона. Озон легко распадается по уравнению:
О3 = О2 + [O]

Выделение атомарного кислорода при распаде озона делает его гораздо более сильным окислителем, чем кислород. Озон имеет запах-свежести («озон» в переводе значит «пахучий»). В природе он образуется под действием тихого электрического разряда и в сосновых лесах. Больным с заболеванием легких рекомендуется больше бывать в сосновых лесах. Однако продолжительное пребывание в атмосфере, сильно обогащенной озоном, может оказать отравляющее действие на организм. Отравление сопровождается головокружением, тошнотой, кровотечением из носа. При хрони-ческих отравлениях могут возникнуть сердечные заболевания.
В лаборатории озон получают из кислорода в озонаторах (рис. 44). В стеклянную трубку 1, обмотанную сна- ружи проволокой 2, пропускают кислород. Внутри трубки проходит проволока 3. Обе эти проволоки: соединены с полюсами источника тока, создающего на указанных электродах высокое напряжение. Между электродами происходит тихий электрический разряд, благодаря чему из кислорода образуется озон.

Рис 44; Озонатор. 1 - стеклянный баллон; 2 - наружная обмотка; 3 -проволока внутри трубки; 4 - раствор йодида калия с крахмалом

3О2 = 2О3
Озон является очень сильным окислителем. Он значительно энергичнее, чем кислород, вступает в реакции и вообще намного активнее кислорода. Например, в отличие от кислорода он может вытеснить из йодистого водорода или йодистых солей:
2KI + О3 + Н2О = 2КОН + I2 + O2

Озона в атмосфере очень мало (около одной миллионной доли процента), но он играет существенную, роль в поглощении ультрафиолетовых солнечных лучей, по-этому они попадают на землю в меньшем количестве и не оказывают губительного действия на живые организмы.
Применяется озон в небольшом количестве главным образом для кондиционирования воздуха, а также в химии.

■ 26. Что такое аллотропные видоизменения?
27. Почему йодкрахмальная бумага синеет под действием озона? Дайте обоснованный ответ.
28. Почему молекула кислорода значительно устойчивее молекулы озона? Обоснуйте свой ответ с точки зрения внутримолекулярной структуры.
29. Как объяснить, почему озон проявляет более сильное окислительное действие, чем кислород?

Статья на тему Кислород физические свойства

Почему Кислород окислитель В общей характеристике этой подгруппы отмечается, что все атомы её элементов во внешнем слое имеют по шесть электронов,...

КИСЛОРОД анализ О, Качественная реакция на Кислород Индигокармин Индиго-5,5′-дисульфокйслоты динатриевая соль C16H8O8N2Na2S2, ММ 466,36 Синие кристаллы (порошок); малорастворим в воде. Легко...

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ И ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ 2. Сходство в том, что те и другие принадлежат к числу р-элементов и...

Урок 1.

Тема. Оксиген Кислород, состав его молекулы, физические свойства.

Получение кислорода в лаборатории Реакция разложения.

Понятие о катализаторе.

Задачи урока: в ходе урока закрепить знания учащихся о химическом

элементе и простом веществе на примере Оксигена и

кислорода;

рассмотреть способы получения кислорода в лаборатории и

промышленности;

познакомить учащихся с историей открытия кислорода и

распространением элемента Оксигена в природе;

обобщить знания учащихся о воздухе и его составе;

сформировать представление о реакции разложения,

катализаторе.

продолжать формировать умение работать с дополнительной

литературой, обобщать, выделять главное.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Что изучает химия?

Дайте определение вещества.

Что мы называем простым веществом? Приведите примеры.

На какие две группы делятся простые вещества?

Приведите примеры металлов и неметаллов.

По каким признакам металлы отличаются от неметаллов?

Что такое «химический элемент»?

В чем заключается разница между «химическим элементом» и «простым веществом»?

3. Изучение нового материала.

С этого урока мы начинаем знакомиться с веществами, которые играют важную роль в жизни человека - одним из таких веществ является кислород.

Что вы уже знаете о кислороде?

А что еще можете и хотите узнать?

По мнению людей религиозных, вездесущим, всемогущим и в то же время невидимым может быть только бог. В действительности же все эти три эпитета вполне можно к химическому элементу с порядковым номером 8 – Оксигену, который образует простое вещество Кислород.

Подумайте, и заполните таблицы - характеристики химического элемента и простого вещества.

Химический знак Простое вещество

Название элемента Оксиген Формула соединения O 2

Символ O Mr 32

Ar 16 Физические свойства

Валентность 11 Химические свойства

Получение

Нахождение в природе

Применение

Где, по вашему мнению, встречается элемент Оксиген?

47% от массы защитной коры

(SiO 2, Fe 2 O 3, Al 2 O 3 и т . п .)

65% массы тела

О 2

человека

80% гидросферы (H 2 O )

Химический элемент Оксиген вполне заслуживает такие поэтические строчки.

Я скрізь навколо тебе є,

Бо Оксиген – ім"я моє.

Я і в деревах, у траві

У твоїх жилах, у крові.

Что мы знаем о физических свойствах простого вещества кислорода?

При обычных условиях это газ, который не имеет цвета, вкуса и запаха. Он тяжелее воздуха и его собирают способом вытеснения воздуха. Он малорастворим в воде, но этого достаточно чтобы в воде жили живые существа (рыбы, насекомые и т.д). Его можно также собирать и способом вытеснения воды. Для человека наиболее важны такие свойства кислорода как способность поддерживать дыхание и горение.

    Как же можно получить кислород?

В лаборатори кислород получают при нагревании кислородсодержащих

веществ, таких как перманганат калия, перекись водорода, хлорат калия. Они разлагаются с выделение кислорода. Обратите внимание на следующие уравнения

o

t

2КМ n О 4 К 2 М n О 4 n О 2 + О 2

o

t,MnO 2

2H 2 O 2 → 2H 2 O + O 2

o

t

2KCLO 3 → 2KCL + 3O 2

Что общего в этих уравнениях?

    Да вы правы. И такие реакции называются реакциями разложения . Это реакции, в результате которых из одного сложного вещества получают несколько простых или сложных.

    Обратите внимание, что в реакции разложения перекиси водорода в

условия протекания реакций помимо температуры, стоит и формула манган (IV ) оксида. Это вещество называется катализатором .

    Найдите в §17 на стр. 137 определение, что называется катализатором. Запишите это определение в тетрадь.

В промышленности для получения кислорода используют те вещества, которые широко распространены в природе.

Это вода и воздух.

Через воду пропускают постоянный ток, и она разлагается с выделением кислорода.

пост. ток

2 H 2 O → 2 H 2 + O 2

- К какому типу относится эта реакция?

Чтобы выделить кислород из воздуха, воздух охлаждают до t º = -196ºС. Затем температуру повышают в растворе остается жидкий кислород. Его хранят в специальных сосудах – кислородных танках и используют для нужд промышленности.

Химические свойства кислорода мы с вами рассмотрим на следующих уроках.

4. Общение знаний учащихся.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Дайте характеристику химическому элементу Оксигену.

- Опишите физические свойства кислорода.

- Расскажите, как получают кислород в лаборатории и промышленности.

- Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и найдите реакции разложения.

Fe + HCL → FeCL 2 + H 2 CaCO 3 → CaO + CO 2

N 2 O 5 → No 2 + O 2 KBr + Cl 2 → Kcl + Br 2

Pb + O 2 → PbO KNO 3 → KNO 2 + O 2

5. Итоги урока.

Выставление оценок.

Задание творческой группе подготовит сообщение об истории открытия кислорода.

6. Домашнее задание.

2) Составить схему – конспект

«Характеристика элемента Оксигена»

«Получение кислорода лаборатории и промышленности»

«Физические свойства кислорода»

3) попробуйте составить сенкан, описывающий свойства кислорода или его применение (см. с.12).

Урок 2.

ТЕМА. Химические свойства кислорода: взаимодействие с углем, серой, фосфором. Реакция соединения. Понятие об оксидах, окислении, горении.

Задачи урока: в ходе урока продолжить формировать представление о

различии понятий «химический элемент» и «простое

вещество»;

рассмотреть химические свойства простого вещества

кислорода;

продолжить формировать умение составлять уравнения

химических реакций;

познакомить с понятиями: реакция горения, оксиды, окисление, горение;

продолжить формировать умение выделять главное, обобщать.

Ход урока.

    Орг. момент.

    Проверка выполнения домашнего задания.

а) выполнение упр. 9 (с.141).

б) рассмотреть составленные схемы – конспекты.

в) заслушивание стихотворений.

г) сообщение творческой группы.

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Какие простые вещества образует химический элемент Оксиген?

- Какими методами можно собрать кислорода? Почему?

- Как доказать, что в стакане находится кислород?

- Перечислите физические свойства кислорода.

- Какие из них играют важную роль в жизни человека? Почему?

Какие свойства вещества называются химическими?

4.Изучение нового материала.

Кислород – одно из самых активных веществ он реагирует с простыми веществами: металлами и неметаллами, со сложными веществами. Большинство реакций протекает при нагревании.

Рассмотрим некоторые из этих реакций.

- Демонстрация горения серы, углерода, спирта в кислороде.

Давайте запишем уравнения этих превращений.

S + O 2 → SO 2

IV II

C + O 2 → CO 2

- Найдите в §19 описание опыта сжигания красного фосфора.

- Записываем уравнение реакции горения фосфора.

IV II

4 P + 5 O 2 → 2 P 2 O 5

Что общего в уравнения записанных реакций.

- Реакции, когда из нескольких соединений получается только одно сложное вещество, называются реакциями соединения.

- Реакции, в которых участвует кислород, называются реакциями окисления. Если процесс окисления сопровождается выделением света и тепла, то он называется горением.

Давайте рассмотрим соединения, которые образовались при горении серы, углерода, фосфора.

- Что общего в данных соединениях?

- Какие отличия вы видите в записанных формулах:

Эти соединения называются оксидами. Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

Все новое, что мы узнали на этом уроке можно записать в виде короткой схемы.

Me окисление

O 2 + не Me Э 2 О x

сл. в-ва горение оксиды.

5. Закрепление знаний учащихся.

- Что нового мы узнали на уроке?

Что вам понравилось на уроке?

Что не понравилось?

Кто из учащихся, по вашему мнению, был наиболее активным?

- Из перечня веществ выпишите формулы оксидов

HNO 3 , K 2 O, NaCl, HJ, CaO, H 2 So 4 , So 2 , CuSo 4 , O 2 .

- Расставьте коэффициенты в уравнениях следующих реакций.

Fe + O 2 → Fe 3 O 4 Ca + O 2 → CaO

SO 2 + O 2 → SO 3 Li + O 2 → Li 2 O

H 2 + O 2 → H 2 O PH 3 + O 2

KMnO 4 O 2

BaO

Кислород

КИСЛОРО́Д -а; м. Химический элемент (O), газ без цвета и запаха, входящий в состав воздуха, необходимый для дыхания и горения и образующий в соединении с водородом воду.

Перекрыть кислоро́д кому-л. Создать невыносимые условия жизни, работы.

Кислоро́дный, -ая, -ое. К-ая среда. К-ые соединения. К-ая резка (газовая резка). К-ая сварка (газовая сварка). К-ое голодание; к-ая недостаточность (мед.; понижение содержания кислорода в тканях организма; гипоксия).

Кислоро́дная подушка (см. Поду́шка).

кислоро́д

(лат. Oxygenium), химический элемент VI группы периодической системы. В свободном виде встречается в виде двух модификаций - О 2 («обычный» кислород) и О 3 (озон). О 2 - газ без цвета и запаха, плотность 1,42897 г/л, t пл –218,6ºC, t кип –182,96ºC. Химически самый активный (после фтора) неметалл. С большинством других элементов (водородом, галогенами, серой, многими металлами и т. д.) взаимодействует непосредственно (окисление) и, как правило, с выделением энергии. При повышении температуры скорость окисления возрастает и может начаться горение. Животные и растения получают необходимую для жизни энергию за счёт биологического окисления различных веществ кислородом, поступающим в организмы при дыхании. Самый распространённый на Земле элемент; в виде соединений составляет около 1 / 2 массы земной коры; входит в состав воды (88,8% по массе) и многих тканей живых организмов (около 70% по массе). Свободный кислород атмосферы (20,95% по объёму) образовался и сохраняется благодаря фотосинтезу. Кислород (или обогащённый им воздух) применяется в металлургии, химической промышленности, в медицине, кислородно-дыхательных аппаратах. Жидкий кислород - компонент ракетного топлива.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "кислород" в других словарях:

    - (Охуgenum). Бесцветный газ без запаха и вкуса. Мало растворим в воде (приблизительно 1:43). Ингаляциями кислорода широко пользуются при различных заболеваниях, сопровождающихся гипоксией: при заболеваниях органов дыхания (пневмония, отек легких … Словарь медицинских препаратов

Одним из важнейших элементов на нашей планете является кислород. Химические свойства этого вещества позволяют ему участвовать в биологических процессах, а повышенная активность делает кислород значимым участником всех известных химических реакций. В свободном состоянии это вещество имеется в атмосфере. В связанном состоянии кислород входит в состав минералов, горных пород, сложных веществ, из которых состоят различные живые организмы. Общее количество кислорода на Земле оценивается в 47% общей массы нашей планеты.

Обозначение кислорода

В периодической системе кислород занимает восьмую ячейку этой таблицы. Его международное название oxigenium. В химических записях он обозначается латинской литерой «О». В естественной среде атомарный кислород не встречается, его частички соединяются, образуя парные молекулы газа, молекулярная масса которого равна 32 г/моль.

Воздух и кислород

Воздух представляет смесь нескольких распространенных на Земле газов. Больше всего в воздушной массе азота - 78,2% по объему и 75,5 % по массе. Кислород занимает лишь второе место по объему - 20,9%, а по массе - 23,2%. Третье место закреплено за благородными газами. Остальные примеси - углекислый газ, водяной пар, пыль и прочее - занимают лишь доли процента в общей воздушной массе.

Вся масса естественного кислорода является смесью трех изотопов - 16 О, 17 О, 18 О. Процентное содержание этих изотопов в общей массе кислорода равно 99,76%, 0,04% и 0,2% соответственно.

Физические и химические свойства кислорода

Один литр воздуха при нормальных условиях весит 1,293 г. При понижении температуры до -140⁰С воздух становится бесцветной прозрачной жидкостью. Несмотря на низкую температуру кипения воздух можно сохранять в жидком состоянии даже при комнатной температуре. Для этого жидкость нужно поместить в так называемый сосуд Дьюара. Погружение в жидкий кислород коренным образом меняет обычные свойства предметов.

Этиловый спирт и многие газы становятся твердыми предметами, ртуть приобретает твердость и ковкость, а резиновый мячик теряет свою упругость и рассыпается при малейшем ударе.

Кислород растворяется в воде, хотя и в небольших количествах - морская вода содержит 3-5% кислорода. Но даже такое небольшое количество этого газа положило начало существованию рыб, моллюсков и различных морских организмов, которые получают кислород из воды для поддержания процессов собственного жизнеобеспечения.

Строение атома кислорода

Описанные свойства кислорода в первую очередь объясняются внутренним строением этого элемента.

Кислород относится к главной подгруппе шестой группы элементов периодической системы. Во внешнем электронном облаке элемента находятся шесть электронов, четыре из которых занимают p-орбитали, а оставшиеся два располагаются на s-орбиталях. Такое внутреннее строение обуславливает большие энергетические затраты, направленные на разрывание электронных связей - атому кислорода проще заимствовать два недостающих электрона на внешнюю орбиталь, чем отдать свои шесть. Поэтому ковалентность кислорода в большинстве случаев равна двум. Благодаря двум свободным электронам кислород легко образует двухатомные молекулы, которые характеризуются высокой прочностью связи. Лишь при прилагаемой энергии свыше 498 Дж/моль молекулы распадаются, и образуется атомарный кислород. Химические свойства этого элемента позволяют ему вступать в реакции со всеми известными веществами, исключая гелий, неон и аргон. Скорость взаимодействия зависит от температуры реакции и от природы вещества.

Химические свойства кислорода

С различными веществами кислород вступает в реакции образования оксидов, причем эти реакции характерны и для металлов, и для неметаллов. Соединения кислорода с металлами называют основными оксидами - классическим примером служит оксид магния и оксид кальция. Взаимодействие оксидов металлов с водой приводит к образованию гидроксидов, подтверждающих активные химические свойства кислорода. С неметаллами это вещество образует кислотные оксиды - например, триоксид серы SO 3. При взаимодействии этого элемента с водой получается серная кислота.

Химическая активность

С подавляющим большинством элементов кислород взаимодействует непосредственно. Исключение составляют золото, галогены и платина. Взаимодействие кислорода с некоторыми веществами значительно ускоряется при наличии катализаторов. Например, смесь водорода и кислорода в присутствии платины вступает в реакцию даже при комнатной температуре. С оглушительным взрывом смесь превращается в обычную воду, важной составной частью которой является кислород. Химические свойства и высокая активность элемента объясняют выделение большого количества света и теплоты, поэтому химические реакции с кислородом часто называются горением.

Горение в чистом кислороде происходит гораздо интенсивнее, чем в воздухе, хотя количество теплоты, выделяемой при реакции, будет приблизительно одинаковым, но процесс из-за отсутствия азота протекает гораздо быстрее, а температура горения становится выше.

Получение кислорода

В 1774 году английский ученый Д. Пристли выделил неизвестный газ из реакции разложения оксида ртути. Но ученый не связал выделенный газ с уже известным веществом, входящим в состав воздуха. Лишь несколько лет спустя великий Лавуазье изучил физико-химические свойства кислорода, полученного в данной реакции, и доказал его идентичность с газом, входящим в состав воздуха. В современном мире кислород получают из воздуха. В лабораториях использую промышленный кислород, который поставляется баллонами под давлением около 15 Мпа. Чистый кислород можно получить и в лабораторных условиях, стандартным способом его получения является термическое разложение перманганата калия, которое протекает по формуле:

Получение озона

Если через кислород или воздух пропустить электричество, то в атмосфере появится характерный запах, предвещающий появление нового вещества - озона. Озон можно получить и из химически чистого кислорода. Образование этого вещества можно выразить формулой:

Данная реакция самостоятельно протекать не может - для ее успешного завершения необходима внешняя энергия. Зато обратное превращение озона в кислород происходит самопроизвольно. Химические свойства кислорода и озона разнятся во многом. Озон отличается от кислорода плотностью, температурой плавления и кипения. При нормальных условиях этот газ имеет голубой цвет и обладает характерным запахом. Озон обладает большей электропроводностью и лучше растворяется в воде, чем кислород. Химические свойства озона объясняются процессом его распада - при разложении молекулы этого вещества образуется двухатомная молекула кислорода плюс один свободный атом этого элемента, который агрессивно реагирует с другими веществами. Например, известна реакция взаимодействия озона и кислорода: 6Ag+O 3 =3Ag 2 O

А вот обычный кислород не соединяется с серебром даже при высокой температуре.

В природе активный распад озона чреват образованием так называемых озоновых дыр, которые подвергают угрозе жизненные процессы на нашей планете.