Общественное движение во время правления Александра II. Общественное движение при александре ii - презентация Общественная жизнь при александре 2

  • Дата: 14.08.2022

Общественные движения

Больше всего сторонников было в рядах либералов., которые, несмотря на разнообразие оттенков, в основном выступали за мирный переход к конституционным формам правления, за политические и гражданские свободы, за просвещение народа.

В 60-х годах на волне отрицания старых порядков в студенческой среде возникла идеология нигилизма. В то же время под влиянием социалистических идей возникали артели, коммуны, мастерские, надеявшиеся на то, что коллективный труд сплотит людей и подготовит их к социалистическим преобразованиям.

Активизировали свою деятельность и революционеры. Летом и осенью 1861 года они, вдохновленные усиливающимися восстаниями крестьян, распространяли прокламации и листовки с призывами к молодежи, «образованному обществу», крестьянам, солдатам готовиться к борьбе. В 1861 году возникла строго законспирированная организация «Земля и воля». Затем она распалась, но через 15 лет снова появилась организация под таким же названием.

Существовали и другие подпольные группы и кружки, которые были готовы идти на террор ради свержения самодержавия. В 1866 году член одной из таких организаций студент Д. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II.

Весной 1874 года появилась идея идти в народ, чтобы просвещать его и готовить крестьянские восстания. «Хождение в народ» продолжалось в течение нескольких лет.

КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (04.11.1818-03.05.1885 гг.) – русский ученый и либеральный общественный деятель.

К. Д. Кавелин родился в Санкт-Петербурге в семье, принадлежавшей к среднему слою русского дворянства. Он получил домашнее образование. В 1842 г. Кавелин окончил юридический факультет Московского университета и поступил на службу в Министерство юстиции. Защитив магистерскую диссертацию «Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства», он получил место при кафедре истории русского законодательства Московского университета. В 1844 г. К. Д. Кавелин вошел в кружок московских западников. Большое идейное влияние в этот период времени на него оказал В. Г. Белинский.

Во 2-й пол. 40-х гг. К. Д. Кавелин вместе с С. М. Соловьевым заложили основы «государственной школы» в русской исторической науке. По их мнению главную роль в истории России играло государство. В 1848 г. Константин Дмитриевич покинул Московский университет и переехал в Петербург. Сначала он служил в Министерстве внутренних дел, а позднее – в канцелярии Комитета министров.

После восшествия на престол нового императора Александра II в столице стали говорить о скорой отмене крепостного права. В 1856 г. К. Д. Кавелин представил на высочайшее рассмотрение проект крестьянской реформы – «Записку об освобождении крестьян в России». Для своего времени это был один из самых либеральных проектов крестьянской реформы.

На следующий год К. Д. Кавелина, имя которого было хорошо известно, а научная репутация безупречна, пригласили преподавать русскую историю и гражданское право наследнику престола, цесаревичу Николаю Александровичу. Константин Дмитриевич принял это предложение. Одновременно он приступил к чтению лекций в Петербургском университете. Его «Записка об освобождении крестьян в России» появилась на страницах журнала «Современник» и вызвала недовольство в правящих кругах. Кавелин перестал давать уроки наследнику престола. Вскоре Кавелин покинул университет. Он и еще несколько профессоров, возмущенные поведением администрации во время студенческих волнений, подали в отставку.

В кон. 50 – нач. 60-х гг. К. Д. Кавелин стал видным деятелем русского либерального движения. Он нашел общий язык с представителями либеральной бюрократии, поддерживал начинания правительства. Кавелин был последовательным сторонником компромисса в общественной жизни. Он считал, что для процветания России необходимо сохранить самодержавие. Он соглашался со славянофилами в том, что необходимо «воспитывать общество». Об этом он писал в брошюре «Дворянство и освобождение крестьян» (1862 г.). Начиная со 2-й пол. 60-х гг. К. Д. Кавелин все больше сближался со славянофилами.

В последние годы жизни К. Д. Кавелин много занимается научной деятельностью. Он написал работы «Задачи психологии», «О задачах искусства», «Задачи этики», в которых ключевой проблемой поставил проблему личности. Однако эти работы не имели значительного общественного отклика.

Похороны Кавелина вылились в демонстрацию признательности русского общества одному из столпов русского либерального движения. Его похоронили на петербургском Волковом кладбище, рядом с могилой И. С. Тургенева, друга его юности. И. В.

«ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» – литературные и общественно-политические сборники Вольной русской типографии, которые издавались А. И. Герценом и Н. П. Огаревым в Лондоне в 1855–1862 гг. и в Женеве 1868 г.

Свое название альманах получил в честь одноименного издания декабристов, которое выходило в 1823–1825 гг. Первый номер журнала вышел 25 июля 1855 г., в годовщину казни пяти декабристов: П. Пестеля, К. Рылеева, М. Бестужева-Рюмина, С. Муравьева-Апостола и П. Каховского. На его обложке были изображены их профили. Эпиграфом к журналу стали слова А. С. Пушкина «Да здравствует разум!». Всего вышло восемь номеров альманаха: №№ 1–7 в Лондоне, № 8 – в Женеве.

Издание «Полярной звезды» означало рождение вольной печати, не подконтрольной российским властям и цензуре. На страницах «Полярной звезды» печатались произведения Пушкина, Рылеева, Некрасова, публицистические статьи Огарева и Герцена. В сборниках впервые были опубликованы воспоминания декабристов И. И. Пущина, М. С. Лунина, Н. А. и М. А. Бестужевых. В Лондон тайно присылали свои корреспонденции амнистированные декабристы И. Д. Якушкин, М. А. Бестужев и др. «Полярная звезда» публиковала статьи по самым разным вопросам: от народной жизни до вопросов государственной политики, с ее страниц звучали требования освобождения крестьян с землей, отмены цензуры.

Альманах расходился по всей России большими тиражами, хотя за его распространение люди подвергались преследованию. В образованных кругах России журнал «Полярная звезда» пользовался большим авторитетом. Д. Ч.

«КОЛОКОЛ» – первая русская революционная газета, которую издавали А. И. Герцен и Н. П. Огарев в Вольной типографии в Лондоне.

Инициатива в издании новой нелегальной газеты принадлежала Н. Огареву. В нач. 1856 г. Огарев, лучше посвященный в дела на Роди не, предложил Герцену наладить газету, которая бы оперативно откликалась на все важнейшие события в России. Герцен в то время издавал альманах «Полярная звезда», который выходил нерегулярно, с большими перерывами.

Через год Герцен выпустил специальный листок, в нем читатели извещались о скором выходе нового издания.

Первый номер газеты «Колокол» увидел свет 22 июня 1857 г. Он представлял из себя небольшое издание на восьми страницах. Его девизом стали слова «Vivos voco» – «Зову живых», взятые из стихотворения Ф. Шиллера.

Постепенно вокруг издания объединились добровольные распространители. В их числе были Л. И. Мечников, Н. И. Жуковский, М. А. Бакунин. В Москве, Воронеже и других городах молодежь пыталась наладить его переиздание или переписывала от руки. С самого начала своего существования «Колокол» имел в России неслыханный успех и колоссальное влияние. Это было связано и с общественным подъемом в России после Крымской войны, и с яркой антикрепостнической позицией газеты. Одной из причин популярности газеты стала и одаренность Герцена как журналиста. Ему принадлежали большинство статей, напечатанных в «Колоколе».

«Колокол» выходил в течение 10 лет, с 1857 по 1867 гг. Он печатался сначала в Лондоне, затем в Женеве, сначала один, потом два раза в месяц. Всего вышло 245 номеров. Д. Ч.

НАРОДНИЧЕСТВО – идеология и движение разночинной интеллигенции, соединявшие радикальную программу с идеями утопического социализма.

Народничество было разновидностью крестьянской, общинной социалистической утопии. Его родоначальниками считаются А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Они призывали к служению народу, к борьбе за освобождение крестьянства. По их мнению, в России можно было создать социалистическое общество. Его ростки они видели в крестьянской общине. И Герцен, и Чернышевский считали, что освободить русский народ можно только революционным путем.

В 1870-е гг. наметились три главных направления в народничестве. Первое представляли М. А. Бакунин и бакунисты, бунтари, сторонники анархизма. Считая русского крестьянина «прирожденным» социалистом, Бакунин призывал молодежь немедленно готовить народное восстание против трех главных врагов: частной собственности, государства и церкви. Под его воздействием в народничестве сложилось бунтарское направление. Они верили, что успеху «бунта» помогут общинные отношения в деревне.

Последователи П. Л. Лаврова составляли второе течение. Они видели в крестьянстве главную революционную силу, но считали, что народ еще не готов к восстанию и необходимо показать ему возможность борьбы с существующим строем. Последователи Лаврова считали, что необходимо «разбудить народ».

Теоретиком третьего течения был П. Н. Ткачев. Он считал, что революция должна начаться с государственного переворота силами интеллигентного революционного меньшинства, которое после захвата власти вовлечет массы в переустройство общества. Сторонников Ткачева было намного меньше, чем Бакунина и Лаврова.

Все народники воспринимали развитие капитализма в России как упадок, регресс. Они считали, что Россия самобытна, что общинное земледелие не даст развиться капитализму, но станет основой социалистического общества.

Революционные народники считали, что к социализму можно прийти через крестьянскую революцию.

Наивысшей точки деятельность народников достигла в 1870-е гг. Тогда началось массовое «хождение в народ». В борьбу с самодержавием вступили революционные организации «Земля и воля» и «Народная воля».

Члены Ишутинского кружка (1863–1866 гг.) сочетали пропагандистскую работу с элементами заговора. Здесь родился замысел покушения на Александра II. Его осуществил Д. В. Каракозов. В 1869 г. С. Г. Нечаев пытался создать тайную заговорщицкую организацию «Народная расправа», построенную на принципах неограниченного централизма, слепого подчинения рядовых членов неизвестным руководителям. В противовес Нечаеву возникло общество «чайковцев», в котором одним из главных вопросов стала революционная этика. В него вошли М. А. Натансон, С. М. Кравчинский, С. Л. Перовская, П. А. Кропоткин и др. Они быстро отошли от просветительской деятельности и начали готовить «хождения в народ», в деревню.

Весной и летом 1874 г. начались массовые «хождения в народ». Однако, крестьяне с опаской слушали бунтарские речи народников и не поддерживали их. К кон. 1875 г. участники движения были арестованы, а потом осуждены по «процессу 193-х».

В 1877 г. в Петербурге возникла новая народническая организация, которая с 1878 г. называлась «Земля и воля». В нее вошли М. А. и О. А. Натансоны, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов и др. Они считали необходимой политическую борьбу с самодержавием. Постепенно террор стал одним из основных средств революционной борьбы.

В июле 1879 г. «Земля и воля» распалась на две самостоятельные организации – «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов и др.), объединившую сторонников террора, и «Черный передел» (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод и др.), где начали изучать и пропагандировать марксизм. В 1881 г. народовольцы совершили покушение на Александра II и император погиб. Вскоре организация была разгромлена полицией.

Во 2-й пол. 1880 – нач. 1890-х гг. народничество переживало кризис, вызванный разгромом «Народной воли». Возросло влияние либеральных народников, которые объединились вокруг журнала «Русское богатство» и Н. К. Михайловского. Революционные народники (группа народовольцев в Петербурге, другие местные кружки и организации) начали сотрудничать с ленинским «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса», другие образовали партию социалистов-революционеров – эсеров. Возрождение революционного народничества в кон. 1890 – нач. 1900-х гг. (т. н. неонародничество) связано с деятельностью партии эсеров. С 1879 по 1883 гг. в России прошли более 70 процессов над народниками, по которым привлекалось более 2 тыс. человек. Н. П.

«ХОЖДЕНИЕ В НАРОД» – массовое движение разночинной молодежи в сер. 1870-х гг. Интеллигенты-разночинцы пытались внедриться в народную среду, чтобы просвещать крестьян, пропагандировать социалистические идеи и агитировать за революционное ниспровержение самодержавного строя.

Еще А. И. Еерцен призывал русских революционеров идти «в народ». Позднее П. Л. Лавров ставил задачей пропагандистскую и просветительскую работу среди крестьян. М. А. Бакунин звал крестьян на прямой бунт против самодержавной власти.

Революционно настроенная молодежь с готовностью отозвалась на эти призывы. Пик движения пришелся на 1873–1874 гг. Освоив профессии учителей, врачей, мастеровых и т. и. молодые люди двинулись из Петербурга и Москвы в деревню. Народники вели пропаганду более чем в 37 губерниях Европейской России. «Лавристы» ждали конкретного результата своей деятельности – революционного восстания – через 2–3 года, а «бакунисты» – «по весне» или «по осени». Но крестьяне не воспринимали революционные призывы, а сами пропагандисты вызывали у них подозрение. Интеллигентская, «книжная» вера народников в «идеального мужика», готового бросить землю, хозяйство, семью и по первому призыву с топором пойти на царя и помещиков, столкнулась с суровой реальностью крестьянского бытия. Народников потрясло, что крестьяне все чаще стали выдавать их полиции.

Уже в 1873 г. начались аресты, а в 1874 г. они стали повсеместными.

Члены «Земли и воли» начали устраивать свои поселения «в народе», чтобы продолжать пропаганду революции и не привлекать внимания полиции. В октябре 1877-январе 1878 гг. в Особом присутствии Сената слушалось «Дело о революционной пропаганде в империи», вошедшее в историю как «процесс 193-х» над наиболее опасными, с точки зрения следствия, участниками «хождения в народ». Это был самый крупный политический процесс за всю историю царской России. 28 человек были приговорены к каторжным работам, более 70 – к тюремному заключению или административной ссылке, но 90 подсудимых были оправданы. Однако Александр II своей властью отправил в ссылку 80 из оправданных.

К кон. 1870-х гг. пропагандистская работа в деревне постепенно прекратилась. После раскола «Земли и воли» в 1879 г. пропаганду в народе считала необходимой только организация «Черный передел» («деревенщики»), но и она к кон. 1881 г. прекратила существование. В. Г.

«ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» (1861–1864 гг.) – революционная народническая организация, сложившаяся в нач. 60-х гг. 19 в. в Петербурге вокруг Н. Г. Чернышевского.

Организацию «Земля и воля» возглавлял Н. А. Серно-Соловьевич. Политическая программа «Земли и воли» была весьма общей и расплывчатой. Свою задачу народники видели в том, чтобы избавить народ от последствий реформы 1861 г. Они требовали передать крестьянам всю землю, которой они пользовались до отмены крепостного права. Они считали, что после свержения царизма земля перейдет в руки крестьян, которые привыкли жить в общине, и они начнут строить справедливое общество. Организация занималась выпуском революционных прокламаций, обращенных к разным социальным слоям России. Одна из них, «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», попала в руки правительственного агента. В ее написании обвинили Н. Г. Чернышевского.

В 1862 г. Н. Г. Чернышевского и Н. А. Серно-Соловьевича арестовали. Организацию возглавили малоопытные студенты. Они рассчитывали на крестьянскую революцию, которая должна была, по их мнению, произойти в 1863 г.

Когда они поняли, что надежды напрасны, организация в 1864 г. самораспустилась. И. В.

АНАРХИЗМ (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – общественно-политическое течение, сторонники которого отрицали внешнее принуждение по отношению к человеку и, следовательно, государство как форму организации общества, основанного на принуждении. В России анархизм был распространен в сер. 19 – нач. 20 вв.

Теории анархизма сложились в 40-70-е гг. 19 в. Их социальные корни находились в мировоззрении крестьян и горожан, которые жили небольшими самоуправляющимися общинами. Эти слои населения были готовы сотрудничать с властью в делах, которые затрагивали их непосредственные интересы, в первую очередь, в организации защиты своих прав, своей земли от внешних посягательств. Для этого им был необходим «хороший правитель». По остальным вопросам общинник не допускал вмешательства государства в свои дела. Отсюда известная формула «народного анархизма»: «хороший правитель + воля», т. е. неограниченная свобода личности.

В отличие от «народного анархизма», теоретики анархии требовали немедленного уничтожения всякого государства, считали, что будущее общество должно быть «свободной ассоциацией свободных индивидов».

Родоначальником теоретического анархизма считается английский мыслитель Г. Годвин (1756–1836 гг.). В своем труде «Рассуждения о политической справедливости» он мечтал об обществе свободных независимых работников, критиковал принуждение и обман в обществе и выступал против революционного насилия.

М. Штирнер (1806–1856 гг.) заложил основы индивидуалистического анархизма, утверждавшего абсолютный приоритет личности над обществом. Штирнер отрицал всякие формы поведения и считал, что источник всякой морали – сила и могущество отдельной личности, что за любыми событиями в обществе скрываются пожелания и воля отдельных лиц.

Основоположником идей революционного коммунистического анархизма стал русский мыслитель и революционер М. А. Бакунин.

Русские анархисты выступали за коллективизм, в поисках общественного идеала обращались к жизни крестьянской общины. Они были бескомпромиссны, категоричны, требовали быстрых перемен, призывали к революции, и этим их взгляды отличались от взглядов анархистов за рубежом.

Под влиянием работ Бакунина находились многие русские народники 60-70-х гг. 19 в., которые участвовали в «хождении в народ». Они пытались пробудить в крестьянстве бунтарские настроения против власти, искали в русском мужике «исконного бунтаря», призывали его «к топору».

Но крестьянство не откликнулось на призывы анархистов. Более того, многих революционеров-пропагандистов крестьяне выдавали полиции. Анархисты были разочарованы в собственном народе, им пришлось пересматривать свои воззрения и переходить к прямым террористическим действиям. Все это привело к тому, что в кон. 70-х гг. влияние анархизма на умы русских революционеров стало слабеть.

Приспособить теорию анархии к российской действительности рубежа 19–20 вв. пытался русский ученый и революционер П. И. Кропоткин. Но это общественное течение возродилось в России в нач. 20 в. на новом уровне. Пора высшего подъема анархизма в России пришлась на время революционных событий 1917 г. и Гражданской войны. В. Г.

БАКУНИН Михаил Александрович (18.05.1814-29.06.1876 гг.) – деятель международного революционного движения, один из основоположников революционного анархизма.

Бакунин родился в Тверской губернии в родовитой дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бакунин, был тверским губернатором. В 15 лет Бакунин поступил в Петербургское артиллерийское училище. После его окончания получил чин прапорщика, но вскоре вышел в отставку. Последующие годы большей частью жил в Москве, где занимался философским самообразованием, изучал работы немецких философов Г. Гегеля и И. Фихте. В кружке Н. В. Станкевича он впервые серьезно познакомился с немецкой классической философией. В кружке и среди молодежи, увлекавшейся философией, его авторитет был неоспорим.

В 1840 г. Бакунин уехал в Германию, чтобы серьезно заняться изучением философии в Берлинском университете. Там он увлекся политикой и вскоре примкнул к социалистическому движению. Бакунин не мог остаться в стороне от революции 1848–1849 гг., он сражался на баррикадах в Париже. Во время славянского съезда в Праге в 1848 г. вспыхнуло восстание, и Бакунин был одним из его руководителей. В мае 1849 г. в Дрездене он также был во главе восставших. Его дважды приговаривали к смертной казни: сначала саксонский, а затем – австрийский суды. Австрийцы в 1851 г. передали Бакунина русским властям, и 6 лет он провел в заключении в Петропавловской крепости. В 1857 г. его отправили на вечное поселение в Сибирь, но через некоторое время Бакунин бежал из ссылки. Побывав в Японии и Америке, он вновь появился в Европе. Участвовал в польском восстании 1863 г., пытался организовать в Италии тайный союз социалистов-революционеров, участвовал в восстании во французском городе Лионе.

В 1864 г. Бакунин вступил в I Интернационал, но вскоре из-за идейных разногласий с К. Марксом создал собственную организацию «Международный альянс социалистической демократии» и это привело к расколу Интернационала. Бакунин точно определил наиболее уязвимые точки марксистской теории и направил на ее критику всю силу своего темперамента. Бакунин считал необоснованным утверждение Маркса о ключевой роли пролетариата в обществе. Особенно отрицательно он относился к идее диктатуры пролетариата, считая, что она не приведет к свободе. Бакунин с сомнением относился к стремлению К. Маркса создать централизованную и дисциплинированную революционную организацию. Бакунин надеялся на стихийный народный бунт. Он считал русский народ изначально народом-бунтарем. Разбудить его была призвана интеллигенция – «умственный пролетариат».

Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Он отвергал не управление вообще, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, идущее «сверху вниз». Власть государства он предлагал заменить федеративной свободной организацией «снизу вверх» – рабочих ассоциаций, групп, общин, волостей, областей и народов. Бакунин считал, что идеальное общество – это общество, в котором царствует ничем не ограниченная свобода и независимость человека от всякой власти. Только тогда могут развиться все способности личности. Свободное общество, по мысли Бакунина, это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления народа. В 60-70-е гг. 19 в. у Бакунина было много сторонников в европейском и русском социалистическом движении.

В кон. 60 – нач. 70-х гг. М. А. Бакунин много внимания уделял развитию революционного дела в России. Он участвовал в издании газеты «Народное дело», писал революционные брошюры и листовки, сотрудничал с С. Г. Нечаевым. Бакунин надеялся через Нечаева распространить в России идеи анархизма. Одновременно он руководил деятельностью «Международного альянса социалистической демократии» и старался способствовать началу социалистической революции в Европе.

Бакунин был активной, неугомонной натурой, но, несмотря на это, его политическая деятельность потерпела полный крах – свои идеалы ему так и не удалось воплотить в жизнь. В последние годы жизни он жил в Берне, в Швейцарии, полностью отошел от дел, писал мемуары и философские трактаты. Похоронен в Берне. И. В.

ЖЕЛЯБОВ Андрей Иванович (1851-03.04.1881 гг.) – русский революционер-народник, член Исполнительного комитета «Народной воли».

А. И. Желябов родился в Таврической губернии в семье крепостных крестьян. Он окончил Керченскую гимназию и в 1869 г. поступил на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. За участие в октябре 1871 г. в студенческих волнениях его исключили из университета, а затем выслали из Одессы.

Вернувшись в Одессу, в 1873–1874 гг. он стал членом одесской группы «чайковцев», которые изучали труды К. Маркса, вел пропаганду среди рабочих и интеллигенции. Его судили по «процессу 193-х» – процессу над участниками «хождения в народ». После оправдательного приговора в 1878 г. Желябов жил в Подольской губернии.

Он считал, что события идут медленно и надо заставить их развиваться быстрее, а чтобы разбудить страну, привести общество в движение, необходим террор. Желябов участвовал в Липецком съезде политиков-террористов в июне 1879 г. На Воронежском съезде «Земли и воли» его приняли в организацию.

A. И. Желябов выступил одним из главных защитников политического террора. После раскола «Земли и воли» он предложил создать «Народную волю» – рабочую, студенческую и военную организацию. Он участвовал в создании нескольких ее важнейших программных документов, в организации многочисленных террористических актов.

Желябов готовил покушение на Александра II 1 марта 1881 г., но накануне, 27 февраля, его арестовали. Его осудили по процессу «первомартовцев» и казнили вместе с другими обвиняемыми. Н. П.

ЗАСУЛИЧ Вера Ивановна (1849–1919 гг.) – деятельница русского революционного движения.

B. И. Засулич родилась в деревне Михайловка Смоленской губернии в дворянской семье. В 1867 г. она окончила пансион и сдала экзамен на учительницу. В 1868 г. поселилась в Петербурге и участвовала в революционных кружках. Там она познакомилась с С. Г. Нечаевым и дала ему свой адрес для пересылки писем. В 1869 г. в связи с нечаевским делом ее арестовали. Два года Засулич провела в тюрьме, потом в ссылке в Новгородской губернии, затем под надзором полиции жила в Харькове. С 1875 г. перешла на нелегальное положение.

24 января 1878 г. Засулич выстрелом из револьвера ранила петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Стреляя в него, она пыталась привлечь общественное внимание к положению политических заключенных. Молодая террористка добилась своего. Судебный процесс над Засулич привлек большое общественное внимание. Ее защитником на суде выступил знаменитый адвокат А. Ф. Кони. Сенсационным было решение суда присяжных оправдать подсудимую и освободить ее из-под стражи.

Суд оправдал В. И. Засулич, но она, опасаясь ареста, уехала за границу. В 1879 г. она вернулась в Россию и вошла в группу «Черный передел», занимавшуюся революционной пропагандой. В 1880 г. она вновь уехала за границу и была представителем «Народной воли». Позднее Засулич выступила противницей террора как тактики революционной борьбы.

В 1883 г. вместе с Г. В. Плехановым Засулич участвовала в создании первой марксистской группы «Освобождение труда». Она состояла в переписке с К. Марксом и Ф. Энгельсом и переводила их труды на русский язык, принимала участие в работе III Интернационала.

В 1899–1900 гг. Засулич нелегально находилась в Петербурге, где познакомилась с В. И. Лениным. С 1900 г. входила в редакцию организованной Лениным газеты «Искра». Она участвовала в создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В 1903 г. примкнула к меньшевикам, стала одним из лидеров меньшевизма.

В кон. 1905 г. вернулась в Россию и почти отошла от политической деятельности. Автор работ по истории, философии, литературе, общественно-политической проблематике. В. Г.

ТКАЧЕВ Петр Никитич (29.06.1844-29.03.1885 гг.) – публицист, теоретик «заговорщического» направления в революционном народничестве.

П. Н. Ткачев родился в мелкопоместной дворянской семье в дер. Сивцево Псковской губернии. Не завершив обучения в гимназии, в 1861 г. он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через несколько дней после начала занятий его арестовали за участие в студенческих волнениях, но вскоре выпустили на поруки матери. В 1862–1865 гг. его несколько раз арестовывали в связи с деятельностью подпольных политических организаций.

С 1868 г. П. Н. Ткачев сотрудничал с С. Г. Нечаевым и пытался подготовить народное восстание против самодержавия. В 1868 г. он сдал экстерном экзамены за полный курс юридического факультета университета и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата права. В 1869 г. его арестовали, а в 1871 г., после двухлетнего следствия в связи с делом С. Г. Нечаева, осудили на тюремное заключение с последующей ссылкой в Сибирь. Позже ссылку заменили высылкой в г. Великие Луки под надзор полиции.

В 1873 г. Ткачев бежал за границу. В Цюрихе (Швейцария) он некоторое время сотрудничал в редакции журнала «Вперед!», редактором которого был П. Л. Лавров. Вскоре у них возникли принципиальные разногласия. С 1875 г. П. Н. Ткачев сначала в Женеве, а затем в Лондоне издавал журнал «Набат». В своих статьях он обосновывал тактику немедленных революционных действий, включая террор, для подготовки политической революции. Ткачев считал, что революция – это захват власти и установление диктатуры «революционного меньшинства», а для этого требуется организация революционных сил. По его мнению, победившая революционная власть должна будет преобразовать экономическую структуру общества в духе общинного социализма. Этими установками руководствовалась революционная организация «Народная воля».

В 1878 г. Ткачев переехал в Париж, а в 1880 г. переправил типографию журнала в Россию. Он разрабатывал планы нелегального переезда на родину для организации вооруженной борьбы против самодержавия. Но после убийства народовольцами Александра II резко усилился полицейский надзор и Ткачев не смог осуществить свои планы.

С 1882 г. здоровье Ткачева начало быстро ухудшаться, и в 1885 г. он скончался в Париже в психиатрической больнице.

П. Н. Ткачев вошел в отечественную историю как представитель «бланкизма» – течения, названного по имени Л. О. Бланки, французского утописта, который разрабатывал учение захвата власти путем политического заговора. В. Г.

КАРАКОЗОВ Дмитрий Владимирович (23.10.1840-03.09.1866 гг.) – террорист-народник, совершивший первое покушение на жизнь императора Александра II.

Д. В. Каракозов родился в семье небогатых дворян. Он учился в Казанском, затем Московском университетах. В 1865 г. он стал членом тайного общества, организованного Н. А. Ишутиным, его двоюродным братом, и входил в конспиративный кружок «Ад». Его члены – мортусы (смертники) готовились к совершению террористических актов.

В конце марта 1866 г. Каракозов втайне выехал из Москвы в Петербург. 4 апреля 1866 г., когда Александр II закончил прогулку в Летнем саду, Каракозов вышел из толпы, подошел к царю и выстрелил в него из двуствольного пистолета. Александр II не пострадал. Второй выстрел Каракозову не удался. Его схватили жандармы и некоторые из зевак. У Каракозова был с собой яд, но он не успел им воспользоваться.

В ходе следствия по делу Каракозова вся организация Ишутина была раскрыта и разгромлена. К12 июня 1866 г. следствие закончилось. Каракозов был приговорен к лишению всех прав состояния и к смертной казни через повешение. 3 сентября 1866 г. его казнили. В. Г.

ПЕРОВСКАЯ Софья Львовна (01.09.1853-03.04.1881 гг.) – революционерка-народница, террористка, одна из организаторов убийства императора Александра II.

С. Л. Перовская родилась в Петербурге в семье псковского вице-губернатора Л. Н. Перовского. В 1870 г. она ушла из дома, начала работать в женских народнических кружках, а также в кружке «чайковцев», где вначале занимались самообразованием, а потом перешли к изучению марксизма. Весной 1873 г. Перовская выдержала экзамены на звание народной учительницы. В январе 1874 г. Перовскую арестовали, но после шести месяцев заключения ее выпустили на поруки отца за отсутствием серьезных улик.

В 1877 г. полиция привлекла ее к «процессу 193-х» (над участниками «хождения в народ» в 1874 г.), но из-за отсутствия обвинительных материалов она была вновь отпущена. В 1878 г. Перовскую снова арестовали и отправили в ссылку в Олонецкую губернию. По дороге она бежала от уснувших жандармов и приехала в Петербург. Здесь Перовская вступила в революционную организацию «Земля и воля» и перешла на нелегальное положение. Осенью 1879 г. «Земля и воля» раскололась на «Народную волю» и «Черный передел». Перовская стала помогать народовольцам-террористам, активно участвовала в неудавшемся покушении на Александра II 19 ноября 1879 г. В 1880 г. она вместе с другими народовольцами готовила взрыв царского поезда под Одессой, но покушение сорвалось. В 1881 г. Перовская приняла на себя руководство по подготовке седьмого покушения на Александра II. В день убийства царя, 1 марта 1881 г., она расставила всех участников покушения на определенные ею места, и по ее сигналу они бросили бомбы в Александра II. Царь в муках скончался.

10 марта 1881 г. Перовская была арестована на улице. 3 апреля 1881 г. по приговору Правительствующего Сената она была казнена вместе с другими активными участниками убийства царя. В. Г.

АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (14.01.1849–1891 гг.) – рабочий, деятель революционного движения.

Первые годы жизни он прожил в семье крестьян в Смоленской губернии. С десяти лет работал на московских фабриках, в 1872 г. перебрался в Петербург. Там он сблизился с революционными народниками и отправился пропагандировать народнические идеи среди крестьян Смоленщины, призывал к крестьянской революции, которая даст им «землю и волю».

После провала «хождения в народ» принял деятельное участие во «Всероссийской социал-революционной организации». В апреле 1875 г. Алексеев был арестован и на т. и. процессе 50-ти 9 марта 1877 г. произнес революционную речь, получившую горячий общественный отклик. Приговорен к 10 годам каторги, а после нее – к поселению на севере Якутии.

По официальной версии убит грабителями. В. Г.

РУССКАЯ СЕКЦИЯ I ИНТЕРНАЦИОНАЛА – организация русских революционеров-народников, находившихся в эмиграции.

Русская секция сложилась в Женеве в нач. 1870 г., из числа представителей т. и. «молодой эмиграции» 60-х гг. В организацию входили М. А. Бакунин, Н. И. Утин, А. Трусов, супруги Бертеневы, Е. Дмитриева-Томановская, А. Корвин-Круковская и др. Организация ставила своей целью связать русское освободительное движение с европейским.

В 1868 г. Русская секция выпустила 1-й номер журнала «Народное дело», который создали Бакунин, Утин и др. Бакунин через журнал пропагандировал свои анархистские взгляды, с которыми Утин не был согласен. В редакции произошел раскол. М. А. Бакунин вышел из ее состава. «Народное дело» осталось органом Русской секции. Н. И. Утин вместе со своими единомышленниками направил 12 марта 1870 г. письмо в Лондон, в Генеральный Совет Интернационала. В письме они сообщали о создании своей организации и просили К. Маркса стать ее секретарем-корреспондентом в Генеральном Совете Интернационала. К. Маркс сообщил о принятии Русской секции в Интернационал и соглашался представлять ее интересы в Генеральном Совете.

Взгляды членов Русской секции не были марксистскими. Они не видели принципиальной разницы между движениями пролетариата, возглавляемыми Интернационалом, и народными движениями в России и отрицали учение Маркса о диктатуре пролетариата. Они считали, что Россия может миновать капиталистическую стадию развития и через общинные традиции перейти непосредственно к социализму. Русская секция пропагандировала идеи Интернационала в России. Журнал «Народное дело» читала разночинная молодежь в крупных городах России.

Русская секция просуществовала до роспуска I Интернационала в 1872 г. В. Г.

«ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» (1876–1879 гг.) – революционная народническая организация.

Создателями организации были М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов и др. Позже в «Землю и волю» вступили В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, С. М. Кравчинский.

Конечной целью «Земли и воли» было свержение монархии в России и построение социальной республики, основанной на самоуправлении крестьянских общин и рабочих ассоциаций в городах.

Главным направлением своей деятельности члены организации считали пропагандистскую работу в деревне. Они стали инициаторами «хождения в народ». Интеллигенция: врачи, учителя, писари – должны были переселиться в деревню и готовить народ к революции. Но большинство народников, переселившись в деревню, так и не смогли добиться ощутимых успехов.

В результате в «Земле и воле» начались дискуссии о целесообразности дальнейшей работы в деревне и необходимости перехода к индивидуальному террору как основному методу деятельности.

Внутри «Земли и воли» выделилась группа, в обязанности которой входила охрана организации от провокаторов и подготовка покушений на наиболее жестоких чиновников. Группа из 10–15 человек с марта 1878 г. по апрель 1879 г. провела ряд громких покушений. В. Засулич тяжело ранила градоначальника Петербурга Трепова. С. Кравчинский среди бела дня заколол ножом шефа жандармов Мезенцева. В. Осинский в Киеве стрелял в заместителя прокурора. За высылку революционных студентов Г. Попко убил жандармского полковника. В 1879 г. А. К. Соловьев совершил покушение на Александра II на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

Летом 1879 г. на Воронежском съезде «Земля и воля» раскололась на «пропагандистов» и «политиков» (террористов) и перестала существовать как единая организация.

Возникли две новые организации: «Черный передел», члены которой продолжали заниматься пропагандистской работой, и «Народная воля», взявшая курс на террористическую деятельность. И. В.

«ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ», партия социалистов-федералистов – революционная народническая организация в России нач. 1880-х гг.

Возникла в августе-сентябре 1879 г. После раскола «Земли и воли» 16 «деревенщиков», сторонников «хождения в народ», образовали свою организацию – «Черный передел». Такое название организации дали потому, что среди крестьян ходили слухи о скором всеобщем – «черном» – переделе земли. По своему мировоззрению члены организации были близки к бакунизму, что выразилось в ее официальном названии – социалисты-федералисты.

Первоначально члены организации разделяли программу «Земли и воли», отрицали необходимость политической борьбы, не принимали террористическую и заговорщическую тактику «Народной воли». Они считали, что революцию может совершить только народ, и были сторонниками широкой агитации и пропаганды в массах.

Организаторами Центрального кружка «Черного передела» в Петербурге были Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, О. В. Аптекман, М. Р. Попов, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич и др. Кружок устроил типографию, организовал издание журнала «Черный передел» и газеты «Зерно». К1880 г. в программе «Черного передела» произошли изменения: ее члены признали важность борьбы за политические свободы и необходимость террора как средства революционной борьбы.

Вскоре, в 1880–1881 гг., начались аресты, которые ослабили организацию, а к кон. 1881 г. «Черный передел» как организация перестал существовать. Н. П.

«НАРОДНАЯ ВОЛЯ» 1879–1881 гг. – революционная террористическая организация. «Народная воля» была образована летом 1879 г. после раскола «Земли и воли» и объединила сторонников индивидуального террора.

Во главе организации «Народная воля» стоял Исполнительный комитет, в который входили А. Д. Михайлов, А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер, М. Ф. Фроленко и др. «Народная воля» отличалась высоким уровнем организации и конспирации. В ней насчитывалось ок. 500 человек, она имела свои ячейки во многих крупных городах страны, в армии и на флоте. Народовольцы не отрицали необходимости «хождения в народ» и продолжения агитации в деревне, но делали ставку на террористическую борьбу с правительством. Убийства наиболее влиятельных представителей власти, по убеждениям народовольцев, должны были всколыхнуть народные массы.

Главной своей целью народовольцы считали свержение самодержавия. Затем они планировали созвать Учредительное собрание, провести социальные реформы, наделить граждан демократическими правами и свободами.

По мнению революционеров, на пути к осуществлению их планов стоял император Александр II, поэтому именно его народовольцы решили устранить. Два покушения – на Украине и в Москве – цели не достигли. 5 февраля 1880 г. прогремел взрыв в Зимнем дворце (организатор покушения С. Н. Халтурин). По счастливой случайности император остался жив, но от взрыва погибли 10 человек, 53 человека было ранено.

Тогда руководители Исполнительного комитета «Народной воли» запланировали новый взрыв – на Каменном мосту Екатерининского канала. Операцию готовил А. И. Желябов. За императором установили постоянное наблюдение, выяснили маршруты его поездок. На набережной Екатерининского канала император был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем И. Гриневицким, и через девять часов после взрыва скончался. Убийство Александра II стало последним успехом «Народной воли». Почти все члены ее Исполнительного комитета были арестованы. А. И. Желябов, С. Л. Перовская, А. Д. Михайлов, Н. И. Кибальчич, Н. И. Рысаков, готовившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.

Вопреки ожиданиям революционеров, цареубийство не вызвало крестьянского восстания. Напротив, народ жалел императора. Все усилия народовольцев, направленные на организацию политического переворота, оказались тщетными. Тактика индивидуального террора, на которую народовольцы возлагали большие надежды, оказалась тупиковой. И. В.

ЮЖНОРОССИЙСКИЙ СОЮЗ РАБОЧИХ (1875 г.) – первая политическая революционная рабочая организация в России.

Организация была создана в Одессе в июле 1875 г. революционером Е. О. Заславским.

В нее вошли рабочие кружки нескольких заводов. В уставе Союза, который Заславский составил под влиянием I Интернационала, главной целью провозглашалось насильственное свержение политического строя страны, уничтожение привилегий классов-эксплуататоров. Однако в уставе ничего не говорилось об особой миссии пролетариата в борьбе за справедливое общественное устройство. Будучи народником, Заславский рассматривал пролетариат как часть трудящегося и эксплуатируемого народа. В отличие от других программ народников, в уставе Союза говорилось о необходимости политической борьбы.

Ядро организации состояло из 60 членов, вокруг которых группировались еще ок. 200 человек. Высшим руководящим органом стало «Собрание депутатов». Были установлены контакты с рабочими Харькова, Таганрога, Ростова-на-Дону, Орла и Петербурга. Члены Союза знакомили рабочих с нелегальной литературой и вовлекали в рабочее движение новых участников, они организовали две стачки.

В декабре 1875 г. в результате предательства Союз был разгромлен полицией, а его руководители преданы суду. Заславский, осужденный на 10 лет каторжных работ, умер в тюрьме от туберкулеза. В. Г.

СЕВЕРНЫЙ СОЮЗ РУССКИХ РАБОЧИХ (1878–1880 гг.) – одна из первых революционных пролетарских организаций в России.

Северный союз русских рабочих был создан в Петербурге 30 декабря 1878 г. Его основали слесарь В. И. Обнорский и столяр С. Н. Халтурин. Программа Северного союза вышла нелегально как листовка под названием «К русским рабочим». Главной целью Северный союз ставил свержение «существующего политического и экономического строя государства как крайне несправедливого», создание «свободной народной федерации общин», ликвидацию частной собственности на средства производства. Северный союз считал необходимым введение свободы слова, печати, собраний, ликвидацию политического сыска. Он ставил вопрос о создании общерусской организации рабочих. Предусматривалось уничтожение сословий и введение обязательного и бесплатного обучения во всех типах учебных заведений. Требования включали также ограничение рабочего дня, запрещение детского труда. В программе задачи Северного союза перекликались с задачами I Интернационала, который провозглашал солидарность рабочих всех стран.

Северный союз насчитывал примерно 200 человек, столько же сочувствующих. В него принимали только рабочих. Основу организации составляли рабочие кружки, которые объединялись в ветви. Во главе ветвей находились распорядительные комитеты, наделенные правом принимать самостоятельные решения. Из практических акций Северного союза наиболее известно участие в стачке на Новой бумагопрядильне в 1879 г. Северный союз пытался наладить выпуск нелегальной газеты «Рабочая заря», но удалось выпустить только один номер в 1880 г.

Полиция нанесла первые удары по Северному союзу в начале 1879 г., когда были арестованы некоторые из его руководителей, в т. ч. В. Обнорский. С. Н. Халтурин увлекся террористической деятельностью народовольцев и постепенно отошел от работы в организации. Деятельность Северного союза в 1880 г. постепенно прекратилась. В. Г.

ОХРАННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ – местный орган политического сыска.

Охранные отделения были созданы в Петербурге в 1866 г., затем в Москве и Варшаве в 1880 г. Первоначально оно называлось «Отделение охранения общественной безопасности и порядка», с 1903 г. – Охранное отделение, а в народе – просто «охранка». Охранные отделения существовали до февраля 1917 г.

Формально охранные отделения входили в состав канцелярий полицмейстеров и градоначальников, но они сохраняли права вполне самостоятельных учреждений, т. к. подчинялись напрямую Департаменту полиции. Основной задачей охранных отделений был розыск революционных организаций и отдельных революционеров. Аресты и дела по материалам, собранным «охранками», вело губернское жандармское управление.

У охранных отделений была обширная специальная агентура. Наружное наблюдение вели филеры. «В обследуемой среде» были и секретные агенты: осведомители и провокаторы, которые участвовали в деятельности революционных организаций и нередко проваливали их.

§ 25 – 26. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ 60 – 70-х ГГ. XIX В Консерваторы. Отношение российского общества к реформам правительства было неоднозначным.Консерваторы, приспосабливаясь к реформаторскому курсу Александра II, были недовольны отменой «исконных прав» дворянства на землю и

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

§ 3. Культура и общественные движения Наука и техника. После смерти Сталина начались процессы освобождения сферы культуры от жесткого партийного контроля, мелочной регламентации спецслужбами, преодоления догматизма. Относительная терпимость к плюрализму мнений,

Из книги Свобода в СССР автора

Предисловие. Идейные течения и общественные движения в 1953–1984 гг. Мы живем в обществе, которое питается соками советской эпохи. Ее энергии хватает, чтобы служить базисом экономики и культуры. Эта эпоха, которая вроде бы принадлежит только прошлому, все еще живее, чем

Из книги Азбука анархиста автора Махно Нестор Иванович

Из книги Воспоминания автора Махно Нестор Иванович

Приложение 2 /Из книги П. Аршинова «История махновского движения» (1918–1921 гг.)./ Краткие сведения о некоторых участниках движения Собранный о них биографический материал пропал в начале 1921 года, в силу чего мы теперь можем дать о них лишь крайне скудные сведения.Семен

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Общественные отношения Об общественном строе Египта времен Раннего царства судить сложно. Источники свидетельствуют о большом царском хозяйстве, которое тщательно управлялось и выпускало разные изделия. Печати на глиняных пробках винных сосудов при I и II династиях

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Глава 15 Датское общество и общественные движения в 1814-1840 годах Сельское хозяйство Наполеоновские войны дорого обошлись Дании. К тому же росла инфляция. Все это заставило политическое руководство страны предпринять определенные меры - сначала ввести новые налоги, а

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Общественные движения Важнейшим фактором модернизации Дании на протяжении всего описываемого периода явилось недовольство широких социальных слоев порядками традиционного общества и властью их установивших. До 1848 г. борьбу против абсолютистского государства

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

12.3. Общественные движения Проводимые в России реформы 1860–1870-х гг., несмотря на их значимость, были ограничены и противоречивы, что способствовало усилению идейно-политической борьбы и привело к окончательному оформлению трех направлений в общественном движении:

Из книги Тайны катынской трагедии [Материалы «круглого стола» по теме «Катынская трагедия: правовые и политические аспекты», проведённого 19 апреля 2010 года в автора Коллектив авторов

Информация Западного штаба партизанского движения в Центральный штаб партизанского движения, начальнику 27 июля 1943 г. Раздел «Как немцы сфабриковали Катынскую авантюру» «Военнопленные, сбежавшие из Смоленского лагеря 20.07.1943 года, как очевидцы - рассказали: Немцы,

Из книги Диссиденты, неформалы и свобода в СССР автора Шубин Александр Владленович

Предисловие Идейные течения и общественные движения в 1953–1984 гг. Мы живем в обществе, которое питается соками советской эпохи. Ее энергии хватает, чтобы служить базисом экономики и культуры. Эта эпоха, которая вроде бы принадлежит только прошлому, все еще живее, чем

автора

7.4. Общественные деятели 7.4.1. Был ли Оливер Кромвель английским Лениным? Вождь Английской революции родился в 1599 г. в семье небогатого помещика. Оливер учился в приходской школе, в колледже, а юридический факультет Кембриджского университета не закончил. Он был обычным

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

8.4. Общественные деятели 8.4.1. Джузеппе Гарибальди, Виктор Эммануил II и объединение Италии Почти одновременно с Германией единым государством стала Италия. После поражения революции 1848–1849 гг. страна была расколота на восемь государств. В Риме находились французские

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

9.4. Общественные деятели 9.4.1. Двадцать шесть лет тюрьмы Нельсона Манделы В России средняя продолжительность жизни едва превышает шестьдесят лет. В развитых странах люди живут на двадцать лет больше. В Африке живут меньше, чем в России, и намного меньше, чем в развитых

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

49. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. КОНСЕРВАТОРЫ И ЛИБЕРАЛЫ Эпоха реформ 60-х гг. XIX в. изменила ход общественно-политической мысли России. С отменой крепостного права в стране возникло принципиально новое общество, основанное на формальном равенстве людей

Во второй половине XIX в. в России активизировалось общественно-политическое движение, оппозиционные и даже радикальные настроения в обществе. Этому во многом способствовала непоследовательность внутриполитического курса правительства Александра II, отход от политики либеральных реформ, высокая цена ускоренной модернизации страны, основное бремя которой ложилось на народные плечи.

Прочие факторы:

    переходный характер экономики и социальной структуры 60-80-х гг.

    сохранение сельской общины, самодержавия, крупного помещичьего землевладения

    форсированное развитие капитализма, которое стимулировалось государством, усиливало его негативные стороны

    обнищание части крестьянства в условиях рыночных отношений переживалось радикальной интеллигенцией как народное бедствие, вызывало стремление спасти крестьянство от ужасов капитализма, создавало условие для распространения социалистических идей.

    влияние теорий, проникавших в страну с Запада (идеи социализма и др.)

Александр III (1845 - 1894) вступил на престол в 1881 г. тридцати шести лет от роду после гибели своего отца Александра II от бомбы террориста. Реакционные преобразования Александра III получили название контрреформ.

Ближайшим советником царя был бывший наставник Александра К.П.Победоносцев (1827-1907), занимавший пост обер-прокурора Святейшего Синода (т.е. чиновника, ведавшего отношениями православной церкви и государства). Большим влиянием в царствование Александра III пользовался и известнейший реакционный журналист М.Н.Катков. В 1860-е гг. Катков и Победоносцев участвовали в подготовке Великих реформ; к 1880-м гг. они стали их яростными врагами. Катков предлагал полностью искоренить принципы, внесенные реформами в русскую жизнь, призывал к административно-политическим переустройствам. Победоносцев больше надежд возлагал на изменения в умах и душах людей, на усиление влияния церкви.

В начале 1880-х гг. самодержавие значительно усовершенствовало свою карательную политику, что позволило ему разгромить внутренне ослабленную "Народную волю".

В августе 1881 г. было утверждено "Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия". Согласно ему, любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, глава губернии имел право запрещать собрания, закрывать органы печати и учебные заведения, арестовывать и высылать без суда неугодных лиц. С 1883 г. стали действовать охранные отделения (охранка) - жандармские органы, специализировавшиеся на агентурной деятельности.

В августе 1882 г. были приняты Временные правила о печати. Отныне совещание четырех министров (внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора синода) получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью. В 1884 г. появился новый университетский устав, ликвидировавший выборность профессоров, деканов, ректора, резко ограничивший права университетского самоуправления.

Правительство стремилось придать образованию сословный характер: плата за обучение в университетах была повышена, а министр народного просвещения издал в 1887 г. так называемый "циркуляр о кухаркиных детях", предписав не допускать в гимназии детей из низших сословий.

В сфере начального образования усиленно внедрялись церковные школы, которым Победоносцев стремился придать строго охранительный характер.

В 1889 г. был принят закон о земских начальниках, касавшийся местного крестьянского управления. Сословная обособленность крестьянского управления сохранялась и закреплялась, оно было отдано под власть земских начальников - особых должностных лиц из числа местных помещиков, соединивших в своих руках судебную и административную власть.

В 1890 г. вышло новое Земское положение, значительно усилившее власть администрации над местным самоуправлением. Выборы в земство стали проводиться строго по сословному признаку, представительство дворян значительно увеличилось. В 1892 г. было принято новое Городовое положение, значительно урезавшее самостоятельность городского самоуправления, в три-четыре раза уменьшившее число городских избирателей.

Несколько раз правительство предпринимало наступление на судебные учреждения, однако решительных преобразований здесь провести не удалось, пришлось ограничиться довольно незначительными поправками. В социально-экономической сфере правительство стремилось защищать интересы дворянства. Для этого был учрежден Дворянский банк, принято выгодное для помещиков Положение о найме на сельскохозяйственные работы. Правительство пыталось предотвратить социальное расслоение крестьянства: были ограничены семейные разделы крестьян, приняты меры против отчуждения крестьянских наделов.

Реакционная политика правительства Александра III провозглашала утверждение национально-самобытных начал в жизни России. Это сказалось в ухудшении положения нерусских народов, религиозных и национальных меньшинств. Был принят ряд стеснительных мер в отношении евреев, проводилась русификация Прибалтики. Мерами государственного принуждения нередко подкреплялась деятельность православных миссионеров в разных концах Империи - среди лютеран Прибалтики и униатов Западной Украины, мусульман Поволжья и буддистов Забайкалья, старообрядцев и сектантов.

Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850- начале 1860-х гг. "Земля и воля" (1861-1864 гг.) явилась первой крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководителями стали А.А. Слепцов, Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н. Обручев, В.С. Курочкин, Н.И. Утин. Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863 г, когда должно было завершиться подписание уставных грамот. Для этого использовалась легальная и нелегальная пропаганда, издавались прокламации.

В 1864 г. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских восстаний организация самороспустилась.

Ишутинцы. В 1863-1866 г. действовала революционная организация, возглавляемая Н.А. Ишутиным ("ишутинцы"). В 1866 г. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.

"Народная расправа" была создана в конце 60-х гг. революционным фанатиком С.Г. Нечаевым . Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления.

"Большое общество пропаганды" ("чайковцы") существовало в 1869-1874 гг. Его возглавляли М.А Натансон, Н.В Чайковский, С.Л. Перовская, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин. Общество занималось изучением социалистической литературы.

В 1874 г. чайковцы участвовали в подготовке массовой акции - т.н. "хождения в народ ", когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды крестьян. Но, в итоге, не удалось их поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социалистическом духе.

"Земля и воля" (1876-1879). Организацией руководили М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, Л.А. Тихомиров. Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым:

Агитацию словом и делом;

Акции по дезорганизации государства (т.е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее вредных представителей власти);

Землевольцы перешли от летучей агитации к оседлой пропаганде, стали создавать поселения народников в деревне. Но новое хождение в народ также не дало результатов и в 1879 г. партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы ("деревенщиков"), объединившихся во главе с Г.В. Плехановым в партию Черный передел , и сторонников политической борьбы и достижения политической свободы, как необходимого условия для социалистической пропаганды, а также тактики индивидуального террора ("политиков"), образовавших Народную волю .

Партию "Народная воля" (1879-1882 гг.) возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов и др.

Народовольцы ставили своей целью:

Революционный захват власти;

Созыв Учредительного собрания;

Утверждение политических свобод;

Построение, в перспективе, общинного социализма.

Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа.

Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный террор, который, постепенно, вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Было предпринято несколько попыток цареубийства, в частности, подготовленный С.Н. Халтуриным взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г. 1 марта 1881 г. Александр II был убит, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, а организация, в итоге, была разгромлена полицией.

"Черный передел" (1879-1882 гг.). Его руководители - Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции - бунта при помощи пропаганды в деревне.

В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу "Освобождение труда " - первую русскую социал-демократическую организацию.

Убийство Александра II 1 марта 1881 г. - наивысший пик деятельности революционеров-народников - стало началом их заката: гибель императора не вызвала, как рассчитывали народники, ни разрушения политической системы самодержавия, ни народной революции. Полиция с помощью преследований и провокаций разрушала внутренне ослабленную "Народную волю"; к 1884 г. основной костяк этой организации прекратил существование. Безуспешной попыткой возродить народовольческие методы стало покушение группы петербургских студентов под руководством А.И.Ульянова (старшего брата Ленина) на Александра III 1 марта 1887 г.

На первый план в 1880-е гг. выходит либеральное народничество, идеологами которого были В.В.Воронцов. И.И.Каблиц и др. Сохранив веру в крестьянскую общину как зародыш социализма, либеральные народники сосредоточились в первую очередь на культурных, просветительских мерах. Взгляды, близкие к народническим, выражал журнал "Отечественные записки", руководимый М.Е.Салтыковым-Щедриным и Н.К.Михайловским, а впоследствии - журнал "Русская мысль".

Вступление России на путь капитализма сопровождалось усилением рабочего движения и появлением рабочего вопроса. В 1885 г. на Никольской мануфактуре в Орехове-Зуеве, принадлежавшей Т.С.Морозову, разразилась "морозовская стачка". Стачечники потребовали учредить действенный государственный контроль за положением рабочих, принять законодательство об условиях найма. Правительство вынуждено было запретить ночной труд женщин и детей, более четко определить обязанности фабрикантов по отношению к рабочим.

Попыткой объяснить новые социально-экономические реалии стала деятельность русских марксистов. В 1883 г. эмигранты-народники, перешедшие на позиции марксизма, - Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, П.Б.Аксельрод и др. - основали группу "Освобождение труда". Она развернула активную переводческую и издательскую деятельность. Плеханов в работах "Наши разногласия". "Социализм и политическая борьба" доказывал, что Россия уже вступила на путь капитализма и надежды народников на приход к социализму через крестьянскую общину беспочвенны. Революционеры, заявлял Плеханов, должны ориентироваться не на крестьянство, а на пролетариат - единственный последовательно революционный класс.

Марксистские кружки возникают и в России: петербургские группы Д.И.Благоева (1884-1885) и М.И.Бруснева (1889-1892), группа Н.И.Федосеева (1888-1889), в деятельности которой принимал участие В.И.Ленин.

В общественном движении России в период реформ спорили, боролись за влияние те же течения, которые оформились в 30-50-е гг. XIX в. - накануне реформ. Отмена крепостного права, учреждение земского самоуправления, введение гласного, бессословного судопроизводства - эти и другии перемены,осуществленные властями создали новую общественную реальность. Из ответов на вызовы времени складывались идеология и деятельность консерваторов, либералов, революционеров 60-90-х гг.
Консервативное течение. Консерваторы, растерявшиеся было в первые годы правления Александра II (1855-1881), довольно быстро восстановили свое влияние при дворе. Этому способствовали польское восстание 1863г., «нечаевщина», террор «Народной воли». Убийство Александра II 1 марта 1881 г. превратило консервативные умонастроения в официальную идеологию правления Александра III (1881 -1894). Наиболее крупными представителями русского консерватизма были журналист М. Н. Катков и обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев. Излюбленной идеей консерваторов было признание самодержавия исконной формой российской государственности. Они отвергали реформы, резко критиковали парламентские институты, осуждали либералов за готовность «учиться у Европы». Следовало, как говорилось в написанном Победоносцевым манифесте в связи с коронацией Александра III, «утверждать и охранять самодержавную власть для блага народного от всяких на нее поползновений».
Либеральное течение. Либеральное движение в пореформенной России не стало серьезной силой. Тому были свои причины. «Великие реформы» были начаты и проведены под влиянием тех идей, которые либералы отстаивали с 40-х гг. (освобождение крестьян, гласный и бессословный суд, свобода книгопечатания и др.). Критиковать правительство или требовать от него немедленного принятия конституции и представительного правления они и не хотели, и не могли. Положение изменилось лишь в 70-е гг., когда активизировалось земское движение. Земские деятели предлагали царю расширить права местного самоуправления, дать основные гражданские права, сделать «силу мнения» реальной опорой «силы власти». Крупнейшими представителями русского либерализма были К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, С. А. Муромцев, и др. События 1 марта 1881 г. были восприняты либералами как трагедия. Их влияние на Александра III и власть было маленьким.Либерализм долгие годы не участвовал в политике.
Радикальное течение. В 60-х - начале 80-х гг. оно было представлено движением народников. Основой идеологии народничества была теория «общинного социализма», основанной на трудах А. И. Герцена: русская крестьянская община с ее коллективным землепользованием и самоуправлением есть зародыш социализма; Россия имеет уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм, и тем самым показать человечеству путь в новый - справедливый и цивилизованный - мир.
В 60-е гг. XIX в. определились различия в решении вопроса о том, как идти к социализму. Сам Герцен, не отрицая революции как «последнего довода угнетенных», предпочитал реформы, проводимые властью под давлением прогрессивного общественного мнения. Н. Г. Чернышевский считал единственно возможным революционный путь к социализму, но утверждал, что для революции должны сложиться определенные политические и экономические условия. Н. А. Ишутин, С. Г. Нечаев призывали к немедленному революционному бунту, уверяя, что для революционера нравственно все, «что способствует революции».
В начале 70-х гг. народническое движение вступило в новый этап. Сформировались три основных идейных течения - пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.
Идеологом пропагандистского направления был П. Л. Лавров. М. А. Бакунин, вождь бунтарского направления, разделяя представления Лаврова о роли революционной интеллигенции в развязывании революции, определял ее предназначение иначе. Революцию не нужно готовить, бунтарский инстинкт органически свойствен народу: молодежь должна идти в деревню, чтобы «звать к топору».
Идеолог заговорщического направления П. Н. Ткачев не разделял увлечений своих сподвижников: не следует ждать, пока народ созреет к революции, и не нужно «бунтовать» деревню. Российская монархия, по его убеждению, висит в воздухе, не имеет прочных социальных корней, общество ее ненавидит и осуждает. Задача революционеров в том, чтобы создать конспиративную организацию, готовую к перевороту и захвату власти.
В 1874 г. началось массовое движение, в котором приняли участие тысячи молодых людей, - «хождение в народ». Они пытались поднять деревню на бунт, но их попытка провалилась.В 1876 г. была создана организация «Земля и воля». Ее члены осуществляли террористические акты против власти.Летом 1879г. «Земля и воля» раскололась на две организации - «Черный передел» (Г. В. Плеханов и др, и «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская и др)
. 1 марта 1881 г. Александр был убит членами народной воли на престол вошел александр 3 . Террор, не смог помочь народовольцам добиться своей цели
В »). Формой преодоления народничества стал марксизм. Его первым идеологом в России был Г. В. Плеханов, создавший в Женеве марксистскую груйпу «Освобождение труда» (1883).

Вступление на престол Александра II, ослабление цензурного гнета, некоторая либерализация правительственного курса по сравнению с николаевским временем, слухи о предстоящих преобразованиях и, в первую очередь, подготовка отмены крепостного права - все это возбуждающе действовало на русское общество, особенно на молодежь.

От нигилизма к народничеству

В конце 50-х гг. среди демократической дворянской и разночинской молодежи получает распространение нигилизм. Отвергая дворянские предрассудки и официальную идеологию, отрицая общепринятые ценности (идеалы, моральные нормы, культуру), нигилисты изучали естественные науки, чтобы, став врачом, агрономом, инженером, приносить конкретную пользу людям. Тип нигилиста запечатлен И. Тургеневым в образе Базарова (роман «Отцы и дети»).

Студенческие волнения начала 60-х гг., вызванные повышением платы за обучение и запрещением студенческих организаций, привели к массовым исключениям из университетов. Исключенные, как правило, высылались под надзор полиции. В это время в сознании оппозиционно настроенной к правительству молодежи получает широкое распространение идея «возвращения долга народу». Юноши и девушки покидали города и устремлялись в деревню. Там они становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами, волостными писарями.

Одновременно молодежь пыталась вести среди крестьян пропагандистскую работу. Но, услышав про революцию или социализм, те нередко выдавали «смутьянов» местным властям.

Сущность народничества

В первой половине 70-х гг. народничество сложилось в мощное движение со своей собственной идеологией. Родоначальниками его были А. Герцен и Н. Чернышевский. Они-то и сформулировали основные теоретические положения народничества. Народники считали, что в России основной социальной силой является не пролетариат, как на Западе, а крестьянство. Русская же крестьянская община - готовый зародыш социализма. Поэтому Россия может непосредственно перейти к социализму, минуя капитализм.

В революционном народничестве сложились три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое. Теоретиком бунтарского направления был Михаил Бакунин, пропагандистского - Петр Лавров, заговорщического - Петр Ткачев. Они разработали идеи социального переустройства России и тактику революционной борьбы каждого из этих направлений.

Михаил Александрович Бакунин, революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества


Петр Лаврович Лавров, философ, социолог и публицист. Внес большой вклад в идеологию революционного народничества. Участник освободительного движения 60-х гг.


Петр Никитич Ткачев, публицист, один из создателей идеологии революционного народничества. Участник революционного движения 60-х гг.

М. Бакунин считал, что русский крестьянин является «революционером по инстинкту» и «прирожденным социалистом». Поэтому главная цель революционеров заключается в том, чтобы «взбунтовать» народ. Во второй половине 70-х гг. идеи Бакунина получили развитие в трудах П. Кропоткина, который утверждал, что к революции требуется серьезная подготовка и революционеров, и народа.

В этом с ним был солидарен П. Лавров, который считал, что ни народ, ни интеллигенция не готовы к немедленной революции. Для этого нужна длительная подготовительная работа по просвещению народа. Веру в особую роль интеллигенции Лавров соединял с верой в возможность крестьянской «социалистической революции».

П. Ткачев не верил в революционность народа, в его способность к социальному перевороту. Он утверждал, что главное - это захват политической власти. Для этого следует создать конспиративную политическую организацию революционеров и начать борьбу с правительством, чтобы овладеть системой управления государством. Только после захвата власти следует переходить к социальным преобразованиям.

Несмотря на разницу в предлагаемых формах борьбы, все эти направления объединяло признание революции единственным путем освобождения народа.

До конца 70-х гг. сторонники Бакунина сосредоточили все силы на подготовке крестьянской революции. Предпринятое весной 1874 г. массовое «хождение в народ», в котором участвовало до 3 тыс. чел., закончилось неудачей. Поднять восстание нигде не удалось, а проповедь социалистических идей успеха не имела. Полиция устроила настоящую «охоту» за пропагандистами. В 37 губерниях было арестовано и привлечено к дознанию 770 человек.

Земля и воля

Неудача не охладила народников. В 1876 г. они создают тайную революционную организацию «Земля и воля», отличавшуюся сплоченностью, дисциплиной и надежной конспирацией. Члены организации вели пропаганду социалистических идей среди рабочих и интеллигенции, а также среди крестьян, поселяясь в деревнях на длительное время. Но крестьяне оставались глухи к народнической пропаганде. Это вызывало разочарование «пропагандистов». К осени 1877 г. в деревнях почти не осталось народнических поселений. В «Земле и воле» назревал серьезный кризис. Неудача пропаганды в крестьянских массах и репрессии властей толкнули наиболее активных и нетерпеливых народников к террористической борьбе с царизмом.


В 1879 г. в «Земле и воле» произошел раскол на «деревенщиков», которые отстаивали старые методы работы в деревне, и «политиков» - сторонников террористической деятельности. Соответственно возникли две новые организации: «Черный передел» и «Народная воля». Если чернопередельцы организовывали длительные народнические поселения в деревне, то народовольцы пошли по другому пути. Своей главной задачей «Народная воля» считала политический переворот и захват власти.

Цареубийство

Выдвинув лозунг борьбы за политические свободы, созыв Учредительного собрания, народовольцы отдали все свои силы подготовке и проведению террористических актов против царя. Было организовано пять покушений, но все они заканчивались неудачей. При шестом покушении, 1 марта 1881 г., Александра II убили.

Но надежды революционеров на подъем массовой освободительной борьбы не оправдались. Вожаки «Народной воли» и активные участники покушения (Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич и др.) были арестованы и казнены. Начиная с 80-х гг., революционное народничество вступило в полосу кризиса.

Александр III

Политическая реакция. После убийства Александра II на престол вступил его второй сын Александр. Он сразу же выступил с Манифестом об укреплении самодержавия, что означало переход к реакции. Однако этот переход осуществлялся постепенно. В первые месяцы своего правления царь вынужден был маневрировать между либералами и реакционерами. Боясь покушений на свою жизнь, Александр III не рискнул переехать в Зимний дворец, а отсиживался в Гатчинском дворце под Петербургом (за что и получил ироническое прозвище «гатчинского пленника»). И только убедившись в слабости революционных сил и в том, что России немедленная революция не грозит, перешел к откровенно реакционной политике.


Контрреформы

Самодержавие сурово расправилось с народовольцами. С помощью шпионажа и провокаций большинство революционных народнических кружков и организаций было разгромлено.

Первым советником нового царя стал обер-прокурор Синода К. Победоносцев, его бывший учитель, который не одобрял преобразований Александра II, считая их «преступной ошибкой».

Переход к неприкрытой реакции сопровождался расширением прав администрации и усилением полицейского произвола. Были существенно расширены права губернаторов. Конституционные проекты больше не рассматривались. Закрылись наиболее прогрессивные журналы и газеты, усилилась власть дворян над крестьянами, пересматривались отдельные реформы 60-70-х гг. Значительно урезанными оказались права земских и городских органов самоуправления, судебных учреждений, ограничена автономия (самостоятельность) университетов. Возросла плата за обучение. С 1887 г. в гимназии перестали принимать детей не из дворян.

Яркий поэтический образ эпохи 80-х гг. дал Александр Блок в поэме «Возмездие»:

"В те годы дальние, глухие
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи,
А только тень огромных крыл:
Он дивным кругом очертил
Россию..."

Контрреформы представляли собой попытку восстановить власть государства над формировавшимся гражданским обществом.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Тема урока: «общественные движения при Александре 2»

Тип урока – урок моделирования.

Цель урока.

Знать:


    причины активизации общественного движения в XIX веке в России;

  • основные направления общественного движения;

  • цели и задачи каждого направления;
Уметь:

  • выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией;

  • обобщать полученную информацию в форме модели;

  • выделять основное в каждом направлении преобразуя модель в схему;
План урока

1.Организационный момент.

2. Создание ситуации успеха через оптимизацию знаний:


  • создание проблемной ситуации;
3. Работа над новым материалом:

  • решение проблемной ситуации через овладение новыми знаниями;

  • создание и анализ новой модели.
4. Преобразование модели в схему для обобщения знаний.

5.Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Оптимизация учебного процесс, создание ситуации успеха.


Действия учителя.

Действия ученика.

-Когда и почему активизировалось общественное движение?

-После восстания декабристов по поводу ограничения власти царя и отмены крепостного права.

-Какие направления возникли в общественном движении в 30-50 г.г. XIX века в России?

-Консервативное, либеральное, революционное.

-Каковы цели каждого направления?

-Цель консервативного движения- охрана существующего порядка и государственной власти. Либеральное движение считало, что преобразования в стране должны пройти через реформы проведенные правительством.

Радикальные изменения в стране могут произойти только через революцию.



-Вспомните, какие критерии лежат в основе модели общественного движение в России в первой половине XIX века?

-Мы выделили три критерия: политические направления, пути решения задач, идеологи.

Модель общественного движения в первой половине XIX века.

1. Политическое направление.

3. Идеологи.

3.Работа над новым материалом.

А) Создание проблемной ситуации.



Б). Работа над новым материалом порагрофу 22 учебника.

Какие новые критерии помогут проанализировать общественное движение?

Прочтите 1 раздел параграфа.


Что изменилось в либеральном движении?

- Либеральное движение стало более активным;

Выступают за дальнейшее проведение реформ с целью расширения органов местного самоупровления;

Установление в стране демократических свобод;

Социальнаябаза - обуржуазившиеся слои дворянства;

Идеология - земский либерализм.


Прочтите 2 раздел параграфа.

Что изменилось в консервативном движении?



- Консервативное движение стало неоднородным;

Выделилось консервативно- либеральное крыло;

Социальная база – крупнопоместное дворянство,

государственные чиновники;

Идеология – теория официальной народности.


Прочтите 3 раздел параграфа.

Что изменилось в революционном движении?



- Социальная база – интелегенция, разночинцы,

рабочие;


- идеология – народничество;

задача – подготовка социалистической революции через пропаганду.



Подведём итоги:

Что нового появилось в общественном движении?



- Оформилась идеология в каждом направлении общественного движения;

Определилась социальная база каждого направления;

Активизировалась их деятельность.


Какие новые критерии для оценки общественного движения вы можете выделить?

- Можно выделить следующие критерии- идеология, социальная база, форма активности.

Создайте новую модель.

Модель общественного движения в конце XIX века.

Общественное движение:


  1. политическое напровление;

  2. идеология;

  3. цели;

  4. социальная база;

  5. форма активности.

  6. идеологи.
4.Обобщение.

а основе модели составте схему по заданной теме.

Общественное движение в период царствования Александра 2.

60– 70-е годы XIX века.



Критерии.

Консервативное движение.

Либеральное движение

Револююционное движение.

1.Цели.

Охрана существующего порядка

Реформирование государственной политики

Изменить государственный порядок через революцию.

2.Идеология.

Теория официальной народности.

Земский либирализм.

Народничество.

3. Идеологи.

С.С.Уваров, М.Н.Катков.

Н.К.Михайловский, В.П.Воронцов, С.Н.Кривенко.

Н.Г.Чернышевский, П.Н.Ткачёв, П.Н.Лавров.

4. Социальная база.

Крупноземельные помещики, государственные чиновники.

Обуржуазившиеся слои дворянства, интеллигенция.

Интеллигенция, разночинцы, рабочие.

5. Формы активности.

Создание третьего отделения по охране порядка, преследование инакомыслящих, цензура.

Подача адресов имя императора, 1879 год – тайный съезд сторонников либеральной реформы.

Деятельность кружков и тайных обществ, активизация рабочего движения.

5.Итог урока. Домашнее задание- 22 параграф.Вопросы- 3, 4, 5.