Статьи про стресс известных психологов. Что такое стресс – понятие стресса и виды стресса. Как преодолеть последствия стресса самостоятельно

  • Дата: 19.02.2023

Каждый человек испытывал раздражение и чувствовал упадок сил. Такая реакция организма на негативные эмоции называется стрессом.

Характеристика состояния

Понятие и природа стресса в том, что он предназначен для защиты организма от различных негативных воздействий. При попадании человека в экстремальную ситуацию у него активизируются физиологические и психологические реакции для преодоления трудностей.

Причины

Стресс в жизни возникает по следующим причинам:

  • беспокойство по поводу смены работы;
  • опаздывание на поезд или рейс самолета;
  • плохое финансовое состояние;
  • нехватка времени, чтобы закончить важные дела;
  • смерть родственников;
  • плохое самочувствие;
  • неудовлетворение потребностей и т. д.

Значение стресса для организма человека оценивают по-разному. Некоторые психологи утверждают, что иногда он необходим, чтобы взбодриться и испытать адреналин. Но если будет слишком много стрессоров и человек будет находиться в стрессовом состоянии более 2 раз в неделю, то последствия будут негативными.

Симптомы

Стресс в жизни человека бывает разный. Его особенности зависят от первоисточников, но их симптоматика похожая. Сущность стресса проявляется в таких симптомах:

  • ухудшение памяти;
  • плохое самочувствие;
  • невозможность сконцентрироваться;
  • навязчивое чувство усталости;
  • систематические ошибки;
  • излишнее упрямство;
  • приступы агрессии;
  • слишком быстрая или медленная речь;
  • перевозбуждение;
  • повышенное чувство тревожности;
  • потеря чувства юмора и позитивного настроя;
  • чувство голода;
  • бессонница;
  • снижение социальной активности и т. д.

Если вовремя не начать лечение, воздействие стресса на организм может стать негативным.

Начнут активно развиваться психические заболевания: невроз, эпилепсия, фобические расстройства. Сущность стресса такова, что могут проявиться и прочие заболевания – артрит, тахикардия, гастрит, молочница. Нервные срывы, панические атаки, навязчивые суицидальные мысли также станут частым явлением.

Стадии

Воздействие стресса на организм человека зависит от стадии, на которой он пребывает. Их выделяют 3: стадия тревоги, сопротивления и истощения.

Стадия Характеристика
Тревоги Непосредственное влияние на организм человека раздражителей. Выделяются гормоны, направленные на защиту или бегство. В этом задействованы надпочечники, система пищеварения, иммунитет. Главная функция стресса – сохранение и поддержание постоянства внутри организма в среде, которая постоянно меняется. В определенных случаях нервная система работает на износ, поэтому человек остается живым. Но в такие моменты ухудшается самочувствие. После выхода из подобного состояния происходит сильное снижение защитной функции, в результате чего организм истощается. Но на стадии тревоги психическое состояние человека еще нормальное.
Сопротивления Во время адаптации человека к стрессовой ситуации исчезают признаки сильной тревоги, паники и страха. Но уровень сопротивляемости увеличивается. Такое стрессовое состояние сопровождается повышенной утомляемостью организма, невозможностью исполнения физических и умственных действий. Ярко выражена нервозность, взволнованность. Всё чаще появляются головные боли и головокружение. Нарушается пищеварение, замечается дрожание конечностей. Минус в том, что организм не сможет долго выдержать подобного сопротивления и тогда наступит стадия истощения.
Истощение Появляется сильная апатия. Настроение стабильно плохое, желания развлекаться нет. На этой стадии наблюдается нарушение сна, что приводит к сильной сонливости во время бодрствования. Человек раздражает буквально всё, он очень уязвим к чужим замечаниям в свой адрес. Постоянно всем недоволен, отношения с близкими ухудшаются.

Основные теории

Лучше понять природу стресса помогут специальные теории, каждая из которых дает понять, как развивалось представление о нем.

Г. Селье

Ганс Селье выделяет 3 этапа развития стресса:

  1. Аларт-стадия. Человек пребывает в напряжении и настороженности. Происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. Активно развиваются психосоматические заболевания – язва, мигрень, колиты, гастриты.
  2. Стадия резистентности. Особенность – полностью пропадают признаки тревожного состояния. Наступает ощущение гармонии, но оно еще обманчиво. Проходит сбалансированное расходование адаптационных ресурсов.
  3. Стадия истощения. Человек чувствует себя опустошенным. Энергия на низком уровне. Делать ничего не хочется. В таком случае нужно отдохнуть и хорошо выспаться.

Ганс Селье в своей теории стресса сравнивает психологическое состояние личности со стадиями человеческой жизни. Аларт-стадия – это детство, т. к. ребенок, полный энергии, активно реагирует на раздражители. Стадия резистентности – это зрелость, период, когда увеличивается сопротивляемость организма. Этап истощения приравнивается к старости, когда сопротивляемости практически нет, реакция на раздражители пропадает.

У. Кеннон

Эта теория гласит, что благодаря саморегуляции поддерживается стабильность организма. Организм сам решает, когда нужно активизировать защитные каналы, чтобы приспособиться к изменениям во внешней среде. Делается всё, чтобы организм как можно меньше пребывал в стрессовом состоянии.

И. Павлов

Ученый объяснил, что нервная деятельность изменяется в условиях повышенной нагрузки. Зафиксировал 2 состояния человека в момент стресса – заторможенность или гиперактивность. Реакция торможения описывается снижением активности, нарушением рефлекторной деятельности. Если наступает состояние перевозбуждения, наблюдается беспокойство и чрезмерный выброс адреналина. Павлов доказал, что оба состояния являются разрушительными и вредными для человека.

Л. Орбели

Орбели утверждает, в стрессовом состоянии происходит изменение свойств и функциональных способностей тканей, потому что организму нужно повысить уровень реактивности в конкретной ситуации. Обычно это оказывает влияние только на обмен веществ в тканях, а эндокринные механизмы не затрагиваются.

Э. Геллгорн

Эта теория стресса подтверждает, что во время стресса человек может испытывать негативные или позитивные эмоции. Их природа напрямую зависит от вегетативной системы. Есть 2 отдела: парасимпатический и симпатический. Симпатический отдел порождают положительные эмоции, возбуждение, радость, появляется прилив сил. Парасимпатический относительно негативно воздействует на нервную систему человека. Вызывает ощущение расслабления, усугубляет депрессивное состояние.

Р. Лазарус

Лазарус считал, что эмоции отвечают за приспособление человека к внешним условиям. Особенности его теории:

  • от когнитивных процессов зависит качество и насыщенность эмоциональных реакций;
  • психологический и нервный стресс – и процесс, и реакция;
  • внешний мир оценивается человеком на основе его знаний, убеждений, ценностей.

Согласно теории Лазаруса, самые частые проявления эмоции человека (познания, принципы) определяют характер стресса и поведения в любой ситуации.

Виды

В психологии принято делить стрессы на 2 вида – эустрессы и дистрессы. Они отличаются характером воздействия.

Эустресс

Особенности такого стресса в том, что в небольшом количестве он полезен. Человек становится более активным, т. к. энергии будет больше, появятся силы работать в стрессовом состоянии. Нервозность ощущается из-за волнения перед грядущим событием, но человек верит в себя и настроен позитивно. В процессе вырабатывается адреналин, который заряжает человека энергией. Появляется из-за легкой и приятной взволнованности, сильной радости или ощущения счастья.

Дистресс

Дистрессы – вредные стрессы, которые негативно воздействуют на организм человека. Они могут стать причиной развития депрессии или психических расстройств. Возникают из-за перенапряжения, делают человека раздраженным. Вызывают дефицит энергии, позитивных эмоций, расстройства сна, плохое самочувствие. Выделяют 4 вида дистресса. Они отличаются причинами возникновения, симптоматикой и последствиями. Виды дистресса:

Название вида Описание Последствия
Психический стресс (другое название – психологический) Связан с переживаниями на фоне эмоций. Может проявляться из-за негативных событий, которые уже произошли или должны были случиться. В процессе происходит выброс в кровь веществ, воздействие которых негативно отражается на общем состоянии человека. Психологический стресс возникает, когда человек не замечает собственных достижений, забывает о важном событии или обещании, хочет уйти от реальности, ищет виновника своих бед в лицах других. Может проявляться как стресс в деловом общении. При наличии этого дистресса возможна сублимация – преобразование неприемлемого поведения в социально допустимое. Приводит к общему истощению организма. Поражает нервную систему.
Физиологический дистресс Воздействие стрессовых факторов происходит не на психику человека, а на организм. Причины – переутомление, сильная жара, холод, жажда. Часто наступает после чрезмерно сильных физических нагрузок и тренировок. Человек наносит вред самому себе. Но бывает, что физиологический стресс возникает в результате избиения. Тогда он способен перерасти в болевой шок, что может иметь фатальный исход. Повышается кровяное давление, частоту сердцебиения, уровень холестерина. Значительно увеличивается риск сердечных приступов. Больной постоянно не может выспаться, ощущает недосыпание и переутомление. Появляются проблемы с желудком. Может стать болезненным мочеиспускание.
Хронический дистресс Этот вид дистресса особенно опасен, т. к. человек постоянно пребывает в стрессе. Иммунная система становится слабой, организм ослаблен и не может противодействовать различным патогенным бактериям. Главная проблема в том, что хронический стресс не поддается лечению. Снижается или вовсе пропадает либидо и сексуальное влечение. Начинаются расстройства репродуктивной силы. Уменьшается плотность костной ткани из-за разрушения нервных клеток. Хронический стресс приводит человека к суицидальным мыслям. В результате больные заканчивают жизнь самоубийствами или в психиатрических больницах.
Нервный стресс Возникает и проходит быстро. Причина – сильное переутомление, чрезмерное эмоциональное напряжение. Может поразить как здорового человека, так и того, кто имеет невроз. Возникают боли в мышцах и суставах. Если долго игнорировать нервный стресс, он перейдет в нервный срыв. Вызывает боли в желудке, спазмы, рвотный рефлекс.

Стресс в психологии делится на еще 2 вида дистресса, которые очень похожи между собой. Это информационный и управленческий стрессы. При информационном происходит расстройство из-за отсутствия необходимого количества информации для принятия важного решения. Такое ощущение может возникнуть и тогда, когда человек не обладает желаемым объемом знаний в нужной области. Информационный стресс отличается от управленческой лишь степенью ответственности за принятие решений. При управленческом она намного больше, т. к. от действия руководителя зависит судьба его подопечных.

Лечение расстройства

На начальной стадии стресса лучшим лечением будет здоровый сон. Для взрослого человека он должен длиться минимум 7 часов, для детей оптимальная продолжительность – от 9 часов. Другие рекомендации:

  • регулярно занимайтесь спортом, чтобы были хоть какие-то минимальные физические нагрузки;
  • если день был тяжелым, примите теплую ванную и включите негромкую музыку;
  • обучитесь дыхательным техникам и основам медитации, чтобы в случае стрессовой ситуации суметь быстро расслабиться и нормализовать свое психологическое состояние;
  • перед сном проветривайте комнату;
  • устраивайте ароматерапию, вдыхая приятные ароматы мелиссы, мяты или ромашки.

Пребывая в нервном состоянии, важно нормально питаться. Пытаясь заесть стресс, человек стремительно набирает вес. Пищеварительные процессы нарушаются, питание ухудшается, что является идеальными условиями для развития заболеваний ЖКТ. Рекомендуется пить травяные настои. Лучшими компонентами являются ромашка, чабрец, душица, шалфей, мята, мелисса. Они снимают напряжение и переутомление, позволяют быстро заснуть и спать спокойно. Если были выявлены постоянные симптомы стресса, то следует обязательно обратиться к врачу. Он проведет диагностику, назначит лечение и поможет жить нормальной жизнью. Худшее, что может сделать больной, - заняться самолечением, которое может усугубить ситуацию.

1

1. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.

2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕР-СЭ, 2006. - 528 с.

3. Брайт Д. Стресс. Теории, исследования, мифы/ Д. Брайт, Ф. Джонс. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 352 с.

4. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика // Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480 с.

5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

6. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматические расстройства у детей. - СПб.: Речь, 2006.

7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический Проект, 2009. – 943 с.

8. Овчинников Б.В. Профессиональный стресс и здоровье// Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480 с.

9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

Проблема психологического стресса приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Это обусловлено, с одной стороны, физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, а с другой — социальным характером последствий производственных стрессов.

Стереотип восприятия стресса, как неизбежного зла прочно поселился в наших умах. Однако, стресс это то, что сопровождает нас всю историю. Он сопровождал человека, когда мы охотились на мамонта, открывали новые материки, дрались во дворе за игрушки, защищали диплом, проходили собеседование при трудоустройстве на работу, стояли в пробках… Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно видим, слышим и читаем в средствах массовой информации о несчастных случаях, спровоцированных стрессом, - стресс давно и прочно вошел в наш повседневный обиход. Стресс постоянно рядом. Более того, для того чтобы наш организм мог нормально функционировать, ему регулярно необходима порция стресса. Проблема начинается тогда, когда эта порция слишком велика.

Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний - именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно - сосудистые заболевания.

Тибетская медицина объясняет состояние стресса дисбалансом трех жидкостей в организме: крови, желчи и лимфы. Избыток каждой из них приводит к дисбалансу, что порождает определенные симптомы: страх вызывает повышение кровяного давления, тревога приводит к избытку желчи, усталость и депрессия — лимфы.

Английский психотерапевт Майк Джордж отмечает, что любой дисбаланс, например, между интересами семьи и работы, ведет к стрессу. Американские психологи дают более житейское определение: «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».

В широком понимании стресс — это любое более или менее выраженное напряжение организма. В этом качестве стресс — нормальное явление. Дело в его интенсивности. При достаточно сильном и продолжительном действии стресс-фактора реакция может стать болезнетворной основой различных функциональных нарушений. Современная жизнь все ощутимее нарушает сложившийся механизм отношений человека с окружающей средой. Число факторов, приводящих к состоянию стресса, так велико и они так часто возникают, что человек практически постоянно находится в состоянии стресса. Причины психического стресса достаточно разнообразны: личностные противоречия, производственные и финансовые трудности, семейная атмосфера, затруднения в трудовой деятельности (страх перед работой, профессиональные трудности, высокий темп принятия решений).

В предлагаемом пособии «Психология стресса» раскрывается сущность стресса как «неспецифического ответа организма на любое предъявляемое ему требование». Представление о психологическом стрессе, его особенностях и динамике как инструментальном действии является принципиально важным теоретическим обоснованием для управления стрессом, его профилактики и преодоления. Ученые посчитали, что за всю жизнь у большинства людей количество негативных переживаний значительно превосходит количество позитивных эмоций, именно в этом случае и говорят, что человек постоянно испытывает стресс.

Учебное пособие адресовано, прежде всего, студентам-психологам. В процессе изучения психологии стресса студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть. По мере изучения курса студенты устанавливают основные причины возникновения стресса и факторы, влияющие на его динамику. Учебное пособие «Психология стресса» также будет интересно преподавателям и аспирантам психологических факультетов высших учебных заведений, психологам-практикам, организующим семинары и тренинги по стресс- менеджменту, а также всем интересующимся психологией.

В структуру учебного пособия входят теоретические разделы, вопросы для самоконтроля, практикум по психодиагностике стресса и стрессовых состояний, включающий обширный методический инструментарий и примеры использования методик в реальных условиях деятельности практического психолога. В частности, в пособии представлены методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности; Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях; Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса; методики для диагностики профессиональных стрессоров; методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

Материал, излагаемый в учебном пособии, может представлять интерес не только для студентов, но и преподавателей, работающих с ними, работников образования, руководителей и менеджеров разных уровней, изучающих теорию и практику стресс-менеджмента.

Библиографическая ссылка

Куликова Т.И. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7. – С. 180-181;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10331 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Стрессом принято называть состояние, при котором человек пребывает в психическом напряжении, возникшем в процессе очень тяжелых условий. Периодически в жизни происходят трудности, события, которые нелегко переносить. Как следствие, человек реагирует эмоционально, что сопровождает разнообразные физиологические и психологические сдвиги. На сегодняшний день существует много теорий и подходов к определению понятия стресса. Специалисты считают одной из наиболее правильных теорий ту, которую в свое время предложил Г. Селье. Согласно данной теории всем организмам присущ механизм, который отвечает за поддержание равновесия и внутреннего баланса. При условии воздействия внешних раздражителей равновесие может нарушиться. Соответственно, в организме происходят защитно-приспособительные реакции, которые вызывают повышенное возбуждение . Организм приспосабливается к раздражителям с помощью нарушения, которое и является стрессом. Соответственно, если раздражитель присутствует, стресс становится более выраженным. В организме происходят последующие реакции: он таким образом пытается защитить себя от воздействия стресса. Но преодолеть стресс можно не всегда, поэтому подобное состояние может спровоцировать развитие болезней и даже смерть. Если стресс длится долгий период, то ввиду слишком сильного раздражения нервной системы проявляются разные заболевания: , боли в спине , , .

Причины стресса

Чтобы понять, что такое стресс, следует выяснить, каковы причины его возникновения. По определению специалистов причиной проявления стресса может стать практически любая ситуация, при которой у человека возникает сильное эмоциональное возбуждение. При этом нужно учесть, что стресс могут спровоцировать не только отрицательные события, но и положительные эмоции. Так, это может быть замужество, рождение ребенка. Стресс может возникнуть и вследствие менее серьезных ситуаций, например, после конфликта в очереди или в транспорте.

Признаки стресса

Самыми ярко выраженными и часто проявляющимися симптомами при стрессе, как правило, являются: , ускорение сердцебиения , головная боль , нарушение сна , .

Чтобы качественно и результативно бороться с возникновением стрессовых ситуаций, необходимо осознать, что собой являет психология стресса. Есть ряд особенностей, на которые следует обратить пристальное внимание. Так, женщины переживают стрессовые ситуации чаще, чем представители сильного пола. Женщины более эмоциональны, поэтому стрессы нередко проявляются у них срывами , тревогой , депрессиями . Под действием провоцирующей стресс ситуации развивается реакция тревоги. Это происходит из-за мощного выброса в кровь норадреналина и . В процессе развития стресса все системы организма начинают работать в усиленном режиме.

Однако психология стресса такова, что умеренное стрессовое напряжение в некоторой степени оказывает полезное воздействие на организм. Ведь при подобной ситуации происходит своеобразная закалка физических и психологических возможностей человека. Но важно, чтобы стрессорные воздействия не были слишком долговременными. В противном случае их негативное воздействие будет очевидным.

Специалисты, изучающие психологию стресса, утверждают, что с подобными ситуациями и их воздействием на организм можно справиться, сосредоточившись на позитивных сторонах жизни и внушая себе мысли об успехе и счастье.

Виды стресса

На сегодняшний день принято выделить определенные виды стресса. Подход к каждому виду стресса должен быть разным. Так, эмоциональный стресс напрямую связан с эмоциями, реакциями эмоционального характера. При внутриличносном стрессе раздражительность и неудовлетворенность проявляется вследствие внутренних переживаний и недовольства, к которым приводят нереализованные потребности человека. Следствием такого внутреннего конфликта является стресс.

Среди разных видов стресса выделяют также рабочий стресс , который проявляется из-за хронической усталости и частого проявления отрицательных эмоций на рабочем месте. Рабочий стресс может стать следствием несправедливой оценки работы и других производственных проблем.

Финансовый стресс проявляется тогда, когда расходы человека существенно превышают его доход. Стресс данного типа развивается, если неожиданно возникают непредвиденные и неожиданные траты, отсутствует финансовая возможность приобрести нужные вещи.

Общественный стресс возникает как следствие проблем политического либо экономического характера. Как правило, проявляется у группы людей. Экологический стресс – результат отрицательного влияния на организм экологических факторов.

В данном случае приведены виды стресса по одной из классификаций, однако существуют и другие.

Управление стрессом

Сегодня стресс считается уже практически повседневным явлением, и с ним можно столкнуться при любых обстоятельствах. Избежать негативных явлений, провоцирующих стресс, сложно, а иногда и невозможно. Однако повысить стрессоустойчивость, используя методику управления стрессом, под силу каждому человеку. Существует ряд методов, которые позволяют научиться управлять стрессом. Предлагаемые методики можно использовать поочередно либо в комплексе. Главное, чтобы их эффективность позволила осуществить управление стрессом и подчинить себе его.

Чтобы понять, как снять стресс в конкретном случае, прежде всего, следует освободиться от подавленных переживаний. Эмоции, не имеющие выхода, действуют на организм разрушающе, провоцируя со временем возникновение психических и физических недугов. Следовательно, подобные переживания нужно высвободить. Психологи рекомендуют использовать наиболее подходящий метод: сделать комплекс интенсивных физических упражнений, нарисовать собственные проблемы на бумаге, громко попеть или покричать. Так, подобный метод управления стрессом уже давно массово практикуют в Японии. Офисные работники не знают, что такое стресс, так как всегда могут «разрядиться» в специально отведенных для этого помещениях.

Эффективно действует также переключение внимания. Не следует поддаваться плохим мыслям. Лучше переключиться на обдумывание чего-то приятного либо заняться позитивным и приятным делом. Психологи для переключения стресса использовать воображаемую картину, изображающую что-то приятное и красивое. Спустя некоторое время переключение стресса войдет в привычку.

Используйте также метод расслабления. Релаксация очень полезна для организма. Для ее воплощения следует включить приятную мелодию и, находясь в удобном положении, постараться максимально расслабиться. Возможно также использование аромомасел, расслабляющих ванн.

Кроме того, победить стрессовую ситуацию всегда поможет шоколад (ввиду его способности повышать уровень , эндорфинов и других веществ, позитивно влияющих на настроение), приток свежего воздуха в помещение, прогулка в быстром темпе, любимая музыка и аромат.

Решить, как снять стресс, можно и во время уборки, которая помогает расчистить пространство от ненужных вещей. К тому же чистота в подсознании человека ассоциируется с позитивом и переменами к лучшему.

Осознать, как избавиться от стресса, могут помочь и друзья: желательно регулярно встречаться с ними или назначить встречу с кем-то из старых знакомых. Общение — это действенная методика избавления от стрессового состояния.

Кроме того, советуя, как снять стресс, психологи упоминают о позитивном влиянии на состояние человека процесса готовки пищи, домашнего уюта, написания стихов и рассказов, чтения занимательных книг. У каждого человека может существовать и собственная методика борьбы со стрессами.

Профилактика стресса

Для того, чтобы профилактика стресса была действенной в повседневной жизни, необходимо, прежде всего, сделать существование более здоровым и правильным. Чтобы адекватно реагировать на стрессовые ситуации, необходимо пересмотреть отношение к жизни, учиться концентрироваться на главном и расслабляться при необходимости. Чтобы понять, как избавиться от стресса в конкретной ситуации, важно осознавать, что человек может сознательно воздействовать на происходящие в его организме процессы, применяя ауторегуляцию .

Используя ауторегуляцию, можно применить четыре главных способа профилактики стресса. Это метод релаксации, первая помощь после острого стресса, противострессовая перестройка, аутоанализ личного стресса. Релаксация — это умение расслабляться и «разгружать» себя от мыслей, провоцирующих стресс. Приостановить острый стресс позволит концентрация волевых усилий. Важно также определение личного стресса человека, ведь стресс проявляется у всех по-своему, индивидуально.

В качестве самого подходящего метода аутоанализа специалисты определяют ведение так называемого дневника стрессов, который поможет определить, что такое стресс в каждом конкретном случае и станет действенным методом профилактики стресса в дальнейшем. Для применения подобного метода необходимо много терпения, ведь в дневнике на протяжении определенного времени нужно отмечать, когда и как проявились признаки стресса, при каких обстоятельствах это случилось, какие ощущения имели место. Проанализировав записи за определенный период, человек сможет понять, что конкретно провоцирует стресс, и определить, как снять стресс, если он проявиться в следующий раз.

Стресс и беременность

– нелегкий и длительный период, и нет ничего удивительного в том, что на протяжении вынашивания ребенка женщина часто переживает испытания стрессом. Причина этого состоит не только в сложностях, которые часто сопровождают беременность, но и в особенностях физиологических изменений в организме женщины. Стресс во время беременности провоцируют и внутренние тревоги беременной женщины, ведь ее постоянно одолевают мысли о будущем, о здоровье ребенка, о предстоящих родах. Стресс во время беременности проявляется под воздействием и психологических, и физических факторов. Вне сомнений, часто повторяющиеся стрессовые ситуации могут нести вред и для женщины, и для будущего ребенка. Однако умеренный стресс, как правило, не воздействует на малыша и мать негативно. К тому же стрессовые явления умеренного характера готовят женщину к изменениям, которые предстоят ей уже в ближайшее время.

Сильный и длительный стресс во время беременности может спровоцировать некоторые осложнения течения беременности, плохое самочувствие женщины, усиление токсикоза и даже некоторые патологии у ребенка. Поэтому каждая женщина, ожидающая появления малыша, должна уметь избавляться от стрессовой ситуации, а, по возможности, вообще избегать подобных неприятностей. Важно преобладание позитивных эмоций. Женщина должна как можно активнее проводить каждый день, обеспечить полноценный и здоровый сон по ночам, отдыхать на протяжении дня. Однако если самостоятельно одолеть стрессовые ситуации женщине не удается, то в таком случае необходимо получить консультацию специалиста и стараться преодолеть стресс с помощью его рекомендаций.

Постоянная спешка, нервы, эмоции и стиль жизни современного человека неизбежно приводят к такому явлению как стресс. Это слово сегодня как никогда находится на пике популярности. Одни исследования показывают, что он вызывает болезни сердечнососудистой системы и даже к образованию раковых клеток, другими из них давно доказано, что такая встряска для психики может привести к невралгии и депрессии. Так или иначе, психология призывает к борьбе со стрессом. С чего начать и что конкретно нужно сделать, попробуем разобрать более детально.

Понятие стресса в психологии

Психология стресса такова, что он в одинаковой степени возникает у детей и у взрослых. Его истоки находятся не в психике, а в мозге человека. Таким образом, когда человек попадает в ситуацию, которая может плохо для него закончиться, либо в ту, которая ему не знакома, мозг автоматически начинает выстраивать защиту. В какой-то мере это даже полезно, т.к. стресс способствует адаптации человека к изменяющимся условиям. Однако если сильные переживания не проходят в течение длительного времени, это может привести к психологическим и физиологическим неприятным последствиям для человека.

Канадский физиолог Ганс Селье выделил три основных стадии развития стресса:

  1. Стадия тревоги. Человек находится в состоянии настороженности и напряжения. В организме мобилизируются адаптационные ресурсы и возникает этакая «предстартовая готовность». Хотя физически и морально человек хорошо себя чувствует и находится в хорошем настроении, в этот период могут возникнуть так называемые психосоматические расстройства: мигрень, аллергия, язва желудка или гастрит.
  2. Стадия резистентности. Возникает если стресс по прежнему остается сильным. Все ресурсы, поднятые организмом на адаптацию начинают активно расходоваться. Человек уже не чувствует подъема сил, но уже «вошел в рабочую форму» и готов к более менее длительному преодолению трудностей, несмотря на еле ощутимую усталость.
  3. Стадия истощения. Наступает при длительном воздействии стресса на организм. Энергия, затраченная на борьбу с обстоятельствами уже исчерпана, а моральные и физические силы на исходе. У человека больше нет возможности защищаться. В этом случае помощь может быть оказана уже со стороны в виде поддержки или устранения причины, вызывающей стресс.

Травматический и посттравматический стресс

Особой формой реакции на негативное внешнее воздействие является травматический стресс. Когда физиологические, психологические и адаптационные ресурсы человека уже исчерпаны, он становится уязвимым и в нем поселяется тревога. Психология рассматривает две причины возникновения травматического стресса:

  • человек осознает что с ним произошло и знает из-за чего у него ухудшилось состояние психики;
  • пережитое событие разрушает тот образ жизни, которым ранее жил человек.

Важно помнить, что человек, переживший травматический стресс со стороны может казаться сумасшедшим или странным, но на самом деле он не является таковым. Это нормальная реакция психики на не нормальные обстоятельства.

Однако более худшим вариантом реакции на них является посттравматический стресс, поскольку его психология имеет более сложную структуру. Это тип психического расстройства который развивается после того, как человеку пришлось пережить душевную травму. Чаще всего это явление можно наблюдать у жертв насилия, нападения, стихийного бедствия или свидетелей несчастного случая.

Посттравматического расстройства имеют несколько характерных признаков:

  • постоянные отчетливые воспоминания о происшедшем;
  • проблемы с концентрацией внимания и сном;
  • избегание подобных ситуаций и похожих мест, при которых произошло событие, выбившее человека из колеи;
  • неспособность вспомнить или обсудить конкретные детали того, что произошло;
  • намеренная изоляция, нежелание поддерживать контакты и эмоциональное оцепенение.

Профилактика стресса: психология избавления от душевных травм

Основная проблема стресса в психологии заключается в невозможности своевременной диагностики. Чаще всего случается так, что симптомы сильного психического потрясения проявляются лишь спустя месяц или три месяца после произошедшего события. Причем сами жертвы не всегда обращаются за квалифицированной помощью и поставить диагноз на первых порах почти не представляется возможным. Согласно статистике ежедневно стрессу подвергается каждый третий житель большого города. В более маленьких городах, где жизнь течет размеренно, эта цифра в десятки раз меньше. Посттравматическим синдромом страдает примерно 8% населения мира, а 15% имеют некоторые признаки этого расстройства.

Как бороться со стрессом? Многие методы профилактики можно выполнить без помощи специалиста. Например, тем, кто постоянно живет в нервной обстановке и ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями психотерапевты советуют:

А если вы хотите более серъезно подойти к вопросу борьбы со стрессом, можно изучить психологическую литературу. Например, на многие вопросы поможет ответить книга Ю.В. Щербатых «Психология стресса и методы коррекции». В ней вы найдете толкование понятия стресса, теоретические разделы, вопросы на самопроверку, психологические тесты, упражнения и практические задания.

НАУЧНАЯ ДЕФИНИЦИЯ «СТРЕСС»: ПОДХОДЫ К ТОЛКОВАНИЮ И КЛАССИФИКАЦИИ

Павлова Анфиса Валерьевна

студент 4 курса, факультет экономики и управления НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Е- mail : Anfsa 4 ka @ mail . ru

Патрахина Татьяна Николаевна

научный руководитель, канд. филос. наук, доцент НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Господство динамичного образа жизни, постоянно меняющееся окружение ведет к увеличению количества стрессовых ситуаций. Стресс влияет на все виды человеческой деятельности, особенно это касается трудовой активности. Основным направлением в изучении стресса служит поиск причин его возникновения и способов его преодоления, либо полной ликвидации, а также предотвращение появления стресса в будущем.

Изначально слово «стресс» использовалось в физике в XVIII-XIX веках и обозначало собой :

а. силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, возникающую при воздействии одного предмета на другой;

б. деформацию, возникшую в предмете под воздействием такой силы.

Французский физиолог, К. Бернард, во второй половине XIX века заложил основы изучения внутренней среды живого организма и взаимосвязи ее с внешней средой. Он заметил, что «постоянство внутренней среды есть условие свободной, независимой жизни. Это достигается посредством процесса, который поддерживает во внутренней среде все условия, необходимые для жизни элементов» .

В начале XX века американский физиолог, У.Б. Кеннон, на основе экспериментального исследования, в отличии от К. Бернарда, чьи выводы основывались на биологических обобщениях, выявил значимость постоянства внутренней среды организма и предложил название для «координированных физиологических процессов, которое поддерживают большинство устойчивых состояний организма» . Он ввел термин «гомеостазис» (от древнегреческого homoios - одинаковый и stasis - состояние), обозначающий способность сохранять постоянство.

Доктор медицины и философии XX века, Г. Селье, перенес слово «стресс» в медицину и заложил теоретические основы учения о стрессе. Началом изучения стресса, послужило его письмо «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», опубликованное в 1936 году в журнале “Nature”. В нем ученый описал стресс как стандартные реакции организма на действие различных болезнетворных раздражителей. Дальнейшее изучение показало, что организм при помощи вырабатываемых им гормонов адаптируется к любому фактору, который вызывает стресс.

Многие исследователи в своих монографиях отмечают, что у стресса нет четкого и единого определения, как отмечает В.А. Бодров, «в этой области не существует установившейся терминологии, даже определения стресса часто очень существенно различаются» .

Само понятие стресс в таких областях знаний как психология, биология, медицина и других чаще всего используется в двух значениях :

а. физический, химический или эмоциональный фактор, вызывающий физиологическое или психологическое напряжение, и который может быть источником болезни;

б. сама болезнь, которая возникает в результате действия этих факторов.

Отсюда следует, что с одной стороны, стресс - это некий фактор, который воздействует на организм, а с другой - результат влияния этого фактора.

При этом исследования стресса, которые проводились в последние десятилетия, расширили характеристику этого термина. К примеру, С. Вожнер, проводя исследования в 70-е гг. ХХ в., предложил идентифицировать понятие «стресс» с понятиями «фрустрация» и «угроза» .

Американский психолог Дж. МакГрат дает следующее определение слову стресс «это воспринимаемый существенный дисбаланс между требованием и возможностью прогнозирования реализации этого требования в условиях, когда выполнить его невозможно» .

Его соотечественник, Р. Лазарус, один из первых, кто выявил «опосредующую роль психологических процессов в возникновении стресса и…процессов оценки стрессового стимула» . Он отмечает, что «стресс возникает тогда, когда индивидуумы чувствуют, что они не в состоянии справиться с предъявляемыми им требованиями или угрозой для их благополучия» .

Коллега Р. Лазаруса, С. Фолкман, сделала акцент на взаимодействии индивидуума и внешней среды и описала стресс как «уровень взаимодействия между личностью и окружающей средой, который оценивается личностью как превышающий ее (личности) ресурсы и создающий угрозу благополучию» .

По мнению английского ученого Т. Кокса, стресс является угрозой нормальному течению жизни человека, его физическому и психическому здоровью, и выражает собой индивидуальный феномен, который является результатом взаимодействия человека и ситуации, в которой он находится .

Несмотря на то, что понятие стресс было предложено зарубежными учеными, в России этой проблеме уделялось большое внимание.

Так, В.Л. Марищук описывал стресс, как состояние, характеризующееся большим выбросом стероидных гормонов. При этом он отмечал, что стресс является физиологическим, т. е. сопровождается различными физиологическими реакциями и всегда эмоциональным, т. е. сопровождается соответствующими эмоциональными переживаниями .

По словам Ю.Г. Чиркова, стресс противоречив, неуловим, туманен, его сила заключается в масштабности охвата жизненных проявлений, а слабость - в неопределенности и расплывчатости его границ .

Российский исследователь, В.А. Бордов, в своей монографии «Информационный стресс» пишет, что стресс объединяет большой круг вопросов, которые связанны с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. .

Научная дефиниция «стресс» описывается и в различных отечественных справочных изданиях. Так Толковый словарь С.И. Ожегова определяет стресс как состояние повышенного нервного напряжения или перенапряжения, вызванное сильным воздействием . Толковый словарь под редакцией Т.Ф. Ефремовой расширяет определение, добавляя, что стресс представляет собой «попытку организма самостоятельно справиться с агрессией внешней среды» .

Психологическая энциклопедия в свою очередь, сужает определение и характеризует стресс как психическое напряжение, которое возникает у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в трудных условиях .

Специфическое толкование с позиции социума дает социологический словарь, в котором стресс представлен как различные виды социального напряжения, давления, нагрузок, которые требуют многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системах социального поведения и взаимодействия .

Любое сильное влияние на организм может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям. В случае если сильное воздействие приводит к перенапряжению, то отсюда следует, что стресс может принимать две формы: разрушающую и созидающую. На этом фоне исследователи выделяют эустресс и дистресс.

Эустресс или положительный стресс (приставка «эу» с греч. - хороший) повышает приспособленческие возможности организма, улучшая реакции и психическую деятельность и проявляется в результате положительных событий в жизни. В состоянии эустресса у человека появляется невероятный подъем сил и творческой энергии. При этом ученые утверждают, что кратковременное состояние эустресса полезно для здоровья человека.

Противоположностью этому виду стресса выступает дистресс или разрушающий стресс (приставка «dys» с греч. - расстройство), который вызывается отрицательными раздражителями. Дистресс пагубно влияет как на психическое, так и физическое здоровье человека, в связи, с чем снижается способность организма бороться с внешними раздражителями. Время протекания такого стресса различно, но обычно он длится долго. Человек теряет желание бороться с дистрессом из-за психологического истощения, наступает апатия и депрессия. Поэтому дистресс необходимо предотвращать или, если человек оказался в таком состоянии - лечить.

Существуют множество походов к классификации стресса. Их появление «определяется современными взглядами ученых на сущность и механизмы стрессовой реакции» . Как считают исследователи, возникновение того или иного вида стресса определяется влиянием на человека различных факторов, которые связаны с содержанием, условиями и организацией деятельности человека.

Г. Селье одним из первых предложил выделить физиологический стресс (заболевание организма) и психологический стресс (стимулируется отношениями между людьми, социальным положением в обществе и т. д.)

В соответствии с современными подходами к пониманию видов стресса российские ученые (В.В. Бодров, Д.Н. Исаев, К.В. Судаков) выделяют эмоциональный и информационный стрессы.

Эмоциональный стресс, по мнению К.В. Судакова, представляет собой состояние сильно выраженного психоэмоционального переживания индивидом конфликтных жизненных ситуаций, остро или длительно ограничивающие удовлетворение его социальных или биологических потребностей .

Как считает В.А. Бодров, причины возникновения информационного стресса связаны с «экстремальными воздействиями факторов рабочего процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и технических особенностей трудовой деятельности» . Причинами также могут являться ситуации, когда человек не справляется с поставленной задачей за определенное время при высокой ответственности, и внешние сообщения о возможной угрозе.

Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова с позиции сфер деятельности человека, а именно трудовой, выделяют следующие виды стрессов :

а. рабочий стресс - возникающий из-за причин, связанных с условиями труда, организацией рабочего места;

б. профессиональный стресс - связанный с профессией, родом или видом деятельности;

в. организационный стресс - появляется по причине негативного влияния на работника особенностей организации.

Современные ученые наиболее часто прибегают к понятию профессионального стресса.

Н.С. Фонталова определяет профессиональный стресс как «многоплановый феномен, совокупность физических и психологических реакций субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию» .

Российский исследователь Л.В. Лялина, в рамках профессионального стресса рассматривает такой вид стресса как коммуникативный, который непосредственно связан с проблемами делового общения, когда у человека повышается раздражительность, снижается способность противостоять коммуникативной агрессии со стороны и неспособность выявлять манипуляцию и противостоять ей .

Избавиться от стресса достаточно сложно, поэтому важно научиться управлять стрессом, более эффективно справляться со стрессовыми ситуациями и снимать накопившееся напряжение.

Для этого у современных управленцев имеется эффективный инструмент - стресс-менеджмент - процесс управления стрессом. С точки зрения современных исследователей, стресс-менеджмент включает в себя «три главных направления: профилактику стрессогенных факторов, уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негативных последствий» .

Таким образом, можно сделать вывод, что стресс является неотъемлемой частью жизни человека и представляет собой ответную реакцию организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное равновесие.

Список литературы:

  1. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.: Военно-медицинская академия, 1999. - 86 с.
  2. Бодров В.А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2000. - 138 с.
  3. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 - 352 с.
  4. Бреслав Г.М. Эксперименты Р. Лазаруса // Библиотека Psychology OnLine.Net. 2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://psychology-online.net/articles/doc-1469.html (дата обращения 08.11.2014).
  5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
  6. Кокс Т. Стресс: Пер. с англ. М.: Медицина, 1981. - 216 с.
  7. Ли Т.С. Стресс и его последствия для человека. Часть 1 // Статьи по психологии на b17.ru. 2013. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.b17.ru/article/stress_1_nezavitina/ (дата обращения 08.11.2014).
  8. Лялина Л.В. Психология и педагогика // Информационно-аналитический отдел БФ ЧГУ. 2010. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.chuvsu.ru/~batyrevo/e-book/psychology&pedagogy_lalina_lv/about.htm (дата обращения 07.11.2014).
  9. Психологическая энциклопедия // Энциклопедии и словари. – [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://enc-dic.com/enc_psy/Stress-23516.html (дата обращения 07.11.2014).
  10. Радюк О. Два значения слова «стресс» // Управляемы стресс: все о стрессе и стресс-менеджменте. 2001. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://stress.by/news/2001/10 (Дата обращения 08.11.2014).
  11. Рохлов В., Тофимов С. История развития учения о гомеостазе // Журнал Биология. - 2005. - № 22 (777). [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200502201 (дата обращения 07.11.2014).
  12. Селье Г. Стресс без дистресса // Библиотека Максима Мошкова. - 1979. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.lib.ru/PSIHO/SELYE/distree.txt_with-big-pictures.html# (дата обращения 06.11.2014).
  13. Серебрякова Т.А. Психология стресса: учебное пособие. Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. - 143 с.
  14. Социологический словарь // Энциклопедии и словари. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://enc-dic.com/sociology/Stress-7670.html (дата обращения 07.11.2014).
  15. Судаков К.В. Индивидуальность эмоционального стресса // Журнал неврологии и психологии. - 2005. - Т. 105, - № 2. - С. 4-12.
  16. Толковый словарь Ефремовой // Энциклопедии и словари. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://enc-dic.com/efremova/Stress-105572.html (дата обращения 07.11.2014).
  17. Толковый словарь Ожегова. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://ozhegov-dictionary.info Словарь_Ожегова/34368/Стресс (дата обращения 07.11.2014).
  18. Фонталова Н.С. Стресс в профессиональной деятельности и его психолого-экономические последствия. // Журнал Известия ИГЭА. - 2011. - № 3. - С. 179-182.
  19. Черемисина Н.А. Стресс и стресс-менеджмент в деятельности руководителя// Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 04. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/89/2154/ (дата обращения 09.11.2014).
  20. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. М.: ФиС, 1988. - 176 с.