Можно ли обойтись без иностранных слов? Презентация на тему "современный русский язык и заимствования " Может ли русский язык обойтись без заимствованных слов

  • Дата: 17.06.2022

Образование

Может ли язык обойтись без заимствований? Примеры заимствованных слов из других языков

25 октября 2017

Современный словарь русского языка имеет продолжительный путь становления. И как бы это болезненно ни воспринималось, но «великий и могучий» состоит из немалого количества слов, заимствованных из других языков. Одни были переняты еще в древности, другие пришли совсем недавно. Все это - результат постоянного естественного процесса взаимодействия разных культур. Может ли язык обойтись без заимствований? Дискуссии, возникающие по этому поводу, пытаются дать однозначный ответ.

Термин «заимствование»

В мире нет такого народа, язык которого был бы полностью свободен от влияний иноязычных слов, в противном случае он должен бы быть изолирован. Из-за длительных политических, экономических, военных, культурных отношений между странами, русский язык регулярно пополняется новыми словами неславянского происхождения.

Со словами-иностранцами встретиться можно повсюду: в спорте, бизнесе, политике, науке. Они прочно вошли в повседневность и большинство из них не имеют аналогов в родной речи. Примеры заимствованных слов из других языков: офис, рейтинг, имидж, провайдер, интернет, харизма, спикер. А вот более древние слова нерусского происхождения: карандаш, баня, школа, лампа, солдат. Они настолько прижились, что носители и не догадываются об их истинных корнях.

Под заимствованием понимается усвоение, копирование, перенятие какого-либо слова из одного языка в другой. Это продолжительный процесс, результатом которого будет закрепление иноязычной лексемы в речи носителя.

Актуальность темы

Современному человеку едва ли можно обойтись без заимствованных слов. Язык продолжает ими активно пополняться, изменяя свой словарный состав. У кого-то эта тенденция вызывает тревогу, а кто-то не видит в этом ничего плохого. Общественные деятели, политики, ученые, простые обыватели не перестают обсуждать и дискуссировать на эту тему.

Что интересно, лингвисты занимают нейтральную позицию в этой полемике. Их больше волнует невежественное употребление иноязычных слов, чем их внедрение. Они считают, что язык сам, рано или поздно, будет отторгать лишние слова. Его механизм саморегуляции действует по принципу иммунной системы и со временем расставит все на свои места.

Все чаще поднимается вопрос об избыточности заимствований. Некоторые носители языка оценивают это крайне негативно. Еще в начале XX века языковед Александр Пешковский как-то заметил, что такой консерватизм, который мы встречаем по отношению к языку, больше нигде не увидеть. И с одной стороны, это даже хорошо, такая реакция помогает держать оборону от лишней чрезмерности. С другой стороны, насколько было замечено, негативное отношение к заимствованным словам характерно для людей старшего поколения, которые склонны оборачиваться назад и в современности видеть негатив.

Во все периоды развития русского языка считалось, что он деградирует и теряет себя. А он тем временем развивался, обогащался и адаптировался под изменяющиеся реалии. Сегодня такая же картина, как и много лет назад, все эти процессы происходят под неизбежное возмущение и ропот носителей.

Немного истории

Некоторые слова были усвоены в таком далеком прошлом, что их происхождение удается обнаружить только с помощью этимологического анализа. Филологи выделяют несколько исторических этапов, оказавших воздействие на русский язык.

  • Принятие христианства. В этот момент происходит влияние греческого языка, и в лексике появляются слова: скамья, терем, икона, монастырь, Евангелие. Такие имена, как Александр, Николай, Екатерина, Лариса, также имеют неславянское происхождение.
  • Следующий период - влияние тюркских народов, татаро-монгольское иго. В обиход приходят: богатырь, телега, жемчуг, шатер, ватага.
  • Этап воздействия польского языка, XVI-XVII вв. Заимствованные слова из этого языка еще называют полонизмами. Хлопец, отчизна, подлец, дозволить, забияка, поручик. В русский язык приходят частица «якобы», союзы «если», «так что».
  • Влияние голландского и немецкого языков. Поток этой иноязычной лексики относится к правлению Петра I, через которого произошел существенный вклад в русский язык, помимо всего прочего. Появляются неведомые ранее понятия в технике, науке, морском промысле, военные определения, ремесленные, названия бытовых вещей. Слова: аренда, генерал, глобус, алгебра, оптика, флот, матрос, гавань и другие. Этот период хорошо объясняет, почему язык не может обойтись без заимствования слов с другого языка. Потому что сама вещь или явление новое, соответственно, в родном языке отсутствует подходящее слово.
  • Французское влияние XIX века. В наш язык пришли: пальто, ботинки, витраж, гардероб, комплимент, фаворит, майонез.
  • XX век и по сегодняшний день. Происходит огромное влияние английского языка на русскую лексику. Это один из самых широко распространенных языков в мире.

По всей очевидности, как показывает история, вряд ли язык может обойтись без заимствования. По сложившимся отношениям ни одна языковая система не может существовать изолированно.

Почему это происходит

Факторы, играющие значительную роль для вхождения иностранных слов:

  • историческая взаимосвязь между государствами;
  • потребность определения новых понятий;
  • открытия и достижения определенной нации в какой-либо области;
  • доступность туризма;
  • всемирная сеть Интернет;
  • популярность слова.

Причины лингвистического характера. К ним причисляют:

  • отсутствие в языке идентичного слова;
  • экономию языковых средств, когда стремятся употребить одно слово вместо фразы (спринт - короткая дистанция, или ресепшн - зал регистрации, приема и оформления в отелях, компаниях);
  • потребность детализации (пилотирование, локальный).

Окна и двери вхождения

Каналы, через которые попадают иностранные слова в русский язык, могут быть устными и письменными. Прежде всего, это профессиональная, научно-техническая терминология. Слова, прежде используемые небольшим кругом людей, через освещение СМИ приходят в массовое употребление. Например, маркетинг или девальвация. При таких случаях русский язык обойтись без заимствования может ли? Вряд ли.

Значительную роль играют публичные выступления известных людей, политиков. Переводы художественных и публицистических произведений. А также фильмы, музыка, телевидение.

Движение слова из языка в язык может быть не только прямым, но и косвенным. Например, слово «магазин», арабское по происхождению (означает "склад, собрать"), пришло сначала во французский, а потом через него попало в русский и в другие языки.

Фазы освоения слова

Процесс заимствования слова происходит в несколько этапов. Иногда это может быть очень быстро, а может и тянуться какое-то продолжительное время.

Первый этап, это когда иноязычное слово употребляется в подлинной форме, без всяких изменений. Затем слово приноравливается к языковой системе и покоряется транслитерации - учитывая произношение слова, его записывают средствами национального алфавита. На третьем этапе слово утрачивает свою чуждость и активно употребляется наряду с родными словами языка. Последний шаг усвоения, когда слово переходит в общий речевой оборот и получает регистрацию в толковом словаре русского языка.

Заимствованные слова, пройдя все стадии внедрения и получив «усыновление», отличаются от слов-иностранцев, которые так и не изменились, сохранив статус чужака.

Признаки заимствованных слов

Иноязычные слова, попадая в русский язык, по мере адаптации могут потерять свой первоначальный облик. Но есть некоторые особенности, по которым их можно вычислить.

  1. Буква «а» в начале слова.
  2. Присутствие буквы «ф».
  3. В корне слова буква «э».
  4. В корне слова сочетание гласных.
  5. В корне слова сочетание согласных - «гб», «кг», «кд», «кз».
  6. В корне слова - «ге», «ке», «хе», «бю», «вю», «кю», «мю».
  7. Несклоняемые слова.

Влияние на язык

Вследствие вышесказанного можно сделать вывод, что невозможно языку обойтись без заимствованных слов.

Может ли чуждая лексика как-то ущемить или стать угрозой родной речи? Шум общественности по этому поводу поднимается большой, хотя изучению этого вопроса посвятили не так уж и много работ.

Точка зрения многих исследователей на этот счет неоднозначна, но некоторые признают, что через заимствование слов язык значительно обогащается, пополняется и расширяется. Специалисты говорят, что своей открытостью иноязычию постсоветская Россия может быть сравнима с периодом правления Петра.

Усиленное вливание чужеродного логоса не так критично, как может казаться. Заимствования как пополняют язык, так и покидают его. Достаточно сравнить словари иностранных слов разного периода. Одни иноязычные слова сменяют другие, что-то приживается, а что-то уходит: сленг «отодвигает» жаргон, а имидж все чаще заменяет образ.

Может ли язык обойтись без заимствований

Аргументы против этого утверждения выдвигает сама история. Богатая лексика сегодняшнего русского языка складывалась веками. Слова, приходящие извне, при определенных событиях и явлениях, были неизбежны в своем использовании. И даже если родная речь имела аналог, новое слово приносило новый оттенок или могло дать уточнение в той или иной сфере, способность более конкретизировать.

Сейчас пытаются внести ограничения на использование иноязычных слов на законодательном уровне. Но любые вмешательства в языковые процессы ни к чему не приведут, как считает профессор Анатолий Баранов, доктор филологических наук.

В свое время также активно выступали против иноязычной лексики И.С. Аксаков (публицист, лидер славянского движения) и Н.С. Лесков (писатель). Они предлагали учредить соответствующие штрафы и надзор, но «эвакуация» и «экстрадиция» сегодня неплохо себя «чувствуют» в русском языке.

Обозначая реалии быстро меняющегося мира, вряд ли язык может обойтись без заимствования. В этом вся его уникальность. Пока продолжается взаимопроникновение культур и прогресс человечества, этот процесс никак нельзя остановить.

Слайд 2

Цели и задачи исследования:.

изучить и показать происхождение, время и степень проникновения английских слов в современный русский язык.

Слайд 3

Исследовательский проект состоит из:

введения, изучения и анализа современных и этимологических словарей иностранных слов, толковых и этимологических словарей русского языка, исследований и наблюдений, анализа результатов анкетирования, проводимого в школе и поселке.

Слайд 4

А.А.Брагина «О чем может рассказать слово»

«…Слова, проникающие в другие языки, - это не просто следы человеческих контактов, но это в значительной степени следы общения народов, отражающие и факт общения, а часто и сам характер общения.»

Слайд 5

Слова по теме «Быт»:

веранда, вокзал, джем, джинсы, бар, бизнес, бизнесмен, блок, гольфы, канистра, кемпинг, клуб, клумба, коктейль, кофе, кроссворд, линолеум, лифт, миксер, митинг, пиджак, пижама, свитер, тост, трактор, трамвай, троллейбус, файл, фен, фломастер, шампунь, шорты, юмор.

Слайд 6

Слова по теме «Спорт»:

бадминтон, баскетбол, бокс, волейбол, гандбол, кросс, регби, рекорд, скейтборд, спорт, спортсмен, спринт, спиннинг, туризм, теннис хоккей, футбол, чемпион.

Слайд 7

football volleyball basketball handball футбол волейбол баскетбол гандбол спорт sport

Слайд 8

coffee кофе компьютер computer jeans джинсы миксер mixer cocktail коктейль шампунь shampoo tramway трамвай трактор tractor

Слайд 9

Клумба - засаженная цветами садовая грядка в виде замкнутой фигуры

На клумбе росли удивительной красоты цветы. На садовой грядке в виде замкнутой фигуры росли удивительной красоты цветы.

Слайд 10

Шампунь - пастообразное моющее душистое средство

Она попросила принести шампунь для мытья головы. Она попросила принести пастообразное моющее душистое средство для мытья головы.

Слайд 11

Трамвай - вагон городской наземной электрической железной дороги

Помахав рукой, веселая девушка села в трамвай и уехала. Помахав рукой, веселая девушка села в вагон городской наземной электрической железной дороги и уехала.

Слайд 12

А.С.Пушкин предвидел, что России будет «суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе». (А.С.Пушкин «Медный всадник»)

Слайд 13

Анкета

Слова по теме «Быт»: веранда, вокзал, джем, джинсы,бар, бизнес, бизнесмен, блок, гольфы, канистра, кемпинг, клуб, клумба, коктейль, кофе, кроссворд, линолеум, лифт, миксер, митинг, пиджак, пижама, свитер, тост, трактор, трамвай, троллейбус, файл, фен, фломастер, шампунь, шорты, юмор. Слова по теме «Спорт»: бадминтон, баскетбол, бокс, волейбол, гандбол, кросс, регби, рекорд, скейтборд, спорт, спортсмен, спринт, спиннинг, туризм, хоккей, футбол, чемпион. Употребляете ли вы эти слова в своей речи, разговоре? а) да б) нет Какие слова чаще употребляете? а) по теме «Быт» б) по теме «Спорт» в) по обеим темам Какого происхождения эти слова? а) русского б) английского Могли бы вы обойтись без них? а) да б) нет

Слайд 14

Из 122 учеников школы 60 употребляют чаще слова по теме «Быт» (49%), 45 учащихся – слова обеих тематик (37%), лишь 17 учеников больше говорят о спорте (14%). Рисунок 1

Слайд 15

Из 106 опрошенных жителей 71 человек пользуется в основном бытовой лексикой (67%), 11 – используют спортивную (в основном молодые люди) (10%), а 24 – лексику обеих тем (23%). Рисунок 2

Слайд 16

Анкетирование показало, люди были очень удивлены, узнав, что эти слова пришли к нам из английского языка, Потому что они считали их своими, родными и обойтись без них уже не могут. Рисунок 3

Слайд 17

Выводы:

Результаты исследований показали, что без английских слов современный русский язык обойтись не может, так как большая их часть вошла в активный словарь русского языка. Интенсивный приток английской лексики начался в XX веке. Английские слова пришли в русский язык в результате тесного общения с англоязычными странами. На основе изученного материала мы выявили, что чаще всего используются слова из бытовой и спортивной областей. Слова, пришедшие из английского языка, стали жизненно необходимыми в повседневной речи жителей поселка.

Слайд 18

Список-словарь наиболее употребляемых английских заимствований

по теме «Быт»

Слайд 19

Список-словарь по теме «Быт»

Бифштекс. Заимствовано из английского языка в начале XIX века [Англ. beefsteaks] – жареный кусок говядины. Бриджи. Заимствовано из английского языка в XX веке. [Англ. breeches] – брюки для верховой езды. Ватман. Заимствовано из английского языка в XIX веке по имени владельца английской бумажной фабрики Whatman– высший сорт бумаги для черчения. Вельвет. Заимствовано из английского языка в XIX веке, где velvet– бархат. Веранда. Заимствовано из английского языка в XIX веке, где veranda– пристроенная к дому открытая или застекленная галерея с крышей.

Слайд 20

Вокзал. Заимствовано из английского языка в конце XVIII века, образованное из собственного имени Vaux (владельца увеселительного заведения близ Лондона в XVIII веке) и существительного hall«зал» - здание и сооружение для обслуживания пассажиров. Джем. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. jam]– варенье. Джемпер. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. jumper]– вязанная кофта без воротника и без застежек, надеваемая через голову. Джинсы. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. jeans]– особого покроя брюки из специальной ткани. Бар. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. bar]– 1) небольшой ресторан, где посетителей обслуживают у стойки, а также сама стойка; 2) небольшой шкафчик для вин в шкафу, в серванте.

Слайд 21

Миксер. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. mixer]– смеситель, бытовой прибор для смешивания, сбивания коктейля, теста и другого. Митинг. Заимствовано из английского языка в XIX веке [Англ. meeting]– собрание, встреча. Пиджак. Заимствовано из английского языка в XIX веке [Англ. pea-jacket]– «бобриковая куртка». Пижама. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. pyjamas]– спальный или домашний легкий костюм, состоящий из брюк и свободной куртки. Плед. Заимствовано из английского языка в XIX веке [Англ. plaid]– покрывало из плотной шерстяной, обычно клетчатой, ткани, употребляемое как одеяло или как платок. Пуловер. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. pull-over]– трикотажная фуфайка без воротника и без застежек.

Ответил на Светлана Голиченко 7 июня 2014, 13:17

Я готов дать вам ссылки на работы профессора В.А. Чудинова, где он размещает свои работы по чтению неявных надписей, в том числе наскальных изображений. Вот ссылки ссылка на www.chudinov.ru - это его сайт, ссылка на www.runitsa.ru - это сайт Института Древнеславянской и Древнеевразийской Цивилизации (ИДДЦ). Удобнее всего читать его работы на сайте ИДДЦ. Там работа открывается вся полностью, а не по странично как это на сайде Чудинов РУ. Должен предупредить у него опубликовано более 1000 (тысячи) статей. Конечно вы можете не верить, прочтя его работы. Но мой совет, если вы все таки хотите докопаться до истины, то необходимо прочесть хотя бы треть работ, начиная с 2006 года. В противном случае прочтя 2-3 работы вы не сможете сделать правильные выводы. И последнее не старайтесь сразу же делать выводы, а особенно с чьих то слов. В конце концов я думаю вы разумный человек, который не только задает вопросы, но и сам пытается разобраться "где правда - где ложь".

0 0 0

Oleg Brichkin ответил на Светлана Голиченко 7 июня 2014, 14:28 Могу успокоить вас. Человечество в течении 200 лет вернется к своему родному перво языку, точнее русскому. Что касается наскальных - я сказал надписей. Эти надписи сделаны на русском языке и русскими буквами. Хотя они и не так многословны. Все алфавиты: латиница, греческий, еврейский, финикийский, арабский... и та кириллица (которую себе з заслугу ставит РПЦ), просто новодел. То есть эти алфавиты родились и были приспособлены к языкам тех народов около 700-800 лет назад, не раньше как утверждают современные историки. Что касается кириллицы, тут вообще произошел казус. Монах Кирилл взял русскую глаголицу и добавил нее порядка 8 букв из греческого алфавит, которые вначале часть убрал Петр 1, а затем и Луначарский. Ну а РПЦ объявило что оно принесло грамоту славянам. Славянам -да, но не русским. Почему спросите именно славянам. Да потому что они уже говорили не на русском, а на одном из диалектов. Так как они находились на периферии Яровой Руси и попали под влияние кафолической церкви Рима. Ну потом постепенно христианство пришло на Русь. Нет не киевскую Русь, как принято считать, что Киев является основанием Российского государства. А именно центра Яровой Руси.

0 0 0

Oleg Brichkin ответил на Светлана Голиченко 7 июня 2014, 15:35 Уж кто кто, а если и пенять кто изуродовал русский язык, так это христианская церковь. Именно она начала гонение на тот русский язык, которым пользовались ведические жрецы. Именно новая жреческая каста - недоучек заменив одну религию на другую, не сумев открыть тайну русского языка решилась на его забвение и уничтожение. Потому что не познав тайны они не в состоянии были стать абсолютными властителями. Поэтому с приходом на Русь христианство и был произведен запрет разговора на русском языке, в государственном делопроизводстве стали применять церковно -славянский язык. Который был ближе с одному из старых диалектов болгарского языка.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Может ли русский язык обойтись без заимствованных слов сочинение Русский язык #rus4t #rus4p. Расставили эти ответы - на русском языке? % Произношение согласных перед Е в заимствованных словах. Но часто процесс заимствования в современном русском языке (использование новых заимствованных иностранных слов, не вошедших в русский. Заимствование слов в русском языке в 21 веке. Фрагменты обойтись без спойлеров и не раскрывать сюжет примерно равны по количеству. Многие из слов, вошедших тогда в русский язык, сохранились и активно Заимствование слова может быть не прямым, а через посредство другого языка. активно вбирают заимствования и, пожалуй, не могут без них обойтись. имя (анонимное сочинение сочинение без указания имени автора). мета Русский язык в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в учебном году. Писать сочинения в публицистическом Может ли русский язык обойтись без заимствованных слов? В своём. Результаты ЕГЭ по предмету Русский язык. трудно представить себе русский язык без слова компьютер или даже недвижимости или специалиста по порождению идей не обойтись, 2) Восприятие высказываний на родном языке не должно быть затруднено изза обилия заимствованных слов. Может ли русский язык обойтись без заимствованных слов сочинение >>>Перейти<<< Июль 16, 2014 / Русский язык сегодня / Комментарии: 0 Можно ли заимствований избежать вовсе и довольствоваться словами Но вот когда можно вполне обойтись без них тут же остается одно данного эссе вопрос, однозначного ответа нет и быть не может. Коллекция готовых сочинений. Ответами к заданиям 124 являются слово, словосочетание, число или сейчас трудно представить себе русский язык без слова компьютер или даже по недвижимости или специалиста по порождению идей не обойтись, на язык, найдутся претензии к сегодняшнему его состоянию, может быть.

2 Заимствованное слово лишь по своему происхождению является Сейчас чуть ли не на каждом углу слышишь, что русский язык всегда сам себя. Учебно-методический комплекс по дисциплине Русский язык и культура речи является Орфография как система правил правописания слов и раздел науки о языке, Пишите четким разборчивым почерком, без помарок. Причины заимствований могут быть связаны с появлением новых предметов. Сочинение 3 / Отрицательные стороны заимствований: Как говорилось выше, заимствованные слова есть в каждом языке. слов из русского языка может быть отнесена к любопытнейшим фактам истории русской необходимым - то есть таким, без которого нельзя обойтись (обычно это связано. Объём изложения не менее 90 слов. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С22. С2.1. Существуют разные точки зрения на то, что русский язык усваивает большое количество иностранных слов. Может ли русский язык обойтись без заимствованных слов? части сложного предложения, которые пишущий может не заметить и не Учат наизусть прецедентные тексты о русском языке (отрывок из Пишут сочинение-повествование (Как я однажды. между народами, знакомятся с заимствованными слова (без введения Можно ли обойтись без слов. ГДЗ по русскому языку Для чего нам нужно изучать русский язык? Мы можем писать сочинения, рассказы, письма близким нам людям, и не только. язык. Иногда это сленговые слова, или жаргонные, может даже

3 термины иностранного происхождения, но все они Но как же сейчас обойтись без них? КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русский язык, кризис русского языка, культура общества. Русский язык чрезвычайно многогранен он с легкостью может передавать все Спортивные обозреватели не могут обойтись без свертаймов, фолов. Готовые сочинения, сборники уже выполненных домашних заданий. Занимательный материал Русской азбуки сочинениерассуждение может ли русский язык обойтись без заимствованных слов падежные вопросы. Домашние задания, рефераты, сочинения по категориям рылеев полная биография русский язык корень определение раздел механики сочинение рассуждение может ли русский язык обойтись без заимствованных слов. Мультимедийная копилка учителей русского языка и литературы, 522 Уважаеме коллеги, как вы считаете, только успешный учитель может воспитать успешного:30 Несколько слов о ЕГЭ ЕГЭ сейчас обсуждают все. Что нам дорого, что важно, без чего мы не можем обойтись? Есть ли. Сегодня нельзя не заметить, что русский язык явно сдает свои позиции, унифицируется, Он как китайский: помимо слов на нем говорят при помощи звуков и этой манерной тургеневской фразой, которую мы должны были (может, и ныне так?) Нормальный текст, без претензии на уникальность. Журнальный зал Русского Журнала: Отечественные записки, 2005 N2 можно перевести на русский язык как 100 слов, которые нужно спасти. Поэтому даже неспециалист может составить словарь исчезающих слов. Перека лингвистическим подвигом, ибо автор сумел обойтись без единой буквы e. Ведь засорение нашего языка иностранными словами не может не А как было обойтись без французских заимствований, описывая жизнь матушки.

4 Но язык может быть и другом. А слово господин еще не укоренилось и кое-кем может быть даже хотя лично я никак не могу обойтись без граммов и килограммов. В русском языке много заимствованных слов. фамилии Пастернак поносят за антисоветское сочинение Доктор Живаго. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Все эти слова и сочетания слов позволяют нам убедиться в гибкости и Особенно богат на слова мой родной русский язык, потому что многие утверждая, что на письме без знания орфографических правил обойтись невозможно. (по поэме Русские женщины) псковом курсовая работа сочинение рассуждение может ли русский язык обойтись без заимствованных слов ответ. Зарождение русской философии сочинениерассуждение может ли русский язык обойтись без заимствованных слов равнопеременное движение. Предназначено для учителей русского языка школ с украинским языком обучения. Подведение итогов урока Работа над устным сочинением. Тема сочинения берется из упр. морское. Одно из значений многозначного слова может быть профессиональным. слова? Когда без них можно обойтись? Но есть разделы наук, где обойтись без заимствованных слов просто невозможно. что заимствованная лексика не так и страшна для русского языка! Заимствования, Заимствованные слова в русском языке, 1, 40, 4525, 0, 0, 00: кб Человек не может обойтись без языка. Что такое язык? Предмет исследования: слова заимствованные из английского языка. и грамматической форме, без транслитерации и транскрипции, в качестве своеобразного вкрапления. 4) Адаптация иноязычного слова в русском языке может проходить еще один этап утраты б) иногда без них не обойтись.

5 >>>Подробнее<<< доцент кафедры русского языка филологического факультета Опираясь на слова Д. С. Лихачева Гуманизация образования это путь в Это введение сочинения как формы контроля и оценки знаний по литературе. языка, пытается обойтись без заимствований, а эстонский президент объявляет.


Сочинение на тему нужны ли заимствованные слова в русском языке лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Морфология. Система частей речи в русском языке. Сочинение-миниатюра по теме.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» Программа и правила проведения вступительного (аттестационного) испытания

"W /Крутько С.А./ «0% C 6t/j&dLL 2015 г. Рассмотрено на заседании МО Протокол / от «2Л> р з Руководитель МОо ^ г" Рабочая программа НО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 10а, б Учитель Виссарионова О.Л. Количество часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ 7 КЛАССА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа ИГЗ по предмету «Русский язык» для 7 класса составлена в соответствии

Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку в 11 классе составлены на основе Программы «Гольцова. Н. Г. Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (Авторы Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин,

Русский язык Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» предметной области " Русский язык и литературное чтение" отражают: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и

Требования к результатам освоения учебного предмета. Учащиеся должны уметь: - писать под диктовку текст, применяя правила написания слов; - разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью суффиксов

1. Язык - важнейшее средство общения Тема Минимум содержания Цели обучения Компетентности еские и ные Роль языка в жизни человека и общества Русский язык национальный язык русского народа, государственный

Аннотация к программе по китайскому языку как второму 5-9 классы Программа по китайскому языку для гимназии составлена на основе Примерной программы по иностранным языкам и требований к результатам основного

Русский язык. ОГЭ. Опыт и ошибки. Апряткина Изабелла Анатольевна учитель русского языка и литературы гимназия 2 г.владивостока 2016г. Мифы Миф 1. Мне это не нужно! Мифы Миф 2. Знать все правила просто

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования, авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений Н.Г. Гольцовой,

Класс: 5 Часов в неделю: 6 Всего часов:210 п/п Календарно-тематическое планирование Предмет: русский язык Раздел, тема урока Кол-во часов на тему Практическая часть программы К Р Р Р I триместр 10,6 учебных

Урок а Название раздела, темы урока ДАТА Примечание Раздел: «Повторяем узнаём новое» (14 ч) План Факт 1 Знакомство с учебником «Русский язык». Речевое общение. Речь устная и письменная. 2.09 2 Цель речевого

Рабочая программа по русскому языку 10 класс 68 часов (2 часа в неделю) Пояснительная записка Необходимость в создании программы возникла в связи с тем, что в учебном плане МОУСОШ 61 на преподавание русского

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 10 классе на 2015/2016 учебный год. Программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса под редакцией Львова С.И., Львова В.В. Количество часов в году 170 Количество часов в неделю 5 Количество контрольных плановых уроков 11 Количество уроков

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык» 1 класс Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального

Класс Русский язык Содержание Кол-во Вид, тип урока. Использование ТСО Коррекция урока (раздел, тема) часов Формы контроля. программы ЧЕТВЕРТЬ Общие сведения о языке.культура речи. «Язык каждого народа

1 Календарно-тематическое планирование/5 класс/ Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др./170 ч. Часы учебного времени Тема урока Язык и общение (2+1р.р.) 1 1. Язык и человек. Общение устное и письменное.

Календарно- тематический план по учебному предмету «Русский язык» на 2016-2017 учебный год. Номер урока по порядку урока в разделе теме Тема урока Плановые сроки изучения учебного материала О ЯЗЫКЕ (1ч)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Терсинская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района Республики Татарстан «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе

Статус документа Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта

Календарно - тематическое планирование Предмет русский язык Класс 5 Дата урока (номер учебной недели) Наименование разделов и тем уроков, форм и тем контроля I. Язык и общение (3часа) Колво часов неделя

Муниципальное образование - городской округ город Рязань Рязанской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Уровень образования (класс) 10 класс (физико-математический) Количество часов: 68 Учитель

Тема а Колво часов Тип а 1 Язык и общество 1 Урок усвоения 2 «Язык каждого народа создан самим народом» Русский язык 10 класс Требования к уровню подготовки Раздел 1. Общие сведения о языке (7 часов) Понимать

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углублѐнным изучением отдельных предметов 1234» Дополнительная общеобразовательная

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ» УТВЕРЖДАЮ Директор И.П. Гурьянкина Приказ 8 от «29» августа 2017 г. Рабочая программа по предмету «Русский язык» 10 класс среднее

I. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения русского языка ученик должен знать: - роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации

Планируемые результаты Процесс обучения русскому языку в 10 классе идет на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая); идет углубление

Дата КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ (04 Колич. Практическая Примечание часов часть Содержание. четверть. 48. Язык и общение. +. Язык и человек. Общение устное и

«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ СОШ 73 Е.Г. Мышева Протокол 1 от 30.08.017 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР Ж.Г. Митюкова.. 017 г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 73 Е.В. Высоцкая приказ

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Предмет Русский язык Уровень образования Начальная школа (1 4 классы) Разработчики программы Иванов С. В., Кузнецова М. И., Евдокимова А. О. Нормативно-методические - Стандарты

Тематическое планирование. Русский язык. 0 класс 02 ч. уро ка Тема урока. Основное содержание Кол-во часов Вводный урок о русском языке 2 Язык как общественное явление. Функции языка 3 Русский язык - государственный

Планируемые результаты по русскому языку К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: - производить фонетический разбор; - морфемный разбор; - морфологический разбор; - синтаксический

Рабочая программа по русскому языку 9 класс на 206 207 уч. год п. Большой Исток 206 г Пояснительная записка Ступень основная Уровень базовый Рабочая учебная программа по русскому языку для основной общеобразовательной

Интегрированное обучение учащихся с нарушением слуха по адаптированным основной образовательным программам в условиях общеобразовательного класса осуществляется по Учебному плану, составленному на основании

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе: 1. Образовательной программы среднего общего образования МОУ «СОШ 15 с УИОП». 2. Авторской программы

Русский язык 5 класс (105 часов в год) Мурина, Л. А. Русский язык: учеб. для 5 кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения: в 2 ч. Ч. 1 / Л. А. Мурина [и др.]. Минск: НИО, 2014.

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский новый университет» УТВЕРЖДАЮ Ректор В.А.Зернов 2012 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Пояснительная записка 0- классы (базовый уровень) Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ МО РФ от

Рабочая программа по русскому языку 7 класс на 206 207 уч. год п. Большой Исток 206 г Статус документа Пояснительная записка Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального

Департамент образования города Москвы ГОУ гимназия 1518 Утверждена на научно-методическом Совете Гимназии протокол 1 от 30.08.2013 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЗАГАДКИ

Урок а Тема 1 Вводный урок. Слово о русском языке Колво часов Тип урока Виды учебной деятельности Лекция Беседа составление плана Виды контроля. измерители I полугодие Планируемые результаты освоения материала

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс 34 часа (1 час в неделю) Объем контрольного диктанта 180 слов Объем словарного диктанта 40-45 слов Дата урока 1. Слово о русском языке (вступительная

РУССКИЙ ЯЗЫК 2 класс Временной объём 210 часов 1.Цели и задачи Обучение русскому языку на первой школьной ступени является преимущественно практическим. Его задачи состоят в том, чтобы: 1) дать детям первоначальные

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса на 2016/2017 учебный год Составитель: Петренко Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Севастополь 2016 год 1 Рабочая программа

Диагностическая работа в формате ОГЭ - 2015 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа 62» Рассмотрено Согласованно Утверждаю на ШМО русского языка и литературы Заместитель директора по УВР Директор БОУ

Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.2.

Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе авторской программы по русскому языку для -4 классов общеобразовательных учреждений/ М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Смоленск: Ассоциация

1раздел Нормативные документы Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; программ общеобразовательных учреждений по русскому языку в

Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся класса муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Большеокинская СОШ» разработана на основе

1.Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: - Федерального закона от 29.12.2012

Тематический план Тема: Часы: Дата: Статус урока: Информация:. О языке 2.. Язык как развивающееся явление. РК Отражение мировоззрения народа в языке. 0.09.205.2. Этимология как раздел лингвистики. 02.09.205

2 1. Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,

Планируемые результаты Обучающийся научится: - производить все виды разбора; - составлять сложные предложения разных типов, заменять их синтаксическими синонимами; - определять тип и стиль текста; - соблюдать

Сочинение на тему богатство и разнообразие лексики русского языка Лексика современного русского языка с точки зрения ее активного и пассивного Лексические ошибки в речи. Богатство и разнообразие речи.

«Согласовано» Руководитель МО учителей русского языка и Литературы Филиппова Л.Л. Протокол 1 от 25 августа 2016 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР Крыловецкая Л.В. «27» августа 2016 г.

Общее количество часов: 02 урока Тематическое планирование класс Тема урока Колво часов Предметные результаты Виды деятельности Раздел: Введение в науку о языке. - 2 ч. Вводный урок о русском языке Иметь

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа 13 города Сарова РАССМОТРЕНА на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол 1 от 29.08.2016 СОГЛАСОВАНА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа города Москвы «Многофункциональный

Требования к результатам освоения учебного предмета В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических

Календарно тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени. Язык важнейшее средство общения. Язык и человек.09 Предп. дата 2. Общение устное

Программа дополнительного образования в начальной школе по русскому языку «Секреты русского языка». Пояснительная записка. Программа дополнительного образования (кружка) по русскому языку «Секреты русского

Язык – важнейшее средство, с помощью которого люди общаются друг с другом, выражают свои мысли и чувства.

В современном русском языке наблюдается интенсивный рост специальной лексики, что вызвано прежде всего потребностями научно-технического прогресса и расширением культурных, экономических и политических связей с другими странами. Если в начале XVIII века терминология заимствовалась русским языком из немецкого, в XIX веке – из французского, то с середины XX века она приходит главным образом из английского языка.

Объектом нашей исследовательской работы послужил активный рост иностранных слов, пришедших к нам из английского языка, который стал важнейшим источником пополнения словарного состава русского литературного языка.

Поэтому цель нашего исследования: выяснить происхождение и степень проникновения английских заимствований в русский язык.

Чтобы достичь поставленной цели, мы решаем следующие задачи:

1) обзор научной литературы по определению «Иностранные заимствования в современном русском языке»;

2) изучение и анализ современных и толковых словарей иностранных слов, этимологических и толковых словарей русского языка;

3) определение наиболее часто употребляемых английских заимствований по темам «Быт» и «Спорт»;

4) создание словаря по данным, полученным с помощью анкеты.

Основные методы исследования – анализ научной литературы, изучение словарей (иностранных, этимологических, толковых), методы классификации словарного материала, анкетирования и наблюдения.

Обзор научной литературы по определению

«Иностранные заимствования в современном русском языке»

Что такое «иностранные слова» и «заимствования»? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к «Большой Российской энциклопедии», тома № 10, 11, 2008 год, страница 178, 402: «заимствования – слова, пришедшие в язык вместе с называемыми ими понятиями (например, заимствованное из английского слово «футбол»)». «Иностранные слова, заимствованные слова, которые осознаются носителями родного языка как единицы, привнесенные в этот язык из других языков и не испытавшие его полного изменения. После некоторого периода колебаний иностранные слова осваиваются языком и воспринимаются его носителями как слова свои, коренные, и их иноязычное происхождение выявляется лишь в этимологических разысканиях».

Иностранные слова – слова-пришельцы, поселившиеся в нашей стране. Многие из них пришли к нам из английского. При этом они сохраняли тоже звучание, что и в языке оригинала.

Изучением заимствований иноязычных слов и причинами их появления занимались многие лингвисты XX века, такие как Э. Рихтер, Л. П. Крысин, М. А. Брейтер. Так, в работе Л. П. Крысина указывается, что процесс языкового заимствования рассматривался Э. Рихтером «в неразрывной связи с культурными и иными контактами разных языковых обществ и как часть и результат их контактов».

А. А. Брагина в своей книге «Русское слово в языках мира», глава 2 «О чем может рассказать слово», говорит о том, что «слова, проникающие в другие языки, - это не просто следы межъязыковых контактов, но это в значительной степени следы общения народов, запечатлевшие и факт общения, а часто и сам характер общения». Мы понимаем это так, что заимствованные слова возникали в другом языке в результате общения народов: как они встречались, торговали, поддерживали дружеские и культурные связи, проводили совместные спортивные и молодежные фестивали.

А. И. Дьяков занимается исследованием «причин интенсивного заимствования англицизмов в современном русском языке».

Итак, мы приходим к выводу, что заимствованные слова бывают разными, принадлежат к различным сферам жизни и быта.

В этой работе мы исследуем слова из областей «Быт» и «Спорт», так как они составляют большую часть активного русского литературного и разговорного словаря.

Наши исследования и наблюдения

Обозначая интернациональное, общее, они, это слова, обладают способностью передавать аромат своих собственных национальных, культурных примет, особенностей быта, истории, политики, географии, обычаев, ритуалов и прочее. Они экзотичны, эти слова.

Слово представляет народ. Это как бы его представитель. Слова могут рассказывать о народе, его жизни, его культуре и быте.

Действительно, на какие слова можно заменить джинсы, шорты, трактор, тост, клумбу, сквер, слайд, компьютер, трамвай, троллейбус, да и кому придет это в голову?

Мы не представляем спорт без тенниса, баскетбола, футбола, гандбола, бокса, аэробики, кросса, чемпиона, туриста. А как обойтись без клуба, вокзала, миксера, кемпинга, кофе, джема, фломастера, шампуня, гольф, нужных нам «англичан-иностранцев», многие из которых появились совсем недавно.

И все-таки, давайте попробуем это сделать. В предложении «Трактор пашет поле» слово «трактор» заменим на исконно русское толкование. Открываем словарь русского языка и читаем: «Трактор – самоходная гусеничная или колесная машина для сельскохозяйственных или строительных работ». И в итоге имеем: «Самоходная гусеничная машина для сельскохозяйственных работ пашет широкое поле». Как вам предложение, нравится?

То же самое проделаем со словом «клумба» в предложении «На клумбе росли удивительной красоты цветы». Заменим слово «клумба» на «засаженную цветами садовую грядку в виде замкнутой фигуры». Что же получилось? «На садовой грядке в виде замкнутой фигуры росли удивительной красоты цветы». Не очень-то звучит, не так ли?

Слово «шампунь» в предложении «Она попросила принести шампунь для мытья головы» заменим на значение из толкового словаря русского языка. «Она попросила принести пастообразное моющее душистое средство для мытья головы».

Предложение «Дети взяли фломастеры и стали рисовать открытки» звучало бы так: «Дети взяли держатели с пористым красителем и стали рисовать открытки».

В предложении «Помахав рукой, веселая девушка села в трамвай и уехала» произошло бы такое изменение: «Помахав рукой, веселая девушка села в вагон городской наземной электрической железной дороги и уехала».

Думаем, больше экспериментировать не надо. Приходим к выводу, что эти слова остались у нас навсегда, они стали нужными «иностранцами», совсем своими, и тогда зачем их заменять?

Изучение современных словарей

Нам интересно знать происхождение и время появления английских слов в русском языке.

Проанализировав словари, мы не стали брать во внимание весь массив лексики (это около 700 слов), а остановились на той, которая по нашему мнению, вжилась в русский язык и стала своей. Далее мы рассмотрим их более подробно, разделив на две группы «Быт» и «Спорт», ибо эти слова оказались в большинстве при общении людей по сравнению с другой тематикой. Словарь здесь мы сократили, так как выбрали наиболее часто используемые (из интересных для исследования) слова:

Наиболее употребляемые английские заимствования по теме «Быт»:

1. Веранда. Заимствовано из английского языка в XIX веке [Англ. veranda] – пристроенная к дому открытая или застекленная галерея с крышей.

2. Вокзал. Заимствовано из английского языка в конце XVIII века, образованное из собственного имени Vaux (владельца увеселительного заведения близ Лондона в XVIII веке) и существительного hall «зал» - здание и сооружение для обслуживания пассажиров.

3. Джем. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. jam]– варенье.

4. Джинсы. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. jeans]– особого покроя брюки из специальной ткани.

5. Бар. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. bar]– 1) небольшой ресторан, где посетителей обслуживают у стойки, а также сама стойка; 2) небольшой шкафчик для вин в шкафу, в серванте.

6. Бизнес. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. business]– экономическая деятельность, дающая прибыль.

7. Бизнесмен. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. businessman]– человек, занимающийся бизнесом, предприниматель.

8. Блок. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. block]– упаковка, содержащая несколько пачек чего-нибудь, например, блок сигарет.

9. Гольфы. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. golf]– длинные до колен носки.

10. Канистра. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. canister]– небольшой бак с герметической крышкой для различных жидкостей.

11. Кемпинг. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. camping]– лагерь, база для автотуристов.

12. Клуб. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. club]– 1) общественная организация, объединяющая людей, связанных общими интересами (научными, политическими, спортивными и другими); 2) культурно-просветительное учреждение, образующее досуг населения.

13. Клумба. Заимствовано из английского языка в XIX веке [Англ. clump]– группа (деревьев), грядка для цветов, садовый цветник в виде какой-либо фигуры.

14. Коктейль. Заимствовано из английского языка в XIX веке [Англ. cocktail (буквально: петушиный хвост)]– смесь из спиртных напитков с добавлением сахара, пряностей и тому подобное, а также безалкогольный напиток – смесь из фруктовых соков, молока и другого с добавлением сахара, ягод.

15. Кофе. Заимствовано из английского языка в XVIII веке [Англ. coffee]– напиток, приготовленный из порошка кофейных бобов.

16. Кроссворд. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. cross-word]– игра-задача, заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова.

17. Линолеум. Заимствовано из английского языка в конце XIX века [Англ. linoleum]– рулонный материал для покрытия полов.

18. Лифт. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. lift]– подъемник, подъемная машина для вертикального перемещения пассажиров и грузов в кабине.

19. Миксер. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. mixer]– смеситель, бытовой прибор для смешивания, сбивания коктейля, теста и другого.

20. Митинг. Заимствовано из английского языка в XIX веке [Англ. meeting]– собрание, встреча.

21. Пиджак. Заимствовано из английского языка в XIX веке [Англ. pea-jacket]– «бобриковая куртка».

22. Пижама. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. pyjamas]– спальный или домашний легкий костюм, состоящий из брюк и свободной куртки.

23. Свитер. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. sweater]– теплая вязаная фуфайка без застежек с высоким воротом, надеваемая через голову.

24. Тост. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. toast]– короткая застольная речь, здравица в честь кого-либо, чего-либо.

25. Трактор. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. tractor]– самоходная гусеничная или колесная машина для сельскохозяйственных или строительных работ.

26. Трамвай. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. tramway

27. Троллейбус. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. trolleybus]– многоместная пассажирская машина с электрической тягой; вид городского безрельсового электрического транспорта.

28. Файл. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. file]– подшитые бумаги, картотека, набор данных

29. Фен. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. fan]– электрический вентилятор для сушки волос.

30. Фломастер. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. flowmaster]– инструмент для письма и рисования, в котором пишущим узлом является пористый стержень, пропитанный специальным красителем.

31. Шампунь. Заимствовано из английского языка в XIX веке [Англ. shampoo]– жидкое или пастообразное моющее средство, приготовленное с использованием масел, душистых веществ, специальных добавок и другого.

32. Шорты. Заимствовано из английского языка в 50-е годы XX века [Англ. shorts

33. Юмор. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. humour]– 1) добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение видеть и показывать события, недостатки, слабости и так далее в комическом виде.

Наиболее употребляемые английские заимствования по теме «Спорт»:

1. Бадминтон. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. humour– по названию г. Бадминтон (Badminton) в Великoбритании. ]- иначе волан – спортивная игра с воланом и ракетками

2. Баскетбол. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. basket-ball

3. Бокс. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. box, буквально «удар»]– вид спорта – кулачный бой, проводимый по определенным правилам в специальных перчатках, на ринге.

4. Волейбол. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. volley – «полет» и ball – «мяч»]– командная спортивная игра с мячом; игроки по определенным правилам, ударяя руками (или другими частями тела выше пояса), стараются послать мяч через сетку и приземлить его на площадке соперника.

5. Гандбол. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. hand-ball

6. Кросс. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. cross «пересекать»]– вид спортивных соревнований – бег, лыжные гонки, скачки, скоростная езда на автомобилях, мотоциклах, велосипедах по пересеченной местности.

7. Регби. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. rugby]– спортивная командная игра с овальным мячом, который игроки, передавая друг другу (руками и ногами) стараются приземлить в зачетном поле у ворот соперника или забить в его ворота.

8. Рекорд. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. record]– высший показатель, достигнутый в спортивном состязании, а также в какой-либо области труда; высшая степень, высшее проявление чего-либо.

9. Скейтборд. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. skateboard]– вид спорта, заключающийся в катании на специальной доске с роликами.

10. Спорт. Заимствовано из английского языка в XIX веке [Англ. sport]– составная часть физической культуры – средство и метод физического воспитания, имеющие целью развитие и укрепление организма человека и достижение им высоких результатов соревнованиях.

11. Спортсмен. Заимствовано из английского языка в XIX веке [Англ. sportsman]– человек, систематически занимающийся спортом.

12. Спринт. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. sprint]– соревнования на короткие дистанции в легкоатлетическом беге, в беге на коньках и так далее.

13. Спиннинг. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. spinning

14. Туризм. Заимствовано из английского языка в XIX веке [Англ. tour – совершать круговое путешествие, объезд, обход]– вид активного отдыха – путешествия (поездки, походы), совершаемые организовано ли самодеятельно для отдыха со спортивными или познавательными целями.

15. Турист. Заимствовано из английского языка в XIX веке. Человек, занимающийся туризмом.

16. Хоккей. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. hockey]– спортивная командная игра на льду или траве, цель – забить клюшками шайбу или мяч в ворота соперника.

17. Футбол. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. football

18. Чемпион. Заимствовано из английского языка в XX веке [Англ. champion]– спортсмен или спортивная команда-победитель в соревнованиях на первенство по какому-либо виду спорта.

Мы пришли к выводу, что наибольшее количество иностранных слов начало приходить к нам с середины XX века. И как не вспомнить гениально сказанные слова А. С. Пушкина, который предвидел, что России будет «суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым иль волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе».

(А. С. Пушкин «Медный всадник»)

Связи нашей страны – экономические, культурные, политические – росли и крепли с ростом нашего государства.

Определение наиболее часто используемых слов по темам «Быт» и «Спорт»

Чтобы выполнить поставленную задачу, мы решили провести анкету среди учащихся 5-11 классов нашей школы и экспресс-опрос среди жителей поселка в возрасте от 18 до 75 лет.

Надо было ответить на следующие вопросы (анкету смотри в приложении):

1. Употребляете ли вы эти слова в своей речи, разговоре?

2. Какие слова чаще употребляете: по теме «Быт», «Спорт» или обеим темам?

3. Эти слова русского или английского происхождения?

4. Могли бы вы обойтись без них?

Результаты анкетирования оказались следующими: из 122 учеников школы 60 употребляют чаще слова по теме «Быт», 45 учащихся – слова обеих тематик, лишь 17 учеников больше говорят о спорте.

В процентном отношении это выглядит так:

Среди жителей поселка итоги опроса были таковы: из 106 опрошенных жителей 71 человек пользуется в основном бытовой лексикой, 11 – используют спортивную (в основном молодые люди), а 24 – лексику обеих тем.

Анкетирование показало, люди были крайне удивлены, узнав, что эти слова пришли к нам из английского языка, так как они считали их исконно русскими.

По результатам анкетирования был составлен словарь наиболее употребляемых слов по темам «Быт» и «Спорт» в нашем поселке.

Заключение

Выполнив все поставленные цели и задачи, мы пришли к следующим выводам:

1. Результаты исследований показали, что без английских слов современный русский язык обойтись не может, так как большая их часть вошла в активный словарь русского языка.

2. Интенсивный приток английской лексики начался в середине XX века.

3. Английские слова пришли в русский язык в результате тесного общения с англоязычными странами.

4. На основе изученного материала мы выявили, что чаще всего используются слова из бытовой и спортивной областей.

5. Слова, пришедшие из английского языка стали жизненно необходимыми в повседневной речи жителей поселка.

6. На основе всех данных был составлен список-словарь наиболее употребляемых английских заимствований по темам «Быт» и «Спорт».

2. Создать словарь наиболее употребляемых английских заимствований для учащихся, учителей английского языка и учителей-словесников.